Как земляки чтят память Евдокии Пяташовой, утонувшей при спасении детей
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Эта история произошла 34 года назад, но поступок, о котором пойдёт речь, не имеет срока давности. Так считают жители села Щербаково Алексеевского округа. О подвиге Евдокии Пяташовой тут помнят и хотят сохранить эту память для будущих поколений. «Белгородские известия» узнали историю Поступка с большой буквы.
Приятно, что помнят
Старенькое, но опрятное здание Щербаковской школы сразу и не заметишь за огромными могучими елями. Я иду к входу мимо величественных стволов и немного сомневаюсь: а точно ли это школа. Но я не ошиблась – вот табличка, а в дверях меня уже встречает охранник.
«Здравствуйте! Проходите. Как доехали? Не замёрзли?» – по‑отечески спрашивает он.
Дружелюбный тон как‑то даже согревает. Но это для меня он в новинку, а тут так привыкли: все свои, как говорится. Мне сразу показывают мемориальную доску в память о Евдокии Пяташовой. Её открыли в сентябре прошлого года.
«Очень волнительно было! Мы слышали много слов благодарности от наших жителей», – рассказывает член инициативной группы, учитель русского языка и литературы Щербаковской школы Елена Кухтина.
А сестра погибшей Валентина Гетманова тихо добавляет:
«Приятно, что спустя столько времени вспомнили об этом. У Дуси действительно есть чему поучиться».
С мраморной плиты на меня смотрит женщина средних лет, и кажется, что глаза её живые, внимательные и добрые.
Роковой случай
На дворе стояло лето 1988 года.
1 июля сёстры Ира и Таня Гирявенко 12 и 9 лет играли возле дома с подружками. Отец девочек Александр Гирявенко на тот момент был избран председателем сельсовета и поехал в район для оформления документов, мама тоже была на работе. В тот жаркий день сёстры с радостью согласились поехать вместе с подругами и их отцом на пруд в соседнее село Гезово, что буквально в двух километрах от Щербаково. Потом мужчина отлучился по делам, а девочки дружной компанией остались купаться. Казалось бы, обычная история деревенского отдыха на пруду: тогда дети (как и я сама) проводили по несколько часов на водоёмах, спасаясь от жары. Но этот случай оказался роковым.
«Танюшка не умела плавать и начала тонуть: там обрыв, и она в него провалилась. Ирка пыталась её спасти и сама начала тонуть. А в то время на берегу находились взрослые люди, было кому спасти, но все стояли, разинув рот», – со вздохом рассказывает отец девочек Александр Гирявенко. Тяжёлые воспоминания преследуют его постоянно.
По ней плакали все
Крики детей о помощи услышала Евдокия Пяташова: их огород совсем рядом с тем прудом. Женщина вышла полоть грядки и, не раздумывая, бросилась на помощь. Несмотря на то, что она хорошо плавала, спастись самой ей не удалось. Как говорили очевидцы, вода попала в дыхательные пути, и женщина утонула там, где было уже неглубоко.
«Дуся нырнула, схватила Танюшку, подтолкнула её к берегу, а сама прямо в ноги ей легла. Буквально две капли воды попали в лёгкие, и всё», – поясняет отец девочек. И замолкает на пару минут.
Я не перебиваю: вспоминать подобное трудно и больно.
«Она просто была настоящим человеком и погибла достойно. Совершила геройский поступок, не каждый на такое способен», – с чувством говорит Александр Гирявенко.
И добавляет, что Евдокию Пяташову часто вспоминают в его семье:
«Жалко Дусю! По ней плакали все. И тяжесть, знаете, такая на душе… Как будто это я виноват».
Она о себе никогда не думала
Сестра погибшей Валентина Гетманова с трудом подбирает слова и не скрывает слёз, вспоминая то злосчастное 1 июля:
«Мне 17 лет, я окончила школу, поступаю в институт: надо было ехать на вступительные экзамены. Как раз в день отъезда её муж приехал в обед с такой новостью: Дуся утонула. Помню испуганные взгляды детей. Очень было тяжело…»
Переведя дух, Валентина Гетманова рассказывает, что с самого детства привыкла к Дусиной опеке: разница в возрасте у них 17 лет.
«Она о себе никогда не думала, всё всегда для других делала. Надо? Вот, пожалуйста! Работала сначала на ферме, а потом в автолавке мужу помогала. Помню, сказала мне: «Тебе привезут туфельки и платьице». Мне не понравилось, я носом покрутила – другое привезли. Она всегда поддерживала, помогала».
Воспоминаниями делится учитель русского языка и литературы Елена Кухтина. Оказывается, она училась вместе с Евдокией Пяташовой в здешней школе. А средний сын погибшей Сергей был учеником Кухтиной:
«Это прекрасная семья, её всегда приятно было посещать. Как родитель Евдокия была очень отзывчивой, приходила в школу по первому зову и настолько доброжелательной была, что всегда хотелось с ней общаться».
Всего в семье Пяташовых было трое сыновей, старший погиб в аварии, когда мать ещё была жива, а младший умер уже после гибели Евдокии Стефановны. Средний Сергей сейчас живёт в Белгороде.
Такое не должно забываться
Сначала именем Евдокии Пяташовой в селе Щербаково хотели назвать улицу. Но оказалось, что из‑за бюрократических нюансов сделать это не так уж просто. Поэтому решили установить в её честь мемориальную доску.
«Многие, в том числе и я, не удивились поступку Евдокии: такой склад характера у неё был, она по‑другому не могла поступить и наверняка не думала о том, что свои дети останутся без матери», – говорит Елена Кухтина.
Поступок Евдокии Пяташовой в селе на слуху: о нём говорят в школе на классных часах, родители – детям. Девятиклассницы Кристина Щербак и Оля Пустовет решили собрать историю односельчанки: нашли семейные фотографии, снимки самой женщины, публикации о ней в местной газете, сделали копию удостоверения к медали «За спасение утопающих», которой Пяташова была награждена посмертно, и даже отыскали стихотворение бывшей жительницы села Валентины Коняевой, посвящённое подвигу. Теперь архив бережно хранят и наверняка передадут в школьный музей.
Я спрашиваю школьниц, почему решили заняться сохранением истории.
«Считаем, что такое не должно забываться. Пусть все об этом знают», – отвечают они.