В куклах ровеньской мастерицы люди узнают своих знакомых и родственников
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
В зале Ровеньского краеведческого музея до конца сентября проходит выставка Натальи Супруновой.
Надо уметь всё
В витринах разместились тряпичные куколки в народном стиле, на демонстрационных столах, словно живые, – из полимерной глины. Простенки украшают картины, вышитые матерью Натальи Юрьевны, – от неё передалась любовь к рукоделию и самой мастерице:
«У нас семья творческая: дедушка делал мебель, бабушка вязала кружевные салфетки, моя старшая дочь работает с текстилем – она народный мастер Белгородской области, а младшая вышивает крестиком и изготавливает бижутерию из бисера. Я любила шить со школы, потом научилась вышивать, а с 2010 года «загорелась» куклами – с таким хобби надо уметь всё! Нужно быть одновременно и скульптором, и художником, и портным, и сапожником, и парикмахером».
К сложному производственному процессу Наталья Юрьевна готовилась с должной ответственностью: собирала информацию об особенностях работы с пластиком, о технологии покраски и тонировки, создании причёски…
«У меня получилось две толстые папки со всякими распечатками! – рассказывает она. – После узнала про книгу известного художника-кукольника Натальи Лопусовой-Томской и приступила к делу по её методу. Мои первые куколки были из папье-маше».
Со временем увлечение стало основным занятием:
«Меня пригласили работать в районную станцию юных натуралистов. Надо было составить образовательную программу – научить девочек разбираться в цветах и структурах тканей, держать иголку с ниткой, шить, вышивать. Так и появились тряпичные куклы: и авторские, и те, чью конструкцию заимствовала у художников-этнографов. Я смеялась и говорила: занимаюсь любимым делом и ещё получаю за это деньги!»
Будуарные и статуарные
С опытом Наталья Юрьевна перешла от папье-маше к другим материалам – самозатвердевающей и запекаемой полимерным глинам. Куклы получаются смешанного типа: тела мягконабивные, а конечности глиняные.
«У будуарных кукол нет проволочного каркаса, только утяжелитель в нижней части, чтобы сидели, – объясняет она. – А у статуарных, которые находятся в статичном положении, каркас есть, на него наращиваются объёмы синтепоном или вспененным полиэтиленом. Я делала и полностью подвижные тела по тому же принципу, что фигурки в кукольных мультфильмах. Этому училась на курсе Игоря Хилова в Школе кукольного дизайна в Москве».
Для придания большей реалистичности образу мастер прорабатывает детали, вплоть до ноготков на руках.
«Главное – выдержать пропорции, – делится секретами мастерства Наталья Супрунова. – С головой намного тяжелее. Обучение начинается с мужского лица; женское на него похоже, но черты мягче; а у возрастных мышцы слабеют, линии опускаются».
Правильно подобрать волокно для причёски и собрать её – тоже непростая задача:
«Предпочтение отдаю натуральной шерсти с соответствующей обработкой. Я клею пряди прямо к «скальпу», а потом делаю укладку».
Свои тонкости есть и в поиске подходящей ткани для костюма, ведь она должна смотреться реалистично, а кройка и моделирование миниатюрных вещей требуют особого умения. И всё же для Натальи Юрьевны самый сложный этап в изготовлении кукол – разработка идеи.
Перед лицом зрителя
В куклах она воплощает не только персонажей устного творчества, книг и фильмов, но и исторические эпохи, и порой совершенно фантастические миры:
«Была у меня куколка в голубеньком платьице и шляпке. Я хотела передать образ юной девушки, живущей в предреволюционную эпоху в России. Она ещё не взрослая, но уже не ребёнок, и на руках сидит нежный Пьеро. «Последняя кукла детства» – так назвала эту композицию».
Или вот, «Тётя Дуся с огурцами». Как‑то собиралась ехать на выставку на московской Тишинке и думала: нужно показать столичному зрителю что‑то такое, что окунёт его в прошлое. Может, напомнит о каникулах в деревне. А что, если я сделаю улыбчивую бабушку, идущую с огорода с огурцами? И не прогадала! Многие узнавали в ней своих родственниц и знакомых. Один мужчина сказал: «О, это ж вылитая моя тётушка»! И на следующий день вместе с ней приехал.
С радостью мастерица принимает участие в мероприятиях, посвящённых искусству куклы, в послужном списке – Воронеж, Нижний Новгород, Москва, Минск. С 2015 года Наталья Юрьевна завела традицию посещать «Весенний бал кукол» в торгово-выставочном комплексе «Тишинка», случалось бывать и на грандиозной ежегодной выставке в Старом Гостином дворе.
«Недавно были на фестивале в Холках. Люди подходили, разглядывали кукол. Среди них шёл наш губернатор, остановился, стал задавать вопросы. И решил приобрести одну куклу в подарок для внучки! Я засуетилась: надо же и коробку подготовить, и сертификат положить – это обязательно для авторского изделия. В паспорте куклы должны быть указаны её размеры, материал, из которого изготовлена, год создания и имя мастера».
«Мне мужчины нравятся»
Мастерица любит все свои творения одинаково, но признаёт превосходство некоторых:
«Мне мои мужчины нравятся. Даже кто‑то из друзей-кукольников говорил, что они получаются у меня лучше женщин».
Вдохновить на новый образ могут творения коллег, прочитанная книга, фильм или картина:
«По‑всякому бывает: то ткань понравится, то бисер приглянётся, и приходят мысли, куда приспособить. Случается, что конкурс объявляют, а я попадаю в тренд. Например, парочку телеграфиста Ятя и акушерки Змеюкиной из фильма «Свадьба» по мотивам пьесы Антона Чехова я хотела сделать давно – с детства их обожаю! А тут как раз намечается международный конкурс авторских кукол «History of Fashion» с темой «Кино». Конечно, Змеюкиной до статуса иконы моды далеко, но дама полу-света в исполнении Веры Марецкой чем не красавица? А для воронежской выставки по теме «Петровские ассамблеи» сделала мавра в костюме XVIII века, его прототипом стал арап Петра Великого, предок нашего Александра Пушкина».
Дама на пуфике
Наталья Супрунова признаётся, что идеи для будущих проектов уже есть:
«Сделаю композицию «Уж замуж невтерпёж». Как‑то мне на глаза попалась копия старой газеты с объявлениями для знакомств, где каждый сам себя рекламировал. Думаю, посажу даму в пеньюаре и папильотках на пуфик и вручу ей газету. На мой взгляд, образ подходит под такую тему».
Несмотря на временную меланхолию, мастерица не допускает мысли о том, чтобы бросить творчество.
«А куда ж я дену всё, – улыбается она. – Это ведь целая мастерская! В моей комнате стоят два шкафа, тумба и стол – везде куклы. Остальные в прихожей и гостиной расположились. Сейчас на выставку их отправила – и сразу голо и пусто. Куклы стали для меня частью жизни».