Ребята надёжные! Зачем Александр Шеметов и Анатолий Брыкало отправляются ночью в лес
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Александр Шеметов живёт в вейделевском селе Большие Липяги, Анатолий Брыкало – в ровеньской Масловке. У каждого из них есть семья, работа, житейские заботы. А ещё общее дело: общественная работа по защите природы.
Без помощников как без рук
Не случайно старший инспектор отдела государственного охотничьего надзора и охраны объектов животного мира управления Экоохотнадзора Белгородской области Сергей Макаров (в чьей ответственности как раз Вейделевский и Ровеньский районы) называет их своей главной опорой.
В прошлом году Александр Шеметов и Анатолий Брыкало получили в региональном управлении Экоохотнадзора официальные удостоверения общественных инспекторов по охране окружающей среды в Белгородской области.
«На территории Вейделевского и Ровеньского районов, к примеру, есть охотничьи хозяйства, общества охотников и рыболовов, мы контролируем их работу», – перечисляет круг обязанностей Сергей Макаров.
А в целом задач у специалистов Экоохотнадзора много. В первую очередь нужно оберегать общедоступные охотничьи
угодья, охотзаказники, поля и реки от браконьеров, вести подкормку и учёт диких животных, предотвращать лесные пожары. Здесь без помощников – общественных инспекторов никак не обойтись!
Сергей Макаров сам вейделевский, пришёл работать в Экоохотнадзор четыре года назад. Практически с тех пор Шеметов и Брыкало помогают старшему инспектору. У них даже биографии в чём‑то схожи. Анатолий Викторович, например, трудится сторожем в школе, а Александр Васильевич – охранником. Сменный график работы – очень удобная вещь для общественного инспектора. И все трое, Макаров, Шеметов и Брыкало, – заядлые охотники, исходили родные места, как говорится, вдоль и поперёк. Знают в охотничьих угодьях каждый уголок.
«Я раз-другой обратился к Александру и Анатолию, предложил поучаствовать в рейде, – рассказывает Сергей Александрович. – Они откликнулись. Я увидел отдачу, понял, что ребята они действительно неравнодушные и надёжные».
Пожалуй, именно эти качества – определяющие в природоохранной работе. Рейды по пресечению браконьерства, о которых говорит Макаров, проводят, как правило, ночью. И общественные инспекторы, не считаясь с личным временем, вместо того, чтобы отдыхать с семьёй, едут куда‑то в ночь. Напрашивается вопрос: зачем им это надо?
«Если все будут потребительски относиться к природе, от неё скоро ничего не останется», – выражает общее мнение Александр Шеметов.
Глаза и уши
Самый большой вред природе наносят люди, которые относятся к ней именно потребительски, а порой – варварски. Причём это не только браконьеры, которые ставят сети на выдру и ондатру, незаконно охотятся на лесного зверя, но и мирные жители, без ружей, но зато с мешками мусора, который оставляют где ни попадя, в том числе в лесополосах. Или того хуже – жгут сухую растительность или мусор вблизи лесополос.
Пройти мимо такого безобразия общественный инспектор никак не может.
«Пока у меня не было удостоверения, нарушитель мог как‑то не вполне серьёзно относиться к моим полномочиям, – объясняет Анатолий Брыкало. – Сейчас, когда представляюсь и показываю документ, люди понимают, что я имею право указывать на нарушения».
Общественный инспектор имеет право зафиксировать факт безответственного отношения к природе – сфотографировать, записать видео на телефон, а также составить акт, который передаёт затем старшему инспектору. А тот в свою очередь принимает меры в соответствии с природоохранным законодательством.
По словам Макарова, общественные инспекторы – это глаза и уши Экоохотнадзора. В любой день и в любое время они выходят в лес, в поле, к реке и смотрят, всё ли в порядке.
На лыжах по заичьим следам
К счастью, будни Экоохотнадзора состоят не только из рейдов и составления протоколов на браконьеров. Например, недавно начался зимний маршрутный учёт копытных животных. Продолжается учёт пушного зверя. Численность европейской косули, а также зайца-русака на подведомственной территории возрастает, говорит Сергей Макаров. В позапрошлом году, по словам старшего инспектора, они вместе с помощниками оборудовали подкормочную площадку на территории заказника «Вейделевский». В 2021-м четыре такие «лесные столовые» появились в зонах охраны охотничьих угодий Ровеньского района.
Людям, далёким от леса, трудно представить, как можно посчитать обитающих там зайцев. Это действительно целая наука с чёткой методикой, которой владеют и штатные специалисты Экоохотнадзора, и общественные инспекторы.
«Определяем маршрут от 5 до 15 километров, который необходимо пройти, если нужно – привлекаем снегоход или встаём на лыжи – и в путь», – объясняет Сергей Александрович.
Бонусом за проведённый по правилам учёт становится удовольствие, полученное от общения с природой. Именно ради этого, уверяют Анатолий Брыкало и Александр Шеметов, они в первую очередь идут в лес. Сергей Макаров полностью согласен с ними:
«Есть культура охоты. Охотник идёт в лес не потому, что хочет обязательно добыть трофей. Для него важнее – единение с природой. Эти чувства трудно передать словами. Когда твоя собака гонит по лесу дикого зверя, её лай звучит как мелодия. И ты уже знаешь, что сейчас будет лисица. Или заяц».
Два общественных инспектора на два района – не маловато ли?
«У нас есть ещё люди, которые так или иначе откликаются на просьбы помочь, – объясняет Макаров. – Но у них пока нет статуса общественного инспектора».
Получить официальное удостоверение не так‑то просто. Важно участвовать в природоохранной работе не раз от раза, а постоянно. Вкладывать в это дело не только личное время, но и своё сердце. При этом понимать свою личную ответственность перед природой. Если вы чувствуете стремление стать общественным инспектором по защите окружающей среды в Белгородской области (и при этом вам уже исполнилось 18 лет), обращайтесь в областное управление Экоохотнадзора.
Кстати
Только в минувшем году удостоверение общественного инспектора по охране окружающей среды получили 102 белгородца. Действует оно один год, а потом, в зависимости от результатов работы, его можно продлить.