«Колхозные мы ребята». Почему Анатолий Кузьмин ни за что не променяет деревню на город
«Белгородская правда» рассказывает о лауреате премии имени Василия Горина – главном механике автопарка компании «Кустовое»
-
Статья
-
Статья
Анатолий Павлович больше 40 лет трудится в родном хозяйстве. Вспоминает, что гайки крутил ещё до армии. А на торжественной церемонии вручения в момент награждения его вдруг разволновался.
Первый парень на деревне
«Никогда не бывал на таких мероприятиях. Колхозные мы ребята, простые. А там кругом публика солидная, важная, губернатор рядом… Хорошо ещё обошлось без речей. Вначале думал, что надо будет поблагодарить, подготовить ответную речь. Когда сказали, что не надо, я так обрадовался», – рассказывает Кузьмин.
Домой в Серетино привёз охапку роз – подарок от коллег. Под букетище нашлось только простое ведро, другой вазы подходящих размеров не оказалось. Элегантную чёрную мантию с шапочкой – облачение лауреатов – пока далеко не прячет. Гости нагрянут с поздравлениями – заставят показаться. Из домашних только жена Валентина видела его при полном параде.
«Красавец», – похвалила она.
«Премия – 250 тысяч. Неплохо. Всю детям отдал: у меня сын, невестка и двое внуков – Никита и Софа. Молодёжь дом строит, надо помочь. А для чего ещё родителям жить?» – замечает мужчина.
Для всех он Палыч. Коротко и ясно. Кто‑то сказал «Палыч», и все понимают, о ком речь. В хозяйстве он начал работать ещё безусым пацаном – с восьмого класса. Три восторженных летних месяца каникул за рулём неповоротливых трактора или комбайна пролетали незаметно. Это было ужас до чего здорово – почувствовать себя значительным. Ну и, конечно, заработать.
«Тогда на всё село было всего два жигулёнка, поэтому тракторист (потому что водитель) считался первым парнем на деревне. На ребят, работавших на такой технике, смотрели по‑другому, с уважением. Моим напарником на комбайне оказался один коммунист, который постоянно разъезжал по партийным делам. Мне даже нравилось, что он всегда на собраниях, я работал с охоткой», – улыбается, вспоминая юность, Анатолий Кузьмин.
«Мои ребята»
Вся работа в хозяйстве начинается с гаража. 56 водителей и механиков поднимаются каждое утро ни свет ни заря, чтобы доставить на поля комбайнеров, доярок на животноводческий комплекс, а вечером развести всех обратно домой по сёлам. Перевезти на склады урожай, коровам подкинуть корма, молоко забрать с фермы, зерно переправить на мельницу. А зимой в снегопад почистить дороги в нескольких сёлах, независимо от того, живут там сотрудники хозяйства или нет. Всем рулит Палыч.
«Кустовое» занимается полеводством и животноводством, у нас 10 тысяч голов крупного рогатого скота и 8 тысяч гектаров пашни. Всё, что одни выращивают, а другие надаивают, перевозят ребята Кузьмина. Самое главное – на фоне сложившейся текучки кадров в сельском хозяйстве он сумел сохранить коллектив, основной костяк которого трудится с 1980-х годов. У него там такие матёрые профессионалы работают!» – расхваливает своего сотрудника исполнительный директор Юрий Самойлов.
Его торопится дополнить Кузьмин:
«Особенно летом все наши КамАЗы загружены, мои ребята хорошо получают – 70–80 тысяч рублей, некоторые до 100 тысяч зарабатывают».
А я задумываюсь: часто ли вообще начальники так тепло отзываются о своих работниках – «мои ребята»?
Буханка по имени Люська
Мы разговариваем с Кузьминым на территории гаража. Узнаю, что Палыч настоял, и хозяйство выделило средства на сооружение здесь мойки и тёплого бокса для машин.
Кузьмину звонит на мобильник один из его водителей. Говорит, застрял на току. Машина не может двинуться с места.
«Может, колодку оборвало? – предполагает главный механик. – Ладно, скоро приеду. Можно механика, конечно, отправить, чтобы зафиксировать поломку, но я сам поеду посмотрю. Люблю делать всё сам. Мне так проще».
В таких ситуациях выручает дежурная служебная машина – старенькая, ещё с нулевых годов боевая подруга, буханка по имени Люська. Кличку серенькому уазику придумала жена. Они хорошо знакомы друг с другом, потому что буханка ночует возле дома Кузьминых на всякий пожарный случай. Мало ли. Вдруг поздний автобус с доярками где‑нибудь застрянет. Придётся лететь, выручать людей.
Верной Люське, которая редко подводила, давно пора на металлолом. Но как расстаться, когда столько лет вместе? Любима буханка ещё и за то, что все её узлы и агрегаты Анатолию Павловичу просты и понятны. Перебраны, протёрты, подтянуты, смазаны на сто процентов. Если и требовала к себе внимания, то он сам её чинил, ведь знает как облупленную.
А вот с новой техникой, которой регулярно пополняется гараж, просто беда. Она, конечно, современная, мощная, с крутыми наворотами, напичканая компьютерами, но чинить её – сплошная головная боль. Мало в регионе хороших специализированных мастерских для таких машин.
«Раньше сами всё ремонтировали. Хозяйство приобретало ЗИЛ, и все знали, что это за зверь. А сейчас приходит новый КамАЗ, и каждый раз с вариациями. Ты ничего с такой техникой руками не сделаешь. На каждую пустяковину, узел требуется отдельный прибор, и подлезть невозможно. Заглохнет на дороге, и не знаешь, что делать», – жалуется механик.
Интересуюсь:
«В молодости не было желания уехать жить в город?»
И вижу, как кривится его лицо.
Рассказывает, после армии (служил в Грузии, в ремонтном батальоне, где и научился особенно хорошо крутить гайки) сразу женился. Валентине как‑то удалось уговорить его, деревенского до последней клеточки, переехать в Белгород. Выдержал год и сбежал, как раз тогда, когда многие его одноклассники стремились стать городскими.
«Колхозные мы ребята, – опять смеётся Палыч. – Я село люблю. Косить люблю, нет, не этим, как его… новомодным триммером – настоящей крестьянской косой. Отец всему научил, я ещё пацаном был. Тогда сильно обижался на него за то, что приучал к труду. Не всегда, когда мне хотелось, давал с друзьями играть. Сейчас за такую науку только благодарен».
Анна Золотарёва