Художник, писатель, педагог
Как ветеран Великой Отечественной из Алексеевского села Красное-2 стал легендой своего края
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Древняя мудрость гласит, что человек жив, пока жива память о нём. Есть на Белгородской земле люди, которых помнят десятилетиями, один из них – Владимир Васильевич Малина. В селе Красное 2 Алексеевского городского округа он стал настоящей легендой.
Ветеран ушёл из жизни ещё в 1998 году, но земляки по‑прежнему чтят память о нём, гордятся написанной им книгой о родном селе. Владимир Васильевич вошёл в историю села как прекрасный педагог, талантливый художник и просто человек, которым гордятся даже спустя десятилетия.
Неизвестный солдат
Владимир Васильевич Малина родился в 1926 году в селе Красное 2. Только окончил семилетнюю школу – и грянула война. Подросток оказался в оккупации. А перед этим произошёл случай, который он запомнил на всю жизнь.
Селян предупредили, что здесь будут проходить бои, и призвали эвакуироваться. Бабы с детьми да стариками пошли в соседний хутор Чупринино. Только на взгорок поднялись, к ним на коне красноармеец подскакивает с криком:
«Матери, сёстры! Мы отступаем, но вернёмся! И обязательно победим!»
Увидев немецкий самолёт, красноармеец пришпорил коня. Но фашисты стали преследовать кавалериста, раз за разом разворачиваясь и стреляя в него. Сперва немецкий снаряд убил коня, а потом и красноармейца. Жители Красного не бросили погибшего: похоронили здесь же, сохранив документы и вещи. Владимир Малина навсегда запомнил, что этот воин родом из Орловской области и у него осталось двое детей.
Во время оккупации Владимир Васильевич хранил вещи погибшего красноармейца. Лишь спустя много лет они легли в основу сельского школьного музея. Только вот документы отдали старосте, и те потерялись. Так и осталась фамилия погибшего неизвестной.
Когда село освободили от фашистов, Малина отправился на курсы трактористов. Позже ремонтировал разбитую технику, сеял, пахал, веял. Работал вместе с односельчанами сутки напролёт. Падал от изнеможения, но вновь вставал, потому что понимал: фронт ждёт пищу и надеется на них.
В декабре 1943 года 17-летнего парня призвали в армию и отправили на Дальний Восток. Владимир Васильевич воевал с Японией, освобождал города Фугдин и Харбин. Побывал в жарких боях и сталкивался с японскими камикадзе. После победы Советского Союза над Японией служил в армии до 1950 года и только после вернулся домой.
Призвание
Владимир Васильевич учился в культпросветучилище, потом окончил исторический факультет Воронежского государственного университета. Работал в райкоме комсомола, завклубом. Познакомился с будущей женой. Своё призвание нашёл в школе, когда стал преподавать историю и обществознание. Жена Людмила Фёдоровна тоже работала в школе – учителем начальных классов. В браке родили троих детей: Татьяну, Олега и Анну. С его младшей дочерью Анной Спесивцевой мы поговорили об этом легендарном человеке, который для неё был просто папой.
Рассказывая об отце, Анна Владимировна будто светится:
«У нас в доме всегда были особые порядки. В первую очередь папа требовал от нас быть ответственными, отвечать за свои поступки. При этом ни разу руку на нас не поднял, не закричал и не сказал, что занят. Наоборот, любил, когда мы ему вопросы задавали».
У Анны Владимировны к отцу особая любовь. Именно он определил её дальнейшую судьбу. Почитав сочинения дочери, он сказал вдруг: «Будешь журналистом!» Так и вышло: Спесивцева много лет работает в районной газете «Заря». Её знают и уважают все местные жители, а тексты Анны Владимировны всегда душевны и выверены.
«Папа был очень компанейским, но при этом не любил пьяниц. Выпивал очень редко и мало. И дорожил каждым мгновением. За что бы ни брался, всё интересно было. Делает игрушки – увлекательно. Возьмётся мясо коптить – и тут целое приключение. Копает многометровую траншею, подвешивает окорок, деревья сажает – всё интересно. До всего ему дело было», – вспоминает Анна Спесивцева.
Особенная любовь
Настоящей страстью Малины стали история и краеведение. Владимир Васильевич по крупицам собирал сведения о родном селе Красном, тщательно объединял факты, мечтая выпустить книгу. На уроках он преподавал так же, как жил, – весело, искристо. Быстро стал завучем, затем директором Красненской школы.
Но неизвестный солдат, погибший в начале войны на глазах красненцев, не давал ему покоя. Владимир Васильевич долго пытался выяснить, кем был тот красноармеец, но так и не смог. Зато по его инициативе погибшего воина перезахоронили, а Малина сам сделал обелиск и надпись на нём. Владимир Васильевич дал начало большому школьному музею, первыми экспонатами которого стали вещи, найденные при погибшем солдате.
За что бы ни взялся ветеран-фронтовик, всё доводил до совершенства. Он писал стихи, отлично пел. А в какой‑то момент решил научиться рисовать. И стал самостоятельно осваивать технику рисования, изучать, как смешивать краски, накладывать грунт, натягивать на раму холст. Научился писать картины, которые с удовольствием брали на выставки в район: батальные сцены, пейзажи, портреты.
Одна из картин была на библейскую тему. С ней связана интересная история. Несмотря на то, что в Советском Союзе отвергали религию, Малина решил написать картину «Изгнание из рая». Изучал библию, другие источники, и в конце концов картина была готова. Жена стеснялась обнажённой Евы, изображённой на холсте, но Владимир Васильевич, полюбивший картину больше прочих, настоял, чтобы она висела в доме. Супруги нашли компромисс: картину повесили на стену, но когда приходили гости, её закрывали ширмой.
Дело жизни
К пенсии Владимир Васильевич завёл несколько десятков ульев. Это увлечение объединило его любовь к пчёлам и детям. Каждый медосбор был настоящим праздником. Людмила Фёдоровна пекла пироги или хлеб, а Владимир Васильевич угощал свежим мёдом соседских ребятишек. И каждый год детвора с нетерпением ожидала этот медовый праздник.
У фронтовика пятеро внуков, они до сих пор вспоминают дедушку с невероятной любовью и обожанием.
«Папа детей чувствовал, делал им всегда особые, какие‑то невероятные подарки, – вспоминает Спесивцева. – У моей дочки всегда было много подарков, но ничего из них она не помнит. Зато презент от дедушки дочь запомнила на всю жизнь, хотя ей было всего четыре годика. Папа нашёл настоящего ёжика и подарил ей. Целый день играла с ним, и вокруг неё было много детворы».
Делом всей жизни Владимир Малина считал книгу о родном селе. Фронтовик, заброшенный на войну за тысячи километров от родного дома, прочувствовал тоску ещё во время боёв с японцами. Искренняя любовь к малой родине чувствуется уже в предисловии:
«Как бы ни сложилась судьба, куда бы она тебя ни забросила, какие бы испытания ни выпали на твою долю, ты всегда со щемящей болью в сердце будешь вспоминать родные места, беззаботное детство, каждый уголок своего дома, каждый кустик и овражек, где со своими друзьями ты начинал познавать мир. Живя в одном селе, мы можем совсем мало знать друг друга, можем ссориться, проявлять неуважение. Но встретившись где‑нибудь за тысячу вёрст от этих мест, мы непременно обрадуемся и в первую очередь поведём разговор о своих родных местах…»
Многолетняя работа Владимира Васильевича наконец увидела свет. Когда в издательстве вышел сигнальный вариант, Малина ознакомился с ним, ласково провёл пальцами по обложке с названием: «История села Красное», и был по‑настоящему счастлив. 15 июня 1998 года должен был выйти полный тираж книги. А 13 июня в возрасте 71 года фронтовика не стало.