Успеть за 4,5 часа. Почему при подозрении на инсульт важно вовремя попасть в больницу
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
«Инсульт помолодел», – пугают врачи с экранов телевизора. «А у Петровича‑то… того… инсульт!» – многозначительно качают головой пожилые бабушки-соседки. «Это всё моя нервная работа. Не хочу даже вспоминать, как случилось», – говорит знакомая.
Этого заболевания боятся все, кто перешагнул 50-летний рубеж. И не зря: ведь в мире именно инсульт и сердечный приступ делят первое место по смертности. Многие, перенёсшие кровоизлияние в мозг, заново учатся ходить и говорить, и большинство из них очень жалеет о том, что не обратили внимания на предвестники болезни или затянули с обращением к врачу…
Время – это мозг
Исполняющая обязанности заведующего неврологическим отделением областного госпиталя для ветеранов войн Елена Батищева рассказала о разных видах инсультов.
Они делятся на геморрагические и ишемические. Причём первые, по словам врача-невролога, составляют 15–20 % от всех инсультов. Среди геморрагических самые частые – кровоизлияния в мозг и субарахноидальные кровоизлияния.
«Причиной кровоизлияния в мозг чаще всего является нелеченая или недостаточно леченая гипертоническая болезнь. Когда человек не контролирует свой уровень артериального давления или принимает недостаточно препаратов, у него бывает нестабильно высокое давление, – рассказывает врач и подчёркивает, что кровоизлияние в мозг обычно характерно для людей старше 50 лет. Основной пик – от 50 до 70. То есть это люди средней возрастной группы, часто ещё работающие, не пенсионеры».
Субарахноидальное кровоизлияние – это тяжёлая патология, её причиной чаще всего является разорвавшаяся артериальная аневризма (патологическое расширение просвета артерии головного мозга, обусловленное истончением мышечного слоя её стенки. – Прим. авт.). Это кровоизлияние, по словам Елены Ивановны, встречается у пациентов более молодой возрастной группы – от 30 до 60 лет и даже бывает у подростков.
«Основным симптомом внутримозгового и субарахноидального кровоизлияния является острая головная боль, которая возникает внезапно. Её можно описать как нестерпимую и ранее не испытываемую», – подчёркивает врач.
Частыми симптомами кровоизлияния также бывают потеря сознания, в том числе сопровождающаяся судорогами, появление слабости и обездвиженности в одной, двух или более конечностях. Для большинства кровоизлияний, по словам Елены Ивановны, характерны сонливость, заторможенность и нарушение сознания вплоть до комы.
Основными мерами по профилактике развития любого не травматического кровоизлияния врач называет контроль артериального давления, поддержание его нормального уровня, ведение здорового образа жизни, сокращение количества алкоголя. Среди тех, кто им злоупотребляет, кровоизлияния встречаются чаще.
Ишемические инсульты составляют 80–85 % от всего числа инсультов. Они обусловлены закупоркой какой‑либо из артерий, снабжающей мозг кровью.
Причиной этого состояния, по мнению Елены Ивановны, могут быть различные заболевания сердца, в частности сердечные аритмии в виде фибрилляции предсердий, болезни сердечных клапанов, последствия перенесённого инфаркта миокарда, ишемическая болезнь сердца. Также среди частых причин ишемического инсульта стоит выделить атеросклеротическое повреждение артерий, снабжающих кровью мозг, поражение сосудов вследствие сахарного диабета, гипертонической болезни и некоторых других поражений сердца и сосудов.
У ишемического инсульта часто могут наблюдаться предвестники. Называются они – если говорить медицинским языком – транзиторными ишемическими атаками и представляют собой кратковременное обратимое нарушение кровоснабжения головного мозга.
«Зачастую эти состояния проявляются в виде слабости и/или онемения руки и/или ноги с одной стороны, и/или нарушения речи и асимметрии лица. Их длительность чаще всего от 15–20 минут до нескольких часов. Возникать могут несколько раз в день», – подчёркивает невролог.
Основными факторами риска развития ишемического инсульта, по словам Елены Ивановны, являются гипертоническая болезнь, сахарный диабет, наличие фибрилляции предсердий, избыточный вес, атеросклеротическое поражение сосудов, курение, злоупотребление алкоголем, повышенный уровень холестерина, недостаточная физическая активность и… возраст пациента. Ведь ишемические инсульты, в отличие от геморрагических, чаще случаются у людей более зрелого возраста – от 70 лет и старше.
«Если у вас имеются вышеуказанные факторы риска, внезапно появились нарушения речи, асимметрия лица, слабость в руке или ноге, возникла нестерпимая головная боль – необходимо срочно обратиться в медицинское учреждение или вызвать скорую помощь», – подчёркивает врач-невролог.
И добавляет, что оптимальным сроком для оказания помощи пациенту с инсультом являются первые 4,5 часа с начала заболевания. Это время, когда специализированная медицинская помощь может быть оказана в максимальном объёме.
«У нас, врачей, на этот счёт есть такая фраза: Time is brain, то есть «время – это мозг». Иначе говоря: чем раньше мы сможем оказать помощь, тем больше сохраним мозг», – подытоживает Елена Батищева.
Поэтому очень важно своевременное обращение за медицинской помощью при развитии указанных симптомов. Подтверждение диагноза «инсульт» возможно после проведения экстренной компьютерной томографии головного мозга с последующей консультацией врача-невролога центра для лечения больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения.
Юлия Ивановна, 81 год, перенесла инсульт два года назад:
— Я хорошо помню тот день. Это было 6 января. Вечером решила помыться, залезла в ванну и не смогла оттуда выбраться: стало плохо. Живу одна, даже помочь было некому. И вот полчаса там барахталась. Но я сильная, волевая – как‑то получилось всё‑таки вылезти. Кое‑как дошла до кровати и легла. А утром 7 января у нас в селе базарный день. Я хоть и чувствовала себя плохо, но праздник же – решила идти. Взяла сумку-тележку и пошла потихонечку. По дороге встретила соседку, начала с ней беседовать, а говорить не могу – язык заплетается, как у пьяной. Она замечает: «Тёть Юль, что‑то с вами не то!» Да я и сама всё понимала. А перед этим у меня неделю временами левая рука как отнималась.
Дошла до базара, а там ещё одну знакомую встретила, она на скорой работает. Как меня увидела, испугалась, тут же в машину усадила, позвонила сыну. Тот приехал и увёз домой, вызвали скорую. А я уже совсем говорить не могла, и левая сторона вся отнялась. Повезли меня в больницу, сделали томографию и сказали: «Инсульт у вас».
В нашей палате все инсультницы были. Одну женщину к нам привезли уже с четвёртым. У неё совсем язык отнялся, она встать не могла: всё слышит, видит, а ничего сказать не может – только плачет. А меня потихоньку отпустило: сказали, как надо заниматься, речь восстанавливать. Я в больнице побыла, потом ещё месяц в реабилитационном центре – в физкабинет ходила, травами дышала. И рука моя почти восстановилась. Но временами всё равно как не моя, немая, хотя вроде и двигаю ею.
Зинаида Андреевна, 80 лет, пережила инсульт в 2016 году:
— У меня гипертония уже много лет – из‑за неё инсульт и приключился. Это было зимой, 16 декабря. Я пошла в школу за правнуком-первоклассником. В этот день выпал первый снег, и ребёнок так ему обрадовался, что я долго не могла его с улицы домой увести. Примерно час или больше мы с ним играли возле школы. Всё это время шёл мокрый снег, и моя одежда промокла. И тут стало мне плохо: в глазах потемнело, в жар бросило, слабость навалилась такая – чуть не упала. Зашла в школу, посидела немного, и отправились мы домой. Моя внучка – медсестра, я у неё осталась, дома лечилась. Думали: слабость у меня потому, что продрогла в тот день. А тут новогодние праздники. Еле я их переждала. А после всё‑таки пришла в поликлинику. Рассказала про слабость, онемевшие правые руку и ногу и замедленную речь. Положили меня в больницу, сделали МРТ, СКТ, говорят: «Картина инсульта». Я там три недели лечилась, а на следующий день после выписки поехала в санаторий. Спасибо врачам – вытащили меня. Ругаю себя, что раньше не обратилась к ним, затянула…