В прошлом его окружал даже некий ореол романтичности. А само заболевание приписывалось многим известным людям – от Оскара Уайльда до Авраама Линкольна. Сегодня мы попытались разобраться в том, что же представляет собой эта инфекция. Отделить правду от вымысла помогла беседа с врачом-дерматовенерологом областного кожвендиспансера Еленой новиковой.
Сделать шаг
– Пациенты нашего учреждения – это люди, сделавшие определённый шаг, преодолевшие некий психологический барьер, – начала разговор Елена Васильевна. – Даже находиться в стенах диспансера многим некомфортно. И это понятно. Человек с венерическим заболеванием, как правило, сочувствия у окружающих не вызывает. Общество негативно относится к таким вещам. Хотя это такая же болезнь, как любая другая, людям требуется медицинская помощь. Но большинство пациентов делают вид, что меня не знают, если мы случайно встречаемся в городе. Я поддерживаю правила этой игры. Зачем людям испытывать стресс? Для меня главное, чтобы человек пришёл на приём и с ним было проведено адекватное лечение.
– Елена Васильевна, сифилис сегодня излечим?
– Без сомнения. У людей, перенёсших сифилис и получивших полноценную медицинскую помощь, рождается здоровое потомство. Но, переболев, человек не сможет забыть об этом никогда. Ему придётся регулярно сдавать анализы, он больше не может быть донором.
– Но почему? Ведь болезнь побеждена.
– Такой вопрос волнует и многих моих пациентов. В этом заключается сложность сифилиса. Даже при адекватном и полноценном лечении у части людей остаются стойкие положительные серореакции на это заболевание.
– Те самые три креста?
– У кого – два, у кого – четыре, всё зависит от индивидуальных особенностей организма. У некоторых людей на протяжении многих лет остаётся так называемый иммунологический рубец. Болезнь вылечена, но в крови человека могут сохраниться антитела. Они и дают соответствующую реакцию. Поэтому, раз заболев сифилисом, человек обязан всю жизнь наблюдаться у врача.
Забудьте про Вассермана
Пик заболеваемости сифилисом пришёлся в Белгороде на период с 1994 по 2002 год. Елена Васильевна помнит время, когда в день фиксировалось до 12 случаев этого заболевания. Подобная ситуация складывалась не только в нашем городе, это происходило по всей стране. В среднем приходилось 300 случаев заболевания на 100 тысяч населения. Бытовало мнение, что сифилис можно вылечить одной инъекцией заграничного лекарственного средства. За ним гонялись, платили баснословные деньги. Увы, сегодня врачи вернулись к старой схеме лечения. Дюрантные зарубежные препараты себя не оправдали. Порядка 30% пациентов Новиковой наблюдаются у неё уже 12 лет. Серологический контроль за пациентом продолжается порядка трёх лет. Человек должен каждые несколько месяцев сдавать анализы.
Цифры, которые озвучила Елена Васильевна сегодня, не выглядели такими пугающими: за полгода зарегистрировано 37 случаев заражения, из них 11 – в Белгороде, остальные – в районах области. Медикам удалось подавить вспышку этого заболевания и взять его под контроль.
– Про сифилис говорят, что он подобен обезьяне в силу того, что способен имитировать клинику почти любого заболевания. И тем труден для диагностики на ранних стадиях, – рассказывает Елена Васильевна. – Раньше для определения этого заболевания проводился тест Вассермана. Но определяется этот тест визуально и не ранее, чем после шести недель заражения. Иммуноферментный анализ крови показывает наличие заболевания уже на второй неделе. Сегодня это наиболее перспективный метод лабораторной диагностики.
Бытовой сифилис придумали
Понятно, что основной путь заражения сифилисом – половой. Беспорядочные сексуальные связи, непроверенные партнёры, отсутствие элементарных мер предохранения – всё это может привести к опасной инфекции. Если заболевает один из супругов, возникает необходимость взять анализы у его пары. И здесь врачи сталкиваются больше с морально-нравственной, чем медицинской проблемой. Как объяснить человеку причину визита в такое специфическое заведение, как кожвендиспансер?
– Бытовое заражение сифилисом – в бане, бассейне или спортивном зале – придумано для того, чтобы не разрушать семьи, – улыбается Елена Васильевна. – Может, человек один раз ошибся, что ж ему теперь всю жизнь за это расплачиваться? Бытовой способ заражения этой инфекцией, конечно, тоже существует. Но он может произойти только при очень близком контакте, если люди, например, пользуются одним полотенцем, спят в одной кровати, носят общее бельё. А то бывают у меня такие пациенты, которые до последнего скрывают правду. Один сочинил историю о том, что слишком глубоко погрузился с аквалангом в воду, а там его ждала злобная бледная трепонема. В эти сказки может поверить жена, но не врач.
– Елена Васильевна, что бы вы посоветовали потенциальным пациентам?
– Конечно же, не болеть. Но если возникнет какая-то проблема, обращаться к врачам. Чем раньше начать лечение, тем эффективней будет результат.