Наталья Игнатенко: «Теперь Белгород – это музыкальная Мекка»
Гендиректор Фонда Елены Образцовой побывала на фестивале BelgorodMusicFest в конце августа
-
Статья
-
Статья
Корреспонденту «БелПрессы» тогда удалось встретиться с руководителем благотворительного фонда поддержки музыкального искусства. Вот основные тезисы беседы.
О городе и фестивале
«В 2014 году Борислав Струлёв пригласил Елену Образцову в Белгород на открытие III Международного фестиваля. Она приезжала в марте, я была с ней, и тогда мы как‑то не заметили этой красоты города.
Ухоженность Белгорода, его возраст (в хорошем смысле этого слова) заметны сейчас в дни фестиваля (BelgorodMusicFest проходил 26–28 августа), когда музыка вышла из стен вашей прекрасной филармонии. Этот оpen air нам очень нужен. Белгород стал похож на Зальцбург. В России не так много музыкальных фестивалей классической музыки.
У иркутянина Дениса Мацуева – «Звёзды» на Байкале», у новосибирца Вадима Репина – «Транссибирский арт-фестиваль», у Борислава Струлёва – BelgorodMusicFest. Огромная благодарность ему – организатору – и вашему губернатору Вячеславу Гладкову, который поддержал фестиваль, вносил предложения в его проведение. Пусть завидуют другие губернаторы. Теперь Белгород – это музыкальная Мекка, сюда хочется приезжать. Даже если фестиваль в формате оpen air не повторится и нас не будут приглашать с оперным балом, но эта идея проведения на открытом воздухе должна жить дальше.
Мне даже захотелось сделать мероприятие и посвятить фестиваль не только Елене Васильевне [Образцовой]. Думаю, не нужно забывать Дмитрия Хворостовского, Ирину Архипову. Культура оперного пения важна для всех россиян. Раньше я участвовала с нашими артистами в западных фестивалях. В этом году я привезла сюда певцов и певиц и не пожалела: мне хочется музыкой оживлять небольшие города России. Это, кстати, всегда приветствовала Елена Васильевна».
О Елене Образцовой
«Она была великая и при этом совершенный ребёнок: светлая, очень земная, тактичная, ранимая и общительная. Для того чтобы участвовать в её оперных балах, меняли свои графики звёзды первой величины: Анна Нетребко, Дмитрий Хворостовский, Хосе Кура, Мария Гулегина. Все хотели её поздравить, потому что к добру добро тянется, а талантливое притягивает к себе талант.
Образцова открывала новые имена на своих конкурсах молодых исполнителей. Например, оперная легенда Ольга Пудова уже почти 20 лет на сцене Мариинского театра, а когда‑то была победителем молодёжного конкурса Елены Образцовой и получила из её рук награду – личное бриллиантовое колье – за прекрасное исполнение и уникальное лирико-колоратурное сопрано.
Елена Васильевна была необыкновенным патриотом России. Ей поступали предложения, чтобы остаться на Западе. Это была бы, как сейчас говорят, бомба. Но она всегда отказывалась наотрез. Боялась оторваться от Родины и считала, что, если уедет, боженька лишит её голоса навсегда. Она оставалась русским человеком по природе, советским – по воспитанию».
О безопасности
«Меня в этот раз спрашивали: не отказывались ли оперные певцы ехать в не самый безопасный, прифронтовой Белгород? Ситуация, конечно, непростая и тревожная. И я понимаю людей, что опасения есть. Но если живущие здесь люди замкнутся в себе, начнут эту тревогу пестовать, могут начаться паника и депрессия. Сегодняшняя музыка как лекарство, как антибиотик, придуманный во время войны и спасший жизни.
На фестивале переплелись классика, джаз, рок, современная музыка, поэзия, живопись – и это эмоциональное потрясение. Я обошла все площадки и три дня испытывала неизъяснимое удовольствие. Борислав Струлёв показал себя не только потрясающим виолончелистом, музыкантом, но и прекрасным организатором. Я удивляюсь, как он выжил в такой неукротимой энергетике движения все эти дни».
Об артистах
«У каждого оперного артиста, приехавшего на фестиваль в Белгород, реальная интернациональная карьера. Они востребованы и желанны на всех сценах мира. Нет, никакого запрета русской культуры, который провозглашали европейские и американские политики, не случилось. Руководители мировых оперных театров не поддержали санкции.
Например, Мария Баракова, как только окончился концерт, уехала на поезде в Москву, и потом на перекладных, как теперь приходится, полетела в Нью-Йорк, потому что один из самых знаменитых театров – «Метрополитен-опера» – начинает свой сезон с русской оперы Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова». Два месяца там спектакли, а потом она перелетает в миланский «Ла Скала». Там сезон начнётся опять с русской музыки, будет звучать «Борис Годунов». И когда я позвала Марию в Белгород, в короткий период своего отпуска, она, не раздумывая, приехала.
Мы, когда с Бориславом составляли программу выступлений оперных актёров, понимали: желающих будет много. Уже после утверждения фестивального оперного репертуара стать участниками хотело великое множество наших певцов».
О волонтёрах и зрителях
«Организация фестиваля очень достойная. Нас всех встречают, провожают, билеты забронированы, у меня есть возможность перемещаться на транспорте с площадки на площадку. Волонтёры очень много, и работают они на «отлично». Такой пример приведу: мы стояли у сцены, смотрели концерт, со мной были зрители старшего возраста, и тут нам без всякой просьбы организовали стулья. Эта забота в мелочах очень трогательна.
Прекрасная и нужная задумка – партер на площади перед сценой, где можно зрителям сидеть во время концерта. Также есть места, где можно подвигаться. Если понадобится, можно выйти с площадки. Кстати, отмечу, что никто с концерта не уходит. Это просто феномен для меня.
Великолепная охрана. Во время концерта я поинтересовалась, сколько может быть на площади народа, они ответили, что примерно 35 тысяч. Мы посмотрели по записи, концерт длился – 3 часа 18 минут, а люди пришли ещё раньше. Получается, что всё это время они стояли на ногах, некоторые с детьми, некоторые пожилые. Я просто кланяюсь им глубоким земным поклоном за героизм и любовь к музыке.
Люди высказывались восторженно после нашего концерта. Многие счастливы, что увидели талантливую оперную молодёжь на открытой сцене, а некоторые восхищались старшим поколением. Ведь на сцене блистали народный артист России Сергей Лейферкус, белорусский тенор, солист Московского академического музыкального театра Владимир Дмитрук».
О конкурсах
«Я генеральный директор трёх международных конкурсов, из них возглавляю два конкурса Елены Образцовой: детский и молодых оперных певцов.
В этом году, кстати, на конкурсе юных вокалистов, который прошёл в Санкт-Петербурге, победил житель Белгорода Степан Штепа.
У меня родилась идея провести детский и юношеский конкурс в Белгороде, чтобы главным его разделом были песни о родине композиторов Василия Соловьёва-Седого, Микаэла Таривердиева, Александры Пахмутовой. Это бесценная сокровищница, которую молодёжь должна знать».
Записала Елена Ховхун