Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 сентября 2022,  23:55

Почему Наталья Кулик из Грайворона чувствует себя в детском саду на своём месте

Почему Наталья Кулик из Грайворона чувствует себя в детском саду на своём местеФото: freepik.com
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

В конце нашей беседы воспитатель грайворонского детского сада «Капелька» Наталья Кулик делится своим, как она говорит, девизом в работе.

«Что важно для воспитателя? Спуститься с высоты своего знания до уровня ребёнка, а потом вместе с ним подняться наверх. Я часто спрашиваю детей на занятии: «Ребята, а что это у нас – шарик или кубик? Забыла совсем!». И уже они начинают меня как будто учить, показывать, рассказывать. Они удивлены? Естественно!»

В педагогике Наталья Андреевна уже больше 15 лет и уверена, что именно в детском саду нашла то, зачем пришла в эту профессию.

Эмоциональный заряд

Кто и как становится педагогом? Если спрашивать об этом учителей, воспитателей, одним словом, наставников, ответы будут разными. Но нередко можно услышать, что эту профессию выбирают, чтобы продолжить семейную династию. Наталья Кулик не исключение.

«Моя мама работала учителем истории, сейчас она преподаёт в начальных классах. Можно сказать, что эта профессия в моей жизни с самого детства. Я видела, как работает мама, и хотела стать учителем начальных классов, наверное, потому что сама не ходила до школы в детский сад, – рассказывает Наталья Андреевна. – Я родом из села Красный Куток Борисовского района, и там его не было, за мной до первого класса смотрела бабушка».

Наталья Кулик со своими воспитанниками Наталья Кулик со своими воспитанниками / Фото: Владимир Юрченко

Первым шагом к будущей любимой профессии для Натальи стал Белгородский педагогический колледж.

«Поступила на воспитателя, училась, на практике было интересно, но закрадывались мысли: «Может быть, преподавать в начальной школе было бы интереснее?». А когда я пришла работать в детский сад, то поняла, что той эмоцио­нальной отдачи, которую получаешь от таких малышей, не найдёшь нигде. И это настолько затягивает! – признаётся Наталья Кулик. – Есть у меня коллеги, которые сменили профессию, уйдя в другие сферы деятельности, и им всё равно не хватает этого эмоционального заряда, который получаешь, работая с детками».

«Приходите к нам!»

После педколледжа молодой педагог устроилась в Борисовскую специальную школу-интернат VIII вида. Это была своего рода и профессиональная школа для Натальи Кулик, и возможность удостовериться в своём педагогическом призвании.

«Работать с сиротами очень сложно, когда ты молодая девчонка и у тебя самой пока нет детей. Все тебя мамой называют, уходишь – плачут, – вспоминает сегодня Наталья Андреевна. – И ты в свои 19 лет чувствуешь за них большую ответственность, жалеешь их. Все мои детские игрушки, в которые сама ещё играла, туда ушли. Но это была действительно определённая школа для меня, когда нужно понимать, какую работу ты должен делать, чем ты можешь помочь детям».

Когда школу-интернат закрыли, Наталья Кулик, окончившая к тому времени Курский госуниверситет со специальностью «специальный психолог», устроилась в среднюю школу № 1 им. А. М. Рудого в Борисовке.

«Не пожалела о выбранной специальности, – рассказывает она. – База специальной психологии мне и сейчас помогает в работе с детьми. Да и вуз подтолкнул меня к дополнительному саморазвитию в психологии. Я до сих пор учусь на курсах, вебинарах, потому что мне это интересно».

Выйдя замуж, Наталья Кулик переехала в Грайворон. А затем, ещё не выйдя из декретного отпуска, пришла устраивать ребёнка в детский сад и получила приглашение: «Приходите к нам!». В «Капельке» она работает с 2015 года.

«Сначала было волнительно: воспитателем я работала с детьми-сиротами, а тут надо помнить ещё и о взаимодействии с родителями детей – это тоже очень ответственно, – рассказывает Наталья Андреевна. – Проработала, наверное, месяц и поняла, что нашла своё место: вот она, жизнь! Набираешь малышей, таких несмышлят, которые отрываются от мамы, плачут, ты их успокаиваешь. А потом вот они, в подготовительной группе, и это уже твоя гордость, дети, в которых ты вложила все свои силы, эмоции, знания».

За годы работы Наталья Кулик отправила в первый класс своих воспитанников пока только однажды, поэтому признаётся: расставаться с ними было сложно.

«Когда дети с тобой рядом несколько лет, их воспринимаешь не как работу, а уже как своих близких. А тут надо понять, что они отрываются от тебя и уходят, – рассказывает Наталья Андреевна. – Это тяжело, но потом набираешь малышей – и ещё больший шквал эмоций, забот всё перекрывает. Вообще мне кажется, что с большими выпусками нервная система укрепится. Сейчас моим воспитанникам по четыре года, выпущу их из детского сада – тогда скажу точно, так это или нет».

Наталья Кулик рассказывает: её воспитанники, теперешние школьники, часто встречают её в городе.

«В любой момент можно через весь парк или магазин услышать: «Здравствуйте, Наталья Андреевна!». Из моего первого выпуска мы общаемся со многими родителями, с кем‑то в дружеских отношениях, у меня ребёнок – ровесник их детей», – говорит она.

Её «Педагогическая поэма»

Воспитатель признаётся, что педагогика помогла ей состояться и как маме.

«У меня две дочери, Алина и Аня. Старшая учится в четвёртом классе, младшая ходит в среднюю группу детского сада, параллельную с моей. Так что, окончив смену воспитателем, заступаю на работу мамой, – улыбается она. – Я стараюсь много сил отдавать семье и считаю, что это очень важно для женщины. Пусть это избитая фраза – хранительница семейного очага, – но именно так и есть, мне кажется. А супруг от педагогики далёк, он индивидуальный предприниматель».

Чему ещё старается отдавать как можно больше времени Наталья Кулик, так это чтению. На своём сайте в Интернете она перечисляет множество книг, которые сформировали её внутренний мир. В основном это русская классика, но об одном произведении она рассказывает отдельно.

«Учась в педколледже, я прочла «Педагогическую поэму» Антона Макаренко. Читала долго, потому что какие‑то эпизоды тяжело воспринимались, но пролистать было невозможно. Прочитанное откладывалось в голове. Хорошо помню, как некоторые образы засели в мыслях, я что‑то примеряла на себя: «А смогла бы я так?» Часто приходила к мысли, что для этого нужны были терпение, целеустремлённость и выдержка», – говорит Наталья Андреевна.

Она рассказывает, что следит за публикациями современных педагогов и психологов.

«Мне, например, нравится точка зрения педагога Димы Зицера на построение детско-родительских отношений. В них он делает упор на партнёрство, на признание ребёнка изначально индивидом и личностью: мы, родители и педагоги, только помогаем ему формироваться, – говорит Наталья Кулик. – Слежу за победителем конкурса «Воспитатель года России» 2019 года Анастасией Шлемко, работающей в подмосковных Химках. Это такой для меня маячок, идеал воспитателя, к которому хочется стремиться».

В этом году Наталья Андреевна, победив на муниципальном этапе конкурса «Воспитатель года», участвовала в областном и стала его лауреатом. Признаётся: хотелось попробовать свои силы.

До нашей беседы с Натальей Кулик заведующая «Капелькой» Наталья Горшкова рассказала: главный принцип работы педагогов – делать так, чтобы воспитанники в нём каждый день удивлялись чему‑то новому.

«Без удивления, без интереса детей мы не сможем с ними работать, – добавляет Наталья Кулик. – Но каждый ребёнок приходит с разным настроением, и у кого‑то оно такое, что, может, не стоит удивлять, а надо обнять и разделить его печаль оттого, что мама на работу ушла. В минуты, когда саму меня одолевает усталость, дети это тоже чувствуют и стараются отвлечь. И тогда от них уже заряжаешься позитивом, всё уходит на второй план».

— То есть вы на работе пишете свою педагогическую поэму?

— Наверное, все педагоги её пишут. Каждый новый день на работе – это новая страничка педагогической поэмы. Той самой, где тебя ждут дети. И мне это очень нравится.
 

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×