Ворвались первыми. Как воины 89-й гвардейской стрелковой дивизии освобождали Белгород
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Бойцы соединения, прорвав мощную оборону врага, вошли в город с севера. За отличие в боях с немецкими захватчиками при освобождении Белгорода дивизия получила почётное наименование «Белгородская».
Самолёт до Москвы
Голосовавшая на обочине девушка буквально бросилась под колёса первому из пяти проезжающих мимо «виллисов». Нарушая правила (мало ли, кто это и что на уме у человека на только что освобождённой от врага земле), колонна остановилась. Девушка, быстро вычислив по звёздочкам на погонах старшего по званию, обратилась к нему:
«Мне нужен самолёт до Москвы!»
И предъявив удостоверение фотокорреспондента, срывающимся от волнения голосом пояснила:
«Только что освободили Белгород. Мне нужно отвезти снимки в Москву и вернуться, чтобы успеть снять освобождение Харькова».
Генерал, к которому она обратилась, рассмеялся и попросил у девушки её блокнот, в котором размашисто написал: «Тов. Захаров! Прошу выделить тов. Санько самолёт для полёта в Москву».
«И обратно…» – осмелела девушка.
«…и обратно. Конев», – дописал тот.
Так встретились легендарный командующий Степным фронтом и известный военный фотокорреспондент Галина Санько. Эта счастливая случайность позволила ей выполнить редакционное задание: кадры только что освобождённого Белгорода попали в свежий номер журнала «Фронтовая иллюстрация». Руины домов, разрушенное здание железнодорожного вокзала, разбитая вражеская техника и местные жители, возвращающиеся домой после освобождения города… Но главными героями снимков фотокорреспондента стали бойцы и командиры 89-й гвардейской стрелковой дивизии, которые после ожесточённых боёв одними из первых вошли в Белгород.
Бастион немецкой обороны
О том, насколько непростой оказалась задача освободителей, вспоминал сам маршал Конев в своих «Записках командующего фронтом»:
«Белгород также был хорошо защищён оборонительными сооружениями, опорными пунктами с множеством огневых точек, несколькими рядами колючей проволоки с огромным количеством минных полей. Каменные постройки были превращены в маленькие «крепости». Меловые горы Белгорода были использованы для прикрытия вражеских войск. Не случайно немцы придавали белгородско-харьковскому плацдарму важное стратегическое значение. Он был наиболее сильным бастионом немецкой обороны на востоке, воротами, запирающими нашим войскам путь на Украину».
Несколько месяцев – с середины марта 1943 года, когда немцы во второй раз захватили Белгород, они укрепляли в нём свою оборону. Линия фронта проходила по реке Северский Донец, левый берег которого остался за нашими войсками. Но из самого города, несмотря на многочисленные контратаки, наши солдаты выбить врага не смогли. Наступательные бои, с которыми они три месяца шли по Воронежской и Украинской землям, остановились здесь.
Контрнаступление на белгородско-харьковском направлении началось утром 3 августа с мощной артиллерийской и авиационной подготовки. Нашим войскам удалось прорвать оборону врага. На следующий день, по воспоминаниям командующего Степным фронтом, сопротивление противника усилилось. Однако, несмотря на это, 4 августа войска 53-й и 69-й армий Степного фронта прорвали второй и третий оборонительные рубежи немцев, прикрывавшие Белгород с севера.
«В руках противника находились высоты Меловых гор, и нашим войскам пришлось наступать по болотным низинам, которые были заранее пристреляны немецкой артиллерией. Очень трудная задача стояла перед 89-й гвардейской стрелковой дивизией полковника М. П. Серюгина, наступавшей на Белгород с севера. Ей предстояло лобовым ударом вдоль узкой полосы железной дороги, справа и слева от которой расстилались топкие болота, ворваться на станцию Белгород», – читаем в книге Г. А. Колтунова и Б. Г. Соловьёва «Курская битва».
Подвиг гвардейцев Громова
Прорвать оборону противника в районе Монастырского леса удалось бойцам стрелкового батальона 89-й гвардейской стрелковой дивизии, которым командовал Дмитрий Громов. Свой подвиг они совершили в ночь на 5 августа: по трём проходам, которые сделали сапёры батальона на минном поле, нашим воинам удалось добраться до вражеских дзотов. Три из них они взорвали, а ещё из пяти немцы в спешке отступили, бросив оружие и боеприпасы. В 2020 году на этом месте – у входа в Монастырский лес – установили памятный знак в честь подвига гвардейцев батальона.
Подробное описание боёв за северную окраину города есть в журнале боевых действий 89-й гвардейской стрелковой дивизии, который хранится в Центральном архиве Министерства обороны РФ.
«Утром 5.8.43 г. обходным манёвром взяв противника в клещи, полк (имеется в виду 273-й гвардейский стрелковый полк. – Прим. авт.) выбил его из Дома Инвалидов и к 10.00 с боями вышел к сев. окр. Белгород в р-не свх. ТТП. К 15.00 после ожесточённых уличных боёв вышел к пивзаводу и в дальнейшем вёл бои за переправу через р. Везёлка.
270 ГВ СП наступая левым флангом дивизии к исходу дня 4.8 овладел Чёрная Поляна (сейчас это село Зелёная Поляна. – Прим. авт.) и до утра 5.8.43 г. вёл бои за Покровка. Овладев Покровка в 6.00 5.8.43 г. с хода занял сев. вост. окр. Белгород и к 15.00 нанеся большие потери в уличных боях и преследуя отходящего пр‑ка вышел на южную окр. г. Белгород южнее райсовета и вёл бой за переправу через р. Везёлка и овладение Супруновка.
267 ГВ СП с утра 5.8.43 г. наступая в центре боевого порядка дивизии, вёл бои с пр-ком в р-не выс. 209,7 и к 10.00 вышел на сев. окр. Белгород южнее Райсовета и вёл бой за переправу через р. Везёлка.
Учбат дивизии введёный в бой с утра 5.8.43 г. действуя в боевых порядках 267 ГВ СП показал образцы боевых действий и первым вышел в р-н райсовета <…> г. Белгород силами сапёрного б-на и разведроты очищался от остатков укрывшихся солдат и офицеров пр‑ка. В г. Белгород части 89 ГВ СД ворвались первыми».
И именно воинам дивизии, освобождавшим центральную часть города, выпала честь водрузить победные знамёна над его административными зданиями. Однако сведения о том, кто именно из них это сделал, разнятся. В «Курской правде» от 13 августа 1943 года упоминаются гвардии старший лейтенант, заместитель командира по политической части 3-го стрелкового батальона 273-го стрелкового полка Михаил Фисенко и гвардии капитан, заместитель командира 1-го стрелкового батальона по политической части того же полка Андрей Водопьянов. Но белгородский историк и краевед Юрий Коннов уточняет информацию:
«В документах Центрального архива Минобороны РФ, с которыми я работал, упоминаются гвардии старший лейтенант Михаил Петрович Фисенко и полковой агитатор, гвардии старший лейтенант Андрей Максимович Гурмаза. За бои за Белгород Андрей Максимович Гурмаза был награждён орденом Красной Звезды, а Михаил Петрович Фисенко – орденом Красного Знамени».
Почётное звание и благодарность
К концу дня 5 августа в Москву полетело внеочередное боевое донесение командующего войсками Степного фронта:
«Доношу, что войсками Степного фронта частями 69 армии к 18.00 5.8.43 г. в результате ожесточённых боёв решительным штурмом взят гор. Белгород. Идёт бой за уничтожение оставшихся групп противника в Западной части города. Противник в бою за гор. Белгород потерял только одними убитыми до 3 200 человек. В городе взяты склады боеприпасов и инжимущества. Количество трофеев подсчитывается».
Вечером 5 августа Москва впервые за время Великой Отечественной войны салютовала в честь освобождения Белгорода и Орла. А на следующий день в штаб 89-й гвардейской стрелковой дивизии прилетела ещё одна радостная новость: приказом Верховного главнокомандующего ей присвоено почётное звание «Белгородская», а бойцам и командирам объявлена благодарность.
В этот же день в расположение дивизии прибыла группа военных корреспондентов и фотокорреспондентов, которые собрали богатый материал об отличившихся воинах и боевых делах соединения. В их числе была и Галина Санько, сделавшая первые кадры в отбитом у врага городе.
Спустя четверть века – в 1969 году – Галина Захаровна побывала в Белгороде ещё раз и подарила несколько своих снимков открывшемуся в школе № 20 музею боевой славы 89-й гвардейской стрелковой Белгородско-Харьковской Краснознамённой ордена Суворова II степени дивизии.
«При освобождении города она снимала меловые горы и наступление нашей 89-й дивизии. Ей же принадлежит известное фото, где 89-я дивизия идёт со знаменем по улице Попова на фоне Преображенского собора», – подтвердила руководитель школьного музея Ирина Урюпина.
Последний снимок находится в коллекции музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление». На фото изображён момент прохода воинов дивизии на торжественном митинге по случаю освобождения Белгорода, который состоялся 8 августа 1943 года.
Белгород помнит
Спустя год, в августе 1944 года, в городе отметили первую годовщину со дня освобождения. Накануне праздника в Белгород пришло поздравительное письмо от командира 89-й гвардейской стрелковой дивизии Михаила Серюгина. В праздничных мероприятиях принимала участие делегация воинов соединения, непосредственно освобождавших наш город. В Белгород приехали гвардии старший сержант, Герой Советского Союза Василий Гричук, гвардии старший лейтенант Василий Мамонтов, гвардии старший лейтенант Иван Куземченко. Фото с этой встречи хранится в госархиве Белгородской области.
Много информации о славном боевом пути дивизии удалось собрать школьному музею боевой славы. На его стендах, в папках и альбомах – более двух тысяч бесценных экспонатов, рассказывающих о подвигах воинов дивизии во время Великой Отечественной войны. С многочисленных фото смотрят на посетителей музея настоящие герои. Сколько городов и сёл освободили они до Белгорода и сколько после. Скольких друзей-однополчан потеряли на этом пути и сколько побед одержали, пока шли до Берлина… Белгород помнит!
Справка
89-я гвардейская стрелковая дивизия ведёт историю от 160-й стрелковой дивизии, сформированной в городе Горьком в 1940 году.
18 апреля 1943-го за проявленную отвагу и героизм личного состава в боях за Отечество с немецкими захватчиками преобразована в 89-ю гвардейскую стрелковую дивизию.
Участвовала в оборонительном сражении под Курском, совместно с другими соединениями Степного фронта освобождала Белгород и Харьков, за что первой в Вооружённых Силах СССР получила почётные наименования от двух городов – «Белгородская» и «Харьковская».
За успешное форсирование Днепра и захват плацдарма на его западном берегу в районе Кременчуга 25 воинов дивизии получили звание Героя Советского Союза.
В составе 37-й, а затем 53-й армий Степного (с октября 1943 года – 2-го Украинского) фронта освобождала Правобережную Украину.
За успешное выполнение боевых заданий командования в 1944 году награждена орденом Красного Знамени.
Участвовала в Кировоградской и Корсунь-Шевченковской операциях, освобождала Кишинёв, воевала в Польше.
В 1945 году в составе 5-й ударной армии 1-го Белорусского фронта прорывала немецкую оборону южнее Варшавы.
За успешный штурм Берлина награждена орденом Суворова II степени.
За годы войны 55 воинов дивизии удостоены высокого звания Героя Советского Союза.