Раз и на всю жизнь. Чета Гаркушковых отметила золотую свадьбу
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
В День семьи, любви и верности Анатолий и Татьяна Гаркушовы поделились секретом семейного благополучия.
Привыкли мы здесь
Супруги живут в посёлке Алексеевка Волоконовского района. Деревня в две улицы родная для Татьяны Фёдоровны, она родилась в том самом доме, где они сейчас находятся. Анатолий Егорович родом из соседнего посёлка Нового.
Их улица идёт по краю овражка, густо поросшего зеленью. Если не знать, то можно подумать, что внизу река. Татьяна Фёдоровна помнит, как посёлок был многолюдным и шумным, а её дед вместе с односельчанами обсаживал этот ярок вербами, втыкая палочки в сырую землю. Деревья стали большими, они в Алексеевке самыми старшими, а деревня… пустеет. И на их улице есть опустевшие дома. Присаживаемся на скамеечку у ворот, укрытую навесом.
— Как вам живётся? — спрашиваю супругов.
— Да ничего, пока вдвоём. Не скучаем. То участок, то бройлеров вот взяли, уже забивать начали, с десяток осталось. Огород у нас большой, но мы его уменьшаем, в конце сажаем пшеницу и ячмень. На грядках то сами, то дочки помогают, — отвечает Татьяна Фёдоровна. У них две дочери, четверо внуков и четырёхлетний правнучек.
— Привыкли мы здесь. Уезжали только учиться, и в армии я отслужил, — говорит Анатолий Егорович.
Татьяна Фёдоровна 34 года проработала в сельсовете, хотя по профессии агроном, в 2005-м вышла на пенсию. Анатолий Егорович водитель, на заслуженном отдыхе с 2010-го.
Полвека вместе — даже представить трудно. За это Гаркушовы получили 10 тысяч рублей. Как говорят супруги, в жизни всякое бывает у людей и они не исключение. Оставаться с холодным рассудком, перемалывая невзгоды и находя ответы без психологов и модных курсов сохранения семьи и удержания мужа, — просто высший пилотаж. На День семьи их пригласили в район, где вручили поздравление от губернатора, цветы и комплект постельного белья, а батюшка подарил книгу.
«Журналист из районки приезжала про нас писать, спрашивала, как познакомились, поженились, да как жили, — простодушно рассказывают супруги. — А как мы познакомились, если мы со школы друг друга знали?»
— И как же вы жили?
— По‑всякому было, но всё пережили: прощали, уступали, где и смолчать нужно было, поддерживали друг друга, — отвечает Татьяна Фёдоровна. — Друг другу доверяли, ревности не было никакой. Он меня жалел, я его, и сейчас поддерживаем друг друга — у обоих здоровья нет. На огороде вместе возимся, а когда что‑то большое, например картошку копать, то и дочери, и зять помогают.
После армии Анатолий Егорович пошёл работать водителем, возил начальство в колхозе, а Татьяна Фёдоровна трудилась там же, в правлении, виделись постоянно.
— Под Рождество засватали, а в феврале и свадьбу сыграли, — говорит Анатолий Егорович.
«12 февраля поженились, а в ноябре дочка родилась, а через 3 года 8 месяцев — вторая. Мы жили у его родителей, потом нам дали квартиру в Шидловке, поселились там. А в 1986-м сюда переехали, к моим родителям. Папа мой был инвалидом, родители держали хозяйство, большой огород, надо было помогать, так мы тут и осели, — продолжает нехитрую биографию его супруга. — Что про нас писать? Запоминающегося ничего не было: на моря мы не ездили, всегда дома, и в отпуске тоже — от хозяйства же не оторвёшься. Коровы были, телята, поросята. Мы привыкли к такой жизни».
Забить кол
— Когда вы женились, была установка: раз и на всю жизнь?
— А тогда так и принято было. Развод считался позором, сразу же молва по деревне шла. Это было событие такого масштаба, о котором могли годами говорить. Поэтому как бы ни жили, а всё равно вместе, — отвечает Анатолий Егорович. — Из наших ровесников никто не разводился, и нам родители сказали: чтобы раз и навсегда! Тогда даже традиция была — кол забивать для крепости семьи.
— Рассказывайте про кол, раз это работает.
— Через неделю после свадьбы в дом молодого мужа приносили деревянный кол и молотком забивали его под каким‑нибудь строением: женился раз и навсегда, больше свадеб не будет — точка. Ну и стол накрывали, гостей приглашали, выпивали, песни-танцы. Мы вот крестника женили, тоже после свадьбы кол забивали. А дочек замуж выдавали, уже таких традиций не было.
Мыслей перебраться в город ни у кого из супругов никогда не было, хотя жизнь в деревне нельзя назвать простой.
— Тогда легче жилось или сейчас?
— Кто его знает. Мы всю жизнь трудимся: и тогда, и сейчас. Я в Шидловку ездила, в правление, и он тоже — начальство колхоза возил, одно время — чабанов. После работы огород и хозяйство, так и получается работа-дом, работа-дом. Сейчас всё размеренно — потихоньку друг другу помогаем, — говорит Татьяна Фёдоровна.
— И друг друга дополняем, — Анатолий Егорович.
— Что сейчас в жизни радует?
— Внуки, дети, особенно правнучку радуемся, такой он смышлёный. 27 февраля собирались всей семьёй отметить золотую свадьбу, он стишок прочитал и даже «горько!» нам крикнул, — улыбаются старики и перечисляют события, которыми живут: младший внук экзамены в педколледже сдаёт, старший внук в армии отслужил, девочки отучились, работают — все радуют, приезжают в гости.
— Что принято спрашивать после стольких лет совместной жизни? В чём секрет благополучия?
— Уступать, доверять друг другу и обязательно любить.