Это наша земля
Как ракитянцы добились благоустройства места захоронения советских солдат в заброшенном хуторе
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
В 1943 году раненых бойцов Красной армии размещали в разных зданиях Ракитянского района (тогда Курской области), ставших временными госпиталями. Один из них находился неподалёку от посёлка Нива. Нескольких солдат тогда похоронили на местном кладбище.
Люди ухаживали за могилками бойцов, пока хутор окончательно не опустел. Тогда холмики сровнялись с землёй. Так и канула бы в Лету память о защитниках Родины, если бы не старания неравнодушных местных жителей.
От места не отказываемся
Зоя Капран сейчас живёт в Ракитном, но её малая родина – посёлок Нива (сейчас числится хутором) в двух километрах от села Зинаидино. Там она родилась, выросла и теперь с огромной теплотой рассказывает о своём детстве.
«В посёлке было 23 двора: добротные дома, скотина у всех, куча детворы», – вспоминает Зоя Владимировна.
А в 1990-х годах Нива опустела. Количество людей начало уменьшаться ещё в 80-х. На данный момент в хуторе не осталось ни одного целого дома. Одни разобрали люди, другие – деревянные – сами развалились. Даже бегущая когда‑то вдоль домов грунтовая дорога утонула в молодой поросли, и вспомнить, где именно она проходила, без помощи местных вряд ли кому‑то удастся.
Зоя Капран как раз помнит. Она указывает на свой родовой дом, от которого остались обгорелые деревяшки да кусочек стены. Ещё четыре года назад строение было относительно цело, но залезла любопытная детвора и спалила то, что оставалось.
«Хоть дома и нет, но от места мы ни в коем случае не отказываемся. Земля эта наша. Дочь моя тоже здесь росла – летом бывала у бабушки, моей мамы Марии Никитичны», – говорит Зоя Владимировна.
Последняя из Могикан
Развалины домика находятся через дорогу от погоста.
«Я и две мои сестры росли рядом с кладбищем и никаких негативных эмоций от такого соседства у нас не возникало. Мы любили здесь гулять, – рассказывает Капран. – Видели бугорки земли без опознавательных знаков, а от родителей чётко знали, что это советские солдаты из госпиталя. Моя тогда 20-летняя мама там работала санитаркой».
Нескольких солдат, скончавшихся от ранений, похоронили на кладбище в Ниве. По словам Зои Владимировны, хоронили бойцов в начале зимы, еле разбили мёрзлую почву и положили тела неглубоко. Да и гробов тогда, конечно, не было. В ткань завернули да в землю опустили.
«Теперь здесь и мои родители похоронены, и себе я участок уже отгородила. Я люблю это место и часто сюда приезжаю. Родина, сами понимаете, – пожимает плечами ракитянка. – А с возрастом меня всё чаще стало посещать чувство, что я должна что‑то сделать для наших солдатиков. Я ведь здесь как последний из могикан. Тем более что этой теме стали уделять внимание: проводят раскопки, перезахоронения, ставят новые памятники».
Не сдержала слёз
Около 15 лет назад Зоя Капран пришла в районную администрацию и рассказала о захоронении в Ниве.
«Мне сказали: «Пишите заявление. Приедут к вам поисковики, найдут останки и перезахоронят в большой братской могиле в райцентре». Но мне почему‑то стало солдат очень жалко. Они же наши, а их заберут, выкопают. Это было совсем не то, чего я хотела. И на время я затихла».
Несколько лет спустя вопросом благоустройства кладбища в Ниве занялась и Галина Гахова, одноклассница Зои Капран, детство которой тоже прошло в колхозном посёлке. К сожалению, 2 февраля этого года Галины Кузьминичны не стало, а 11 февраля умер и её супруг. Обе жизни унёс коронавирус. Но до этого неравнодушная женщина всё же добилась, чего хотела.
В 2012 году на кладбищах района стали наводить порядок. Однако в Ниве ничего не менялось. В сельсовете сказали, что денег на это не выделяли.
«Тогда мы поехали в район, и оказалось, что наше кладбище официально даже на учёте нигде не стоит, – вспоминает Зоя Владимировна. – И мы с Галиной Кузьминичной попросили, чтобы его привели в порядок».
Труды не прошли даром: приехали коммунальщики, выкорчевали старые деревья, убрали поросль, поставили забор, посадили рябинки.
«Спасибо большое главе администрации Зинаидинского сельского поселения Игорю Савостину, который в этом вопросе тоже принимал живое участие», – отмечает Капран.
Параллельно женщины добивались асфальтированной дороги до кладбища. Всегда здесь была только грунтовка, так что люди приезжали к почившим родственникам лишь по хорошей погоде.
«И вот весной 2020 года звонит мне как‑то Галина Кузьминична, плачет и говорит: «Ты не представляешь! На нашу дорогу щебёнку возят!». Я и сама не сдержала слёз. Всё‑таки семь лет бились!»
«Умер от ран»
Однажды Зоя Владимировна отправилась в Ракитянский краеведческий музей и нашла там бумаги с информацией о похороненных в районе советских солдатах. В алфавитной книге безвозвратных потерь рядового и сержантского состава значились те, кто давно почевал на кладбище колхоза «Нива» – Козыхмат Бек-Назаров, Александр Духно, Павел Климов, Константин Пыжьянов, Степан Пигалев и Магомед Салыхов. Все рядовые: пять стрелков и танкист. Обо всех скупо сказано «умер от ран».
Игорь Савостин с этим списком поехал к главе администрации Ракитянского района Анатолию Климову. Тот поддержал установку памятника. Осталось найти точное место захоронения. Для этого сначала привезли уроженку хутора, которой в 1943 году было 10 лет. Старушка указала, где располагались могилы солдат. Затем на место выехали члены поискового клуба «Огненная дуга». Поисковики сделали контрольный раскоп одной могилы и подтвердили, что там действительно захоронены советские бойцы.
В итоге муниципалитет выделил 270 тыс. рублей на установку памятника. В 110 тыс. обошёлся сам гранитный памятник, а на остальные деньги облагородили могилы и территорию вокруг.
17 ноября 2021 года на кладбище хутора Нива состоялось открытие места памяти с увековеченными в граните шестью именами. Правда, из‑за коронавирусных ограничений мероприятие прошло тихо и скромно.
Среди немногих собравшихся присутствовали глава района и благочинный Ракитянского округа, настоятель Свято-Никольского храма в Ракитном протоиерей Николай Германский. Отец Николай совершил освящение монумента. Память павших бойцов почтили минутой молчания и возложили цветы к подножию памятника. А один из поисковиков уложил туда же пробитую солдатскую каску.
Возможно, новая дорога и облагороженное кладбище стали только первым шагом к возрождению посёлка. Недавно в нём снова появились жители – фермерская семья, которой здесь выделили участок земли.
В тему
В 2013 году в центре села Зинаидино открыли памятник односельчанам, погибшим и пропавшим без вести в годы Великой Отечественной войны. На четырёх мемориальных досках увековечили фамилии почти двухсот человек, отдавших свои жизни за Победу.