Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 мая 2022,  12:06

Самый душевный материал. Как из глины слепить своё настроение

Самый душевный материал. Как из глины слепить своё настроениеВ этих поделках дети воплотили свои фантазииФото: Анна Черкашина
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

В марте этого года в Борисовском доме ремёсел открыли инклюзивную творческую площадку «Добрая мастерская». Она работает по двум направлениям: гончарство и ручная лепка из глины. Здесь проводят занятия и мастер-классы как для детей, так и для взрослых.

Возрождение традиций

«Добрая мастерская» появилась благодаря выигранному президентскому гранту, который составил более 460 тысяч рублей. На эти деньги сделали ремонт в помещении, закупили гончарные круги, шкаф для сушки изделий, печь для обжига, красную и белую глину, глазури для декорирования, удобные стулья и стол, различную тематическую литературу. А ещё пошили красивую униформу для занятий: фартуки с эмблемой мастерской и нарукавники.

«Думали, что будем заниматься с детьми, начиная с шести–семи лет. Но оказалось, что малыши тоже очень любят лепить из глины. Теперь к нам приходят детки и четырёх, и пяти лет. Самой маленькой девочке три годика. У неё много идей и большое желание творить. Студия наша рассчитана на то, что мы можем заниматься как с детьми, так и со взрослыми. Взрослые в основном приходят на мастер-классы, приезжают с экскурсиями. А дети посещают групповые и индивидуальные занятия. По субботам мы проводим мастер-классы на площади и знакомим с этим видом творчества всех желающих», – рассказала руководитель мастерской Елена Новикова.

На занятии у Елены Новиковой пятилетняя Ксюша Маврина На занятии у Елены Новиковой пятилетняя Ксюша Маврина / Фото: Анна Черкашина

Сначала она была мастером по мягкой игрушке, но потом неожиданно заинтересовалась лепкой из глины и с 2017 года стала понемногу заниматься керамикой. Год назад Елена решила глубже изучать это ремесло. Она интересуется историей и многолетними традициями борисовской керамики и знакомит с ними ребят.

Кот или всё‑таки тигр?

Сегодня на занятии пятилетняя Ксюша Маврина.

«Ну что, пойдём отмерять глину?» – приглашает Елена.

Вместе они отмеряют нужный кусочек и идут с ним к гончарному кругу.

«Бросаем. Нужно попасть на серединочку, – объясняет преподаватель. – Руки должны быть мокрые. Намочи их в тазике. Вот, теперь ставь ручки, начинаем крутить. Обхватывай, старайся удержать. Не бойся».

«Ой, здорово. А что у нас получится, вазочка?» – любопытствует Ксюша.

На занятие тем временем приходит восьмилетняя Эвелина. С ней Елена сегодня занимается ручной лепкой. Решили сделать птичку-свистульку.

«Делаем лепёшечку, как будто вареники собираемся готовить, – подсказывает наставница. – Ты маме помогаешь дома вареники делать?»

«Вареники? – Эвелина задумывается. – Нет. А вот капкейки помогала готовить».

Глиняную лепёшку нужно хорошо размять, чтобы она везде была одной толщины.

Эвелина будет лепить птичку-свистульку Эвелина будет лепить птичку-свистульку / Фото: Анна Черкашина

«Начинаем как вареничек заворачивать. Закрываем: одну часть на другую. Теперь замазываем, – показывает Елена и параллельно обращается уже к Ксюше: – Ну что, будешь раскрашивать своего кота?»

Ксения берёт акриловые краски и выбирает из пучка нужную кисточку. Ставит на стол кота, которого вылепила из глины на прошлом занятии, и старательно начинает раскрашивать.

Эвелина продолжает трудиться над птичкой-свистулькой.

«Нужно сделать шейку, голову и вытянуть клювик. Ещё мы должны проследить, чтобы птичка у нас ровно стояла и не падала. Трещинки загладим пальчиками, чтобы всё было ровно и красиво», – руководит Елена.

Ксюша раскрашивает кота, которого вылепила на прошлом занятии Ксюша раскрашивает кота, которого вылепила на прошлом занятии / Фото: Анна Черкашина

Через пару минут у птички появляются глазки. Эвелина украшает её узором. А Елена специальной палочкой делается свисточек:

«Смотри, палочка с одной стороны острая, а с другой – плоская. Нам надо сделать дырочку, проколоть, чтобы конец палочки выходил на грудку. Дырочку нужно сделать побольше, чтобы у нас получилась форма яичка. Теперь берём плоскую сторону и прокалываем так, чтобы палочка вышла над дырочкой. Замазываем, хорошо прижимаем палочку. Попробуй посвистеть. Получится?»

Эвелина прикладывает птичку к губам, но свиста нет.

«Ничего, сейчас подправим», – успокаивает Елена.

Ещё минута трудов, и птичка начинает свистеть.

У Ксюши тем временем готов кот. Получился ярко-оранжевый с чёрными полосками. Может, всё‑таки это тигр?

«Такие занятия деток завораживают. Им интересно работать на гончарном круге. А ручная лепка – замечательный вид творчества для малышей. Вообще глина и дерево – материалы, от которых исходит тепло, их хочется разглядеть, пощупать, потрогать. Это душевные материалы. Лепить вроде несложно, но в то же время дети могут проявить своё творческое начало. Вот, например, на Пасху лепили яйца, и каждый ребёнок украсил яичко по‑своему, непохоже на других», – поделилась впечатлениями мама Эвелины Анна Новицкая.

Студия работает по двум направлениям: гончарство и ручная лепка из глины Студия работает по двум направлениям: гончарство и ручная лепка из глины / Фото: Анна Черкашина

Поможет глинотерапия

Сейчас занятия идут два раза в неделю. На гончарном круге ребята пробуют делать горшочки, учатся наносить глазурь. На уроках ручной лепки создают различные свистульки, животных и сказочных героев. В дальнейшем мастерская будет работать по трёхгодичной программе, предполагающей глубокое изучение керамики.

Студия инклюзивная, поэтому сюда могут приходить и дети с ограниченными возможностями здоровья. Есть возможность выбрать как групповой, так и индивидуальный формат занятий.

«Работа с глиной положительно воздействует на взрослых и детей. Такие занятия развивают моторику, успокаивают. Дети могут воплотить свои фантазии. Мы используем различные техники глинотерапии. Например, «Слепи своё настроение» и «Глиняное поле», – рассказывает Елена Новикова.

Работа с глиной положительно воздействует на детей и взрослых Работа с глиной положительно воздействует на детей и взрослых / Фото: Анна Черкашина

Техника арт-терапии «Глиняное поле» заключается в том, что ящик наполовину заполняют глиной и предлагают ребёнку поиграть, показав, каким образом он может взаимодействовать с глиной. Здесь поле выступает метафорой мира. В процессе того, как ребёнок мнёт глину, он избавляется от негативных эмоций, расслабляется, заряжается энергией. На таких занятиях снимается не только эмоциональное, но и мышечное напряжение.

Глинотерапия хорошо помогает деткам с гиперактивностью, тревожностью, слишком застенчивым и с выраженной агрессией, травматическими переживаниями и другими проблемами. Взрослые тоже с удовольствием работают на гончарном круге и лепят из глины руками, ведь это не только способ зарядиться положительными эмоциями, но и возможность создать уникальное творение. 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×