О сцене Маша совсем не мечтала, а представляла себя за штурвалом большого красивого речного судна. Она видела их на Волге, когда бывала в гостях у старшей сестры в Горьком, и твёрдо решила после школы поступать в речной техникум.
Но... «завтра была война». И семнадцатилетняя Маша, приписав себе год сверху, отправилась в горком комсомола, чтобы добровольцем идти на фронт. Конечно, крохотной девчонке в этом отказали, но предложили работу в госпитале. Маша Баскова ухаживала за ранеными, под их диктовку писала письма, вслух читала газеты и книги (их сбор активная комсомолка сама и организовала для библиотеки госпиталя), устраивала концерты.
«Синенький скромный платочек...» – тоненьким голоском выводила Машенька на импровизированной сцене госпиталя. И заглянувшие смерти в лицо бойцы, слушая пение «сестрёнки», не могли сдержать слёз...
В госпитале Мария Баскова помогала киномеханику, а когда тот ушёл на фронт, стала сама показывать раненым фильмы. После битвы за Москву эвакогоспиталь № 2813 из Горького перевели под Тулу, а юному киномеханику Басковой было поручено устраивать киносеансы в прифронтовых полевых госпиталях. Для этого ей специально выделили лошадь с повозкой и возницу. Бывало, попадали и под обстрелы, но до места назначения добирались всегда. А если во время сеанса отключалось электричество, раненые просили: «Машенька, расскажи, что дальше!» И Машенька, как в детстве, в лицах, пересказывала солдатам «Чапаева» и «Котовского», «Цирк» и «Весёлые ребята». Бойцы от души хохотали, когда пышноволосый киномеханик восклицала: «Брей под Котовского!» Отсмеявшись, благодарные зрители аплодировали ей и приговаривали: «Ну Маша, ну артистка!»
Мария Баскова на войне-то и задумалась о своём призвании, а когда в 1944 году был объявлен набор в студию при Тульском драматическом театре, она блестяще прошла все три отборочных тура. В студии преподавали артисты столичных театров, да и сам курс подобрался удивительно яркий, талантливый, дружный. Ребятам не хотелось расставаться, и они мечтали вместе поехать в какой-нибудь город, чтобы играть в одном театре. На их счастье, дипломную работу курса смотрел заведующий отделом культуры Курской области. После спектакля он заявил: «Забираю всех для труппы белгородского драмтеатра!»
Так в 1947 году Маша Баскова оказалась в Белгороде. Послевоенный город лежал в руинах, а в труппе театра (он располагался в здании бывшего синематографа «Орион») до приезда тульского десанта было всего восемь актёров. Свой первый сезон новобранцы открывали спектаклем «Молодая гвардия» А. Фадеева, который поставил художественный руководитель студии В. Королевич.
«С каким энтузиазмом мы готовили эту премьеру! – вспоминала Мария Ильинична Баскова. – Репетировали днями и ночами, сами шили занавес, кулисы, падуги. И ещё успевали вкалывать на восстановительных работах. Знаете, молодогвардейцы в подполье были разбиты по пятёркам. Вот такими же актёрскими пятёрками мы работали на разборе завалов, на кладке кирпичей…»
Премьера «Молодой гвардии» состоялась в декабре 1947 года в отремонтированном здании театра и прошла на ура. Зрители по нескольку раз приходили на этот спектакль: его тема и события были близки белгородцам, совсем недавно пережившим ужасы фашистской оккупации, помнивших своих героев-подпольщиков. Мария Баскова сыграла в «Молодой гвардии» роль Радика Юркина. А потом были новые премьеры, новые роли, гастроли по городам и сёлам.
«Мы ставим перед собой задачу, – писали молодые актёры драмтеатра в «Белгородской правде», – создать спектакли, достойные наших зрителей – замечательных советских людей, самоотверженно и мужественно возрождающих свой родной город, вселить в них бодрость и ещё более крепкую уверенность в радостном завтрашнем дне».
36 лет отдала Мария Баскова Белгородскому драматическому театру. Исполняла роли классического и современного репертуара, но особенно любила работать в детских спектаклях. Сколько сказочных принцесс и дерзких мальчишек довелось сыграть ей! Миниатюрность фигуры, высокий, звонкий голос и хорошее актёрское озорство позволяли Марии Ильиничне выступать в травестийном амплуа до самого выхода на пенсию. Белгородская ребятня искренне сопереживала героям Марии Ильиничны и, случалось, активно вмешивалась в сценическое действие.
Так было на спектакле «Робин Гуд», где актриса играла роль мальчика Джона, за которым постоянно гонялся шериф. Режиссёр опрометчиво решил перенести сцену погони в зрительный зал. И юные зрители, чтобы помочь маленькому герою, повскакивали с мест, набросились на артиста в роли злодея, повалили его на пол и едва не поколотили. В другом спектакле Мария Баскова играла пионера, над которым издевался фашист. Партнёру актрисы пришлось несладко: мальчишки вели по нему прицельный обстрел из рогаток. Вот такая она, волшебная сила искусства!
После ухода из труппы театра Мария Ильинична работала в парке культуры и отдыха имени Ленина – в образе бабушки Арины рассказывала малышам сказки, загадывала загадки, устраивала игры и забавы. Много лет вела актриса драматический кружок в Белгородском механико-технологическом колледже, готовила со студентами театрализованные концерты, литературно-музыкальные композиции, а пять лет назад ко Дню Победы поставила с девочками пронзительный спектакль «А зори здесь тихие...» по одноимённой повести Б. Васильева.
Мария Ильинична, как и в молодости, живёт активной жизнью: участвует в работе жюри творческих конкурсов, старается не пропускать ни одной премьеры в театре, с удовольствием выступает перед молодёжью. Она частый гость в белгородских музеях, ведь её воспоминания – бесценные свидетельства большой эпохи. И не только о войне или о театре... Вдова известного белгородского писателя и журналиста Леонида Григорьевича Малкина, она бережно хранит память о супруге, а материалы об отношениях, которые связывали его с замечательными русскими прозаиками Константином Воробьёвым и Гавриилом Троепольским, Мария Ильинична передала в архив Белгородского литературного музея.
Счастливая, пусть и полная драматических испытаний, выпала судьба девочке из маленького татарского села Ташлияр. Виват, Мария! Да здравствует Ваш талант жить и наполнять радостью каждое мгновение!