Велюшка, скань и насновка. Откуда в Белгородском районе вологодские кружева
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Людмила Акиньшина показывает мне ажурное кружево. Изящный узор что‑то очень напоминает.
«Это же всем хорошо известный 193-летний дуб, что в Дубовом, – подсказывает она. – Я плету кружевное панно, где он будет изображён в весеннее, летнее, осеннее, зимнее время».
Свои узоры
Людмила Никифоровна – руководитель студии декоративно-прикладного творчества «Декор» Дома ремёсел имени Р.Я. Пупыниной Белгородского района. Шестнадцать лет она подтверждает звание народного мастера, владея техникой плетения кружева, в которой узор создаётся с помощью специальных инструментов: валика и коклюшек. Начинала с распространённых узоров, а сейчас часто работает и с собственными, да ещё и по белгородским мотивам.
Мастерица ловко перебирает деревянные палочки, на которые намотаны нити. А так как коклюшек десятки, со стороны кажется, что справиться с ними могут только очень способные и рукастые.
«Я и сама когда‑то давно, любуясь на выставках кружевами, думала, что мне это недоступно. А теперь посмотрите, какое кружево плетут мои ученицы – школьницы, которым я раскрываю секреты старинного ремесла», – улыбается она.
Пасхальное яйцо
В Россию кружевоплетение на коклюшках прибыло из Европы. По легенде Пётр I вывез из Голландии несколько кружевниц, которые обучали русских девушек.
«Но технология, вобрав в себя черты национальной культуры, быстро стала самобытной и уникальной. В зависимости от места, где работали мастерицы, и образовались русские школы кружевоплетения: вологодская, елецкая, белеевская, михайловская. Принцип работы один и тот же, но есть различия в сложившихся в каждом регионе рисунках», – объясняет мастер.
— А было ли распространено плетение на коклюшках в нашей области?
— Как промысел – нет, но в сёлах было немало мастериц, это видно по нашим народным костюмам с кружевными вставками, – говорит Людмила Акиньшина.
Плетению на коклюшках она обучилась в начале 2000-х как специалист районного Дома народных ремёсел. Тогда областной Центр народного творчества организовал курсы народного мастера из Губкина Елены Бобылевой.
«Её кружева, перед которыми я когда‑то замерла в восхищении, не давали мне покоя. Помню свою первую работу, которую мы делали по сколку (технический рисунок кружева). Это было пасхальное яйцо. Мастер посмотрела на результат и грустно вздохнула. Но огромное желание пересилило все трудности, и я всё‑таки научилась», – вспоминает Людмила Никифоровна.
Каждый месяц в течение года преподаватель и ученицы встречались. Так как Елена Бобылева в своё время училась в кружке, который вела педагог из Вологды, то и её воспитанницы в нашей области плетут традиционные вологодские кружева. Через некоторое время появились ученики, на хорошем уровне сделанные работы, а Людмила Акиньшина получила звание народного мастера.
Мудрость наших предков
Для непосвящённого мелькание коклюшек в руках кружевницы – китайская грамота. Но на деле оказывается, что техника проста и оригинальна одновременно. С помощью коклюшек мастер оплетает иголки, которые расставляет на сколке в определённых точках. Основные элементы: полотнянка, насновка, плетешковая решётка, скань, велюшка – как семь нот в музыке, рождают кружево.
«Не перестаю удивляться мудрости наших предков. Ещё раз убеждаешься, что всё гениальное просто: нет ни одного лишнего движения, техника отточена, поэтому детям плетение на коклюшках легко даётся», – утверждает Людмила Акиньшина.
Рядом с мастером перебирает коклюшки её однофамилица Милана Акиньшина. Двенадцатилетняя школьница хорошо учится, занимается бадминтоном и уже три года плетёт кружева. А какую узорную подставку под валик сделал ей папа, просто загляденье!
«Родители рады, когда девочки решают плести кружева, папы, дедушки с готовностью мастерят козлики, набивают синтепоном валики. Мамы потом с гордостью носят кружевные воротнички, украшения, сделанные руками дочерей», – улыбается Акиньшина.
На валике у Миланы сколок салфетки.
— Сколько будешь его плести?
— За полгода справлюсь, – отвечает девочка.
Остаётся только восхищаться чужим терпением.
«Самый любимый момент, когда мы снимаем булавки и ребёнок наконец‑то держит в руках работу, над которой так кропотливо трудился. Эмоции у всех зашкаливают», – делится мастерица.
Чистыми руками
Людмила старается, чтобы девочки многое знали об этом народном промысле, смотрели, читали, вкладывали смысл в свои работы. Любимый альбом с фотографиями из единственного в мире музея кружева, который любят листать преподаватель и её ученицы, она привезла из Вологды, где была на курсах.
«Кружево всегда было отголоском эпохи, поэтому здесь и славянские символы, вроде солнцеворота, и советская атрибутика 30-х годов. Чего тогда только не выплетали: Сталина с Берией, трактора и снопы, парашюты и самолёты», – листает страницы издания Акиньшина.
Девчонки отлично знают, что прежде, чем сесть за работу, нужно тщательно вымыть руки, а когда изделие закончено – и коклюшки. К нитям в процессе стараются не касаться, иначе они запачкаются, а готовое изделие стирать не принято.
На выставки и фестивали (в которых кружевницы из Новосадового постоянно участвуют) Людмила Никифоровна обязательно берёт подставки с валиком и коклюшки. Интерес к ним постоянен: кто вспоминает, как в далёком детстве бабушка стучала коклюшками, а кто и плести пробует.
Есть такие кружева, для которых одновременно используют до 100 пар коклюшек. Представляете, какая это работа для мозга! Кружевницам деменция явно не грозит. Некоторые мастера, рассказывает Людмила Акиньшина, занимаются с людьми, перенёсшими инсульт. С большими усилиями, но работа идёт, и это не только реабилитирует мелкую моторику и связь с мозгом, но и вдохновляет пациентов.
Хранитель традиций
Ученицы Акиньшиной занимаются и другими народными ремёслами. Одно из любимых – плетение из бисера. Техник по работе с ним в мире – больше десятка. В Новосадовом есть та, что встречается крайне редко.
«Как‑то в одной энциклопедии я прочла, что в кремлёвском музее, в сундуке, нашли картину, которая была выложена бисером по воску. Мне показалось это очень интересным», – вспоминает Людмила Никифоровна.
В Интернете упоминания об этой технике она не нашла, пришлось изучать самой. Выкладывание бисером на восковой вощине её увлекло. А как понравилось оно её ученицам!
«Мы не только храним наши традиции, но и передаём их другим, ведь в этом и состоит главное назначение народных мастеров», – уверена Людмила Никифоровна.