Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
31 августа 2022,  10:10
 1359

Разметка на асфальте, ворота на стене. Во что белгородцы играли во дворе с мячом

В 1990-е были популярны две игры – «Квадрат» и «Козёл»

Разметка на асфальте, ворота на стене. Во что белгородцы играли во дворе с мячомФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Восстановить правила и атмосферу дворовых игр журналу «Спортивная смена» помогли руководитель Федерации футбола Белгорода Тимофей Пузенко и игроки любительской лиги 8 x 8.

«Квадрат»

Интернет знает несколько классических правил, но чётких стандартов нет. Игровое поле представляет собой начерченный на земле или асфальте квадрат произвольного размера (чаще 6 х 6 м), разделённый на четыре равные части для четырёх игроков. В центре поля рисуют круг – нейтральную зону ‒ для подачи мяча. Мяч в игру вводят руками по диагонали.

Обычно разрешается делать не больше двух-трёх касаний, где‑то играют в одно. Задача – забить мяч в поле соперника. Принимающий подачу может позволить мячу удариться о его квадрат, но только один раз, и переправить его любой (кроме рук) частью тела на квадрат другого соперника.

Самый интересный вариант правил: игра идёт до 60 очков, и всё зависит от того, какой частью тела забить мяч. Если простым ударом ноги ‒ 1 очко, коленом – 3, головой ‒ 10, пяткой – 15. По предварительной договорённости можно набивать мяч разными частями тела, и очки суммируются. Но если мяч улетает от тебя за пределы площадки, то все эти очки ты забил сам себе.

 

 

Простая версия: мячу можно скакать по твоему квадрату сколько угодно раз. Такая игра обычно идёт низом ‒ мяч катится, а не скачет. Главное, чтобы он не улетел от тебя (или после касания твоего поля) в аут. Если мяч оказался спорным – попал в линию между двумя квадратами ‒ то двое игроков определяют, кому достанется штрафное очко. Мяч тогда подают не в круг, а в центр спорной линии. Двое других временно не участвуют в розыгрыше, их территория считается аутом.

Когда мяч попадает в крайние линии квадратов, возникают споры: задел он разметку или вышел из игры? Обычно такие ситуации решаются большинством голосов.

По одним правилам атаковать можно поле игрока по диагонали, по другим – любое поле. Есть вариация, когда игра идёт на вылет до последнего участника или же заканчивается, как только выбывает первый.

«Мы играли в «Квадрат» в начальных классах, была подходящая площадка на улице Садовой рядом с отделом полиции, ‒ вспоминает Тимофей Пузенко. – Одним из участников, кстати, был Алексей Бычков ‒ сейчас это самый титулованный детский тренер в Белгородской области. Думаю, польза от «Квадрата» была: чем больше времени ты проводил с мячом, тем больше у тебя получалось в том же футболе. Своеобразная тренировка».

«Козёл»

Цель и правила этой игры проще. Находите с пацанами глухую стенку и по очереди бьёте по ней мячом – с той точки, где он остановился после удара предыдущего игрока. Если мяч по стене не попадает, игроку присваивается первая буква ‒ «к». Когда этот же игрок ошибается во второй раз, его статус превращается в «ко…». Игра продолжается до тех пор, пока кто‑то первым не наберёт все буквы и на радость остальным участникам станет «козлом».

Опытные ребята играли в одно касание, начинающим игрокам великодушно разрешалось сделать два. Можно было усложнить задачу для всех: играть не на всю стену, а на «ворота», которые рисовали мелом на стене. Высшим пилотажем считалось умение ударить мяч так, чтобы он, отскакивая от стены, улетел в самое труднодоступное место. Это справедливо называлось подлянкой.

 

 

«Чтобы сделать подлянку, можно было ударить не только сильно, но и с подкруткой. И ещё учитывать особенности ландшафта: например, обеспечить ситуацию, когда сопернику придётся бить откуда‑нибудь из‑за деревьев», ‒ рассказывает Тимофей Пузенко.

Наказание проигравшему – расстрел. Игрок становится под углом 90 градусов лицом к стенке, а остальные бьют ему мячом по попе. Причём каждый наносит столько ударов, сколько у него осталось неприсвоенных букв до «козла».

Фото: картина Владимира Маковского «Игра в бабки» (1870 год)
Как наши предки учились быть сильными и ловкими

«У нас подстанция была во дворе, об неё и играли в «Козла». Наверное, и эта игра давала какие‑то ударные навыки, возможность почувствовать мяч, специфику его отскоков. Кстати, один из тех, кстати, кто играл с нами – небезызвестный футболист Денис Ткачук», ‒ рассказывает Пузенко.

Он напомнил, что в Белгороде возле футбольных полей школ № 32 и 49 раньше были деревянные стенки, по которым до и после футбола любили побить игроки. Когда поля перестелили, стенки исчезли. Теперь там заградительные сетки. Но тот факт, что дети сейчас не играют в «Квадрат», «Козла» и многие другие дворовые игры, объясняется, конечно, не отсутствием стен.

«С развитием медиа, цифровых технологий дети в принципе меньше времени проводят во дворах. Сейчас и условия для футбола намного лучше, больше хороших полей, где можно сразу начинать заниматься футболом. Но дворовые игры помогают не столько прокачать футбольные скилы, это же в первую очередь способ коммуникации. Играя, дети учатся общаться. И если бы я сейчас увидел, что кто‑то играет в «Козла» или «Квадрат», я бы улыбнулся такому выбору детей провести свободное время», ‒ говорит Пузенко.

Сергей Белых

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×