Корочанский музей выпустил книгу о героях тружениках, приблизивших великую победу
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Создание книги «Маленькая Короча в большой войне» приурочили к 75-летию Великой Победы. Четыре сотрудника Корочанского историко-краеведческого музея работали над ней два года и выпустили в декабре 2021-го.
Издание рассказывает о жизни Корочанского района в довоенные годы, о героизме людей, которые отстаивали родную землю в самые тяжёлые периоды Великой Отечественной войны.
Альбомы воспоминаний
Директор музея Наталья Дубинина признаётся, что название книги подсказала почётный гражданин Корочи и Корочанского района Роза Сергеевна Оболенская задолго до идеи проекта.
«В мае она выступала в парке Гая и сказала: «Военная история нашей местности интересна и уникальна, Короча сыграла очень большую роль в войне. И когда‑то всё‑таки должны выпустить книгу под названием «Маленькая Короча в большой войне», – вспоминает Наталья Дмитриевна.
Издание основано на фондовых и архивных источниках: мемуарах, дневниках, письмах, журналах боевых действий. Впервые опубликовали уникальные фотографии и воспоминания из фонда Корочанского историко-краеведческого музея.
«Много информации передала корочанский краевед Анна Максименко, – отмечает директор музея. – Она заводила большие книги, в которых ветераны войны, вдовы, руководители предприятий, выпускники школы писали воспоминания, вклеивали свои фотографии, документы. Так писали настоящую историю. Она передала нам 15 альбомов».
К войне готовились
Книга разбита на пять разделов. Сначала читателей знакомят с жизнью поселения до оккупации.
«Перед войной Корочанский район был развит, здесь работали колхозы, большая группа совхозов по выращиванию и переработке яблок, сапожные мастерские, сельскохозяйственный техникум, шубные артели, плодово-ягодный завод и предприятие по производству масла. Населения было в два раза больше, чем сегодня. Сейчас почти 39 тыс. человек, а было больше 70 тыс., – рассказывает Дубинина. – Довоенных фото немного, потому что жили по‑другому. Это был сельскохозяйственный район, откуда взять фотографии хорошего качества?»
В мае 1941 года все колхозы Корочанского района привлекли на строительство дороги Короча – Белгород.
«К войне готовились, – уточняет директор музея. – Жители вспоминают, как сотни колхозников строили эту дорогу. Грунт насыпали, делали кюветы, насыпь на проезжую часть. Взрывали церкви, хороший кирпич шёл на покрытие полосы аэродромов, а крошка – на дорогу».
Масло за помощь
Около 30 тыс. человек призвали на фронт из Корочанского района. Не вернулись больше 13 тыс. Когда осенью 1941 года отбить Харьков и Белгород у немцев не удалось, наши войска отступали по единственной улучшенной дороге через Корочу. В городе в октябре 1941 года зерно, скот и предприятия срочно уничтожали, взорвали и маслозавод.
Командир 1-го гвардейского кавалерийского корпуса Павел Белов вспоминает: «Я не знаю, кто умудрился так спланировать, что по этой разбитой дороге отступали тылы не только нашего корпуса, но и многих других соединений. У Корочи создалась огромная пробка. Около четырёх тысяч автомашин стояли без горючего. А немцы приближались».
Дороги размыло от дождей, грузовики тонули в грязи, шофёры подкладывали под колёса брёвна, но это не помогало. Нужна была помощь людей, и Белов нашёл выход из ситуации.
«Подъезжая верхом к мосту, я увидел большую толпу: это местные жители пришли на расположенный поблизости маслозавод. Оказывается, администрация завода решила раздать населению масло, чтобы оно не досталось фашистам. … Начальник штаба корпуса полковник Грецов предложил выдавать масло только тем, кто окажет помощь шофёрам. По два ведра каждому, кто засыплет щебнем метр дороги на самом трудном участке. Впрочем, люди работали не только за масло. Из ближних сёл пришла молодёжь, комсомольцы. Они принялись за дело вместе с красноармейцами».
Врачи помогали
Вторую главу посвятили «Оккупации Корочи». Район заняли немцы 1 июля 1942 года, оккупация продолжалась 222 дня и завершилась 7 февраля 1943-го. Более 1 тыс. корочанцев вывезли на работы в Германию. Отправке подлежали некоторые специалисты и все здоровые юноши и девушки в возрасте от 16 лет. Зачастую под фашистскую эксплуатацию попадали и дети 13–15 лет.
Уроженка Ивицы А. Р. Мандрикова вспоминает, как вместо своей невесты староста отобрал её, 14-летнюю девочку, для угона в Гамбург:
«Подошел хозяин, отсчитал 20 человек (в т. ч. меня) и забрал на канатно-резиновую фабрику. Как малолетней мне дали ткацкий станок и 70 катушек, я пряла. Мои подруги делали ткань из стекловаты, это очень трудная, ядная работа. Я со своим станком не справлялась: ноги опухли, в глазах темнело. Мастер сказала хозяину, что я малолетка, и для меня эта работа трудная. Меня перевели на лёгкую работу: делала шайбочки, а иногда протирала станки, подметала пол. Меня подкармливали хлебом и картошкой, особенно две француженки. Они были хотя бы посвободнее, могли ходить, где хотели».
Медицинских работников немцы использовали в своих целях, заставляли отбирать трудоспособных корочанцев. Сохранились воспоминания из жизни Анастасии Дроздовой из Погореловки, у которой квартировались два врача Владимир и Лидия Афонины. Они помогали корочанцам избежать отправки в Германию, подделывая диагнозы. Одной поставили «повышенное кровяное давление», другой тайно посоветовали на ночь привязать к фурункулу чеснок. А когда нога покрылась огромными нарывами, написали «туберкулёз кости». Не одну жизнь корочанцев спасла эта пара медиков.
Серьёзное издание
Самый обширный раздел – «Корочанский район после оккупации». Сюда вошли истории освобождения, восстановления района, строительства дороги Старый Оскол – Ржава, Курской битвы и фотографии братских могил.
На южном фасе Курской битвы главные удары немцев были направлены в районы Корочи и Обояни. На территории Корочанского района оборону держали части 6-й (генерал И. М. Чистяков) и 7-й (генерал М. С. Шумилов) гвардейских армий. В июле 1943 года удар неприятеля приняли воинские части 7-й гвардейской армии. Солдаты несли большие потери, но не дали врагу продвинуться дальше. В составе 3-го стрелкового батальона Андрея Бельгина остался в живых лишь каждый четвёртый воин, но позиции так и не сдали. Его батальон, единственный из участвовавших в Великой Отечественной войне, стал именоваться Героическим.
В книге представлены документы, оцифрованные Подольским военным архивом: наградные листы, журнал боевых действий. Часть из них передала краевед села Новая Слободка, учитель математики Екатерина Пономарчук. По словам Дубининой, учительница на пенсии за свои деньги ездила в Подольский архив, переписывала вручную документы, привозила в военкомат информацию, подавала списки, чтобы увековечить память о погибших ребятах.
«Три поля по дороге из Белгорода в Корочу не пахали долго, потому что трактора взрывались, – рассказывает Наталья Дмитриевна. – Во время первой пахоты после войны, трактористы видели сзади одни черепа. Свёкор рассказывал, что последний трактор в Новой Слободке подорвался в 1965 году».
Этой истории вы не найдёте в книге, их передают местные жители друг другу уже не одно поколение. Наталья Дмитриевна отмечает, что книга – серьёзное издание, в ней документально подтверждено каждое слово.
Письма с фронта
Последние два раздела («Персоналии» и «Фронтовые письма») рассказывают о тех, кто защищал корочанскую землю, кто ждал солдат, писал и верил в Победу. В книге впервые напечатали письма корочанской учительницы и офицера, который стоял с частью в Короче какое‑то время. Переписку начали, когда его отправили на фронт.
«В одном из писем он спрашивает учительницу, может ли его друг писать её подруге, у которой муж погиб на войне. Подруга соглашается, и, не зная друг друга, они переписываются, – рассказывает Дубинина. – Позже офицер проговорился, что командование работает над тем, чтобы каждый переписывался, их кто‑то ждал. Это поднимает дух, настроение».
Когда учительница вышла замуж, муж заявил, что письма не должны быть дома. Тогда она передала их сестре, которая с ними переезжала, побывала в Литве и Москве. Когда умер муж учительницы, сестра привезла письма со словами: «Я их сохранила, делай теперь, что хочешь». Корочанка снова их оставила себе, и только перед смертью передала близкой подруге, которая хранит их и сегодня.
Эта частная коллекция писем насчитывает 70 экземпляров. Их бланки украшены изображениями Дмитрия Донской, Михаила Кутузова, Александра Невского.
«Письма легко читать, потому что люди писали красиво и грамотно, даже находясь на фронте. Некоторые излагали в стихах, – отмечает Дубинина. – Главная мысль всех писем была одна: сначала думай о Родине, потом о себе. И все мысли, нужды и тревоги сливались с единственным желанием – быстрее победить врага, дождаться родных, обнять и жить».
Средства на печать 200 экземпляров книги выделила районная администрация. Издание распространили по школьным, районным библиотекам. Бумажные экземпляры передали в Белгородский архив, научную и детскую библиотеки. Каждый желающий может прочитать её в электронном виде, она доступна на сайте музея.