По воле ветра и своей
-
Спортивная смена
-
Спортивная смена
Как сборная Белгородской области по парапланерному спорту выиграла чемпионат России.
Двадцать лет полётов
В наших краях летать на парапланах начали с 2000-х. В 2003 году в Старом Осколе было три пилота, затем присоединились белгородцы, губкинцы, алексеевцы. В 2007-м Виталий Шестаков создал в Старом Осколе парапланерный клуб «Секущая Белка». Тогда же пилоты выступили на соревнованиях в Болгарии — так белгородские парапланеристы делали первые шаги в профессиональном спорте. Уже через три года на Кубке России в Турции наши спортсмены показали более-менее приличные результаты — заняли 17 и 19 места из 87 участников. В 2011-м они снова вошли в топ-20.
Официальная сборная Белгородской области сформировалась недавно, в 2020 году, и сразу проявила себя. Наши парапланеристы дважды стали призёрами Russian Flatlands Open в Тульской области (2-е место в 2020 году и 3-е в 2022 м), заняли 4-е место на Кубке России — 2022. А чемпионат страны в дисциплине «Параплан — парящий полёт» принёс белгородцам первый серьёзный успех — победу в региональном зачёте. Кроме того, 2-е место заняла фан-команда «Истребители Сухого». Три пилота из сборной области — Александр Виноградов, Илья Шашин, Игорь Синица — вошли в топ-10 из 115 участников.
Соревнования проходили в августе под Пятигорском, у горы Юца. С оплатой взносов спортсменам частично помогло старооскольское управление физкультуры и спорта. Сборную Белгородской области сформировали по итогам регионального чемпионата — 2021. В её состав вошли старооскольцы Владислав Кузин (первый в области парапланерист, удостоенный звания мастера спорта), Андрей Тихонов (КМС) и Максим Бородин (2 й взрослый разряд), белгородцы Игорь Синица, Илья Шашин (оба КМС) и Александр Жигалов (2-й взрослый разряд), а также воронежцы Александр Виноградов (МС) и Сергей Чернышёв (1-й взрослый).
Владислав Кузин рассказал нам об историческом достижении, экономике парапланеризма и его романтике.
Личный незачёт, командный триумф
— Погода позволила разыграть четыре упражнения за семь соревновательных дней. Почти все упражнения летелись на высоте менее 2 тыс. метров над рельефом. Половина нашей сборной не смогла показать достойный результат в личном зачёте. Зато настоящий класс показали ребята из Белгорода (фан-команда «Истребители Сухого»), они с первых тасков (задач) заняли лидерские позиции.
Я смог добавить результат в копилку сборной только в последнем упражнении, финишировав 8-м из 115 пилотов. Всего в тот день до финиша долетели только 20 человек. Это был самый длинный таск — почти 100 км, летели 5,5 часов, иногда опускаясь до 150 м над рельефом и порой набирая 2 700 м высоты. Когда недалеко от финиша увидел почти всех наших ребят, обрадовался, понимал, что мы вместе улучшим позиции сборной области. До последнего таска наша команда была на 2-м месте, но результат в этом упражнении помог подняться на высшую ступень пьедестала.
К сожалению, моя фан-команда «Секущая Белка» заняла только 8-е место. Да и лично для меня выступление было не очень удачным — только 19-е место в индивидуальном зачёте. Вообще на этом чемпионате из‑за необычных погодных условий многие топ-пилоты не показали хороший результат. Глеб Сухоцкий, лидер сборной России, получил серьёзную травму — на восстановление ему понадобится три месяца.
Чем парапланерный спорт отличается от обычных полётов
— Обычные маршрутные полёты можно совершать на крыле любого уровня. Тут мы получаем удовольствие от полёта — нет нужды торопиться, гнать куда‑то. Ты всегда ждёшь других пилотов, чтобы лететь вместе, можешь выбрать, куда и как.
На соревнованиях всё иначе. Если твоя цель подиум, ты обязан летать тактически грамотно и при этом быстро, а для этого необходимо оборудование высокого уровня. Члены сборной области в этом году ответственно подошли к делу — обновили парапланы и подвески (подвесные системы, в которых сидят пилоты). Некоторым помогли спонсоры. Так что все белгородские ребята летали на серьёзных спортивных крыльях. Это снижает безопасность, но наши спортсмены достаточно опытные, чтобы управлять профессиональной техникой.
Соревновательная подвеска обязательно должна быть с передним и задним обтекателем — для снижения аэродинамического сопротивления. Дорог каждый метр высоты. А обычные подвески на длинных переходах увеличивают сопротивление воздуха — теряются высота, скорость и, как следствие, драгоценное время.
Мы используем приборы, которые показывают оптимальный маршрут, предполагаемую высоту над следующей целью, помогают центровать воздушные потоки. В 2010–2015 годах летали без них, и это было тяжело. На соревнованиях высокого уровня задачу обычно ставят в пределах 50–100 км. В хорошую погоду на 100 км задачи уходит 3–4 часа. У меня максимальный набор высоты был 4,7 км в Казахстане, а самый протяжённый маршрут — 117-километровый «треугольник» в Колумбии. Мировой рекорд полёта на параплане — 551 км, рекорд России — 405 км.
Цена вопроса
— Чтобы начать летать, достаточно 100 тыс. рублей для б/у снаряжения. И желательно пройти курс в лётной школе у опытного инструктора — для пилотов выходного дня этого хватит. А вот оборудование для спорта высших достижений будет стоить от 4 до 6 тыс. евро. Плюс оплата взносов, проезда, проживания и т. д. для участия в соревнованиях.
Облачная опасность
— Хорошая погода для параплана — когда высота базы облаков (и соответственно максимальная высота полёта) от 2 тыс. метров. Но мы летаем и когда база облаков не превышает 800 м. Это значительно сложнее, но позволяет тренировать навыки и тактику пилотирования в слабых условиях. В облака стараемся не залетать, на соревнованиях это категорически запрещено. Из‑за повышенной влажности в облаке можно повредить параплан, столкнуться с другим пилотом (или рельефом) ввиду ограниченной видимости. Особенно это актуально в горной местности.
Если небо закрыто
— Обычно тренируемся в Белгородской области на небольших горках под разные ветра, а также на пассивной лебёдке. Это когда автомобиль с троссом затягивает тебя на высоту 300–700 метров; отцепляешь трос — и дальше летишь по маршруту. К сожалению, в 2022 году небо области для нас закрыто, из‑за этого мы упустили много лётного времени. Приходилось тренироваться на лебёдке в Подмосковье и Тульской области.
В России лётный сезон с апреля по сентябрь, но по факту почти все соревнования проходят с мая по август. Осенью и зимой в идеале ездить за границу — и для соревнований, и для маршрутных полётов. Обычно это Индия, ЮАР и Колумбия. В конце августа отлично летается в Казахстане. Раньше классным местом был Непал, город Покхара, но в 2021 году там построили аэропорт и полёты на парапланах запретили.
Сейчас всероссийская Федерация сверхлёгкой авиации под санкциями, и нас на международные старты не пускают. Ведутся переговоры с Индией, ЮАР и Колумбией о возможности организовывать свои соревнования в этих странах.
Перспективы сборной
— Сейчас у нас хороший основной состав — 6 опытных спортсменов и 2 начинающих. Вообще пилотов в области немало, человек 40, но не все готовы посвящать себя спорту. Поэтому приглашаем людей из других регионов, например из Воронежской области, где нет своей федерации. Очень надеемся на административную и финансовую поддержку нашей сборной со стороны министерства спорта Белгородской области. Это позволило бы участвовать в большем количестве соревнований, привлекать новых перспективных пилотов.
Трёхмерная свобода
— Однажды попробовав свободный полёт без инструктора и мотора, набрав первый километр высоты, пролетев первый маршрут, ты уже не сможешь без этого жить. Это то, что вновь и вновь хочется ощутить — полную свободу в трёхмерном пространстве, без привязки к плоскости. И хорошо, когда твоё увлечение поддерживает семья, ездит с тобой на соревнования. Парапланерный спорт — это же не просто полёты. Это общение с ведущими российскими и иностранными пилотами, мастер-классы, совместные посиделки. Соревнования заканчиваются, и ты ждёшь следующих, чтобы вернуться в эту атмосферу.