Как закалялся характер главы приграничной территории Галины Руденко
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
С началом специальной военной операции, проводимой Россией на Украине, жизнь главы Муромской территориальной администрации Галины Руденко кардинально изменилась, словно развернувшись на 180 градусов. В беспокойной работе руководителя трёх сёл появились сложные вызовы и новые задачи, выполнение которых сопряжено с близостью государственной границы.
Защищаем нашу территорию
Ранним утром 24 февраля, едва услышав первые выстрелы, она прильнула к телефону, который буквально разрывался от звонков испуганных жителей: «Галина Ивановна, у нас стреляют! Что происходит?» Пыталась подобрать слова, чтобы успокоить односельчан, обещала разобраться и просила не паниковать, но что случилось на самом деле, Галина Руденко в тот момент ещё не знала. С ней сразу связался глава администрации Шебекинского городского округа Владимир Жданов: после короткого разговора женщина, наконец, собралась с мыслями, отвезла младшего сына к родителям и сказала: «Мне надо на работу».
«У людей шок, никто ничего не понимал, некоторые стояли у своих машин с вещами и готовы были уехать, – вспоминает моя собеседница события февральского дня. – Разговаривала с ними, старалась убедить в том, что мы под защитой, что всё будет хорошо. В Муроме одна женщина и её супруг уже вывели на улицу родителей, детей, а когда мы с ней пообщались, она сказала: «Разбираем вещи, пошли домой».
«Мы защищаем не свой дом, а нашу территорию», – слова папы, бывшего военного, не выходили из головы Галины, пока она со своим заместителем мчалась на автомобиле в село Середу, входящее в состав территориальной администрации. Оно вплотную примыкает к украинской границе, поэтому местные жители отчётливее остальных слышали артиллерийскую канонаду и видели яркие вспышки в небе над крышами своих домов. Скорее бы приехать на место, выяснить обстановку, узнать, как себя чувствуют селяне – особенно пожилые, обнять и успокоить их. В те тревожные часы все до единого стали для Галины Руденко родными и близкими. А ещё переживала за старшего сына, военнослужащего Российской армии: как он там?
Всегда на виду
План действий на ближайшие месяцы созрел быстро. Восемнадцатилетний опыт службы в правоохранительных органах (последние три года – участковым уполномоченным полиции на этой же территории) пригодился в решении главной задачи – обеспечить безопасность людей. В первые дни глава создала общий чат в мессенджере, где регулярно сообщает жителям об обстановке, отвечает на вопросы и старается вселять уверенность, надежду и веру в лучшее. Галина Ивановна всегда на виду, всегда на связи, всегда готова помочь и, если нужно, приехать лично. Они ей верят. Когда она рядом, им действительно спокойно.
«Честно, я не знаю, как бы поступила, если бы раньше не работала в органах, – признаётся Галина. – Меня закаляли на службе, я понимала, что такое оружие, что такое военная жизнь, поэтому к трудностям была готова. Да и в семье одни силовики (улыбается): папа – ветеран боевых действий, прошедший обе чеченские кампании, брат – офицер полиции, супруг – пенсионер МВД, сын – военнослужащий-контрактник».
И тем не менее сильной женщине тоже бывает страшно. Считает, что здравомыслящий человек должен бояться, потому что чувство страха помогает сохранить жизнь – вопрос в том, как с ним справляться.
«Как справляюсь я? Чувствую, что нужна людям, солдатам, которые тоже нуждаются в нашей поддержке, – отвечает глава территориальной администрации. – Вижу их отношение ко мне и понимаю, что должна быть здесь, с ними. Кто‑то угостит солдатика конфетой, а он мне её отдаст со словами: «Это вам, Галина Ивановна».
Моя героиня показывает фотографию бумажного журавлика, сделанного для неё руками одного из солдат. Она хранит его дома и говорит, что это самый ценный подарок.
«Я стараюсь не привязываться к ним, стараюсь не запоминать лица, – делится откровениями Галина. – Иногда солдаты выпрыгивают из «Урала» и спрашивают: «Мы на какой стороне?» Отвечаю: «На российской». И тогда они спокойно садятся за стол, чтобы поесть, немного отдохнуть».
«Я возьму лопату!»
В старом кирпичном здании Галина Ивановна организовала столовую, кухню и пункт приёма гуманитарной помощи для военнослужащих Российской армии. Каждый день сюда приходят местные жительницы, которые готовят еду для солдат и офицеров. Сегодня девчонки, как называет своих помощниц Руденко, в большом казане на костре тушат картофель с мясом, на первое будет окрошка, на третье – компот. Комнаты заполнены продуктами, медикаментами и предметами первой необходимости благодаря регулярно прибывающему автотранспорту с гуманитарным грузом. Продуктами от души делятся и местные жители: пекут дома хлеб, блины, торты, приносят сладости, консервированные овощи.
«Я горжусь тем, что родилась на этой земле, горжусь своими земляками, готовыми на всё, чтобы помочь армии, – произносит Галина Руденко. – У нас у всех корни с Прохоровского поля, наши дедушки и бабушки воевали за Родину в 40-х, поэтому люди здесь закалённые. Врезалась в память переписка в общем чате. Кто‑то спросил: «А чем же мы будем защищаться, если что?» И девчонка – ей и 30 нет – написала: «Я возьму лопату!»
Настоящий боец
Начиная с 24 февраля, у Галины Руденко нет выходных. Невысокого роста, хрупкая, но словно с металлическим стержнем внутри, она принимает гуманитарную помощь, контролирует её распределение, организовывает приготовление пищи, ежедневно помогает в решении десятков вопросов. Встаёт в пять утра, ложится спать после двенадцати ночи, на усталость не жалуется, потому что у неё своя передовая, своя линия фронта, которую она обязана удерживать любой ценой. Как старший сын, как тот солдатик, подаривший бумажного журавлика, как папа, который всегда рядом с дочерью.
«Конечно, ей тяжело, конечно, переживает – она же мать, и мне как своего ребёнка жаль её, но то, что на неё навалилось, несёт достойно, – рассказывает Иван Васильевич. – Дочь не может куда‑то отлучиться даже на короткое время, потому что считает: должна быть на месте. Что её отличает? Требовательность, принципиальность, порядочность и доброта».
В марте 2020 года, когда Галину назначили главой Муромской территориальной администрации, майор полиции в отставке решила начать с благоустройства сёл. Впрочем, селяне вскоре поняли, что в лице нового руководителя получили не только цепкого хозяйственника, но и грамотного юриста, экономиста, хорошего организатора.
«Она боец! – утверждает временно исполняющая обязанности директора Середнянской начальной школы-детского сада Татьяна Рыжкова. – Беспокоится за нас, мы с любыми проблемами можем к ней обратиться. И сейчас, если слышим какие‑то хлопки, громкие звуки, сразу ей звоним. Успокоит, поможет, поддержит».
Мужчина по имени Алимхон вместе с супругой привозит огромный казан с приготовленным дома супом для наших военнослужащих. Галина Ивановна благодарит его за помощь и просит отнести блюдо в столовую, следом прибывает очередной «КамАЗ» с гуманитарным грузом. Пока Галина Ивановна занимается приёмом коробок с продуктами питания, Алимхон лаконично характеризует главу:
«Она правильная. Ко всем относится одинаково, да и человек очень приятный, общительный. Мы рады, что у нас такой руководитель».
Мир наступит
Селяне продолжают жить непривычно-обычной жизнью. Под грохот выстрелов и разрывающихся где‑то снарядов дружно посадили огороды: ведь зима, по словам 81-летнего Фёдора Гавриловича и его супруги Лидии Васильевны, обязательно спросит, где летом был.
«Место у нас тихое, народ дружный, многонациональный и трудолюбивый, – отвлекается на минуту от посева свёклы пожилой сельский труженик. – Только живи да работай. А мир наступит».
В руке Галины Ивановны звонит телефон, когда мы прощаемся с ней. Глядя на дисплей, улыбается, быстро смахивает пальцем кнопку ответа и прикладывает аппарат к уху.
— Да, сыночек. Как ты? Слава Богу. Поняла. Береги себя. Люблю тебя, мой родной, целую.
— Всё нормально? – спрашиваю у главы.
— Жив.