Без единого узелка. Как рушник Натальи Вакуленко подарили Валентине Матвиенко
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
«Начинать надо с середины, так проще посчитать. Бабушки шили наугад. Распустить тяжелее, чем вышить». Секретами своего мастерства с «Белгородской правдой» делится директор Грайворонского дома ремёсел Наталья Егоровна Вакуленко – одна из лучших вышивальщиц региона.
Красота от пола до потолка
На выставке в Москве к Наталье Вакуленко, директору Грайворонского дома ремёсел, пристал «ценитель» народной вышивки. Желал купить рушник ручной работы. Мастерица предложила свои полотна на выбор. Покупатель повертел одно вышитое полотно, другое и обиделся: «За дурака меня считаешь? Я что, не вижу, что это тканые, фабричные?» Наталья Егоровна развела руками: да, похоже на машинную вышивку. Сделано без изъянов.
«Бабушка учила: ни одного узелка не должно быть видно ни с изнанки, ни с лицевой. Пальцем проведи по вышивке, если не почувствуешь бугорков, зазоринок – хорошо сработала», – рассказывает вышивальщица.
Она показывает приданое родной бабушки Акулины Васильевны. Полотенцу сто лет в обед, длинное, от пола до потолка – два с половиной метра. Крошечные красные крестики, едва заметные, как на картинах пуантилистов, рисующих точками, сливаются и образуют розу, листик, завиток – нарядный большой узор.
А сколько на искусно сделанную вещь находится охотников сегодня – выпрашивают постоянно. Такое сейчас редко встретишь, а когда‑то каждую хату украшали рушниками. Каждый нёс свой смысл, имел чёткое предназначение – под образа, родильный, крестильный, свадебный, хлебосольный, венчальный. Рушникам приписывали обережные, защитные свойства. Будущую невесту оценивали по тому, как она ловко обращается с иголкой. Акулина, выходя замуж в 1917 году, расстаралась – вышила своё семейное будущее. Не таким гладким и ровным оно оказалось, как строчки на рушниках.
«Бабушка до последних дней ждала деда Свирида, вначале с фронта, потом думала, что он в плену. Надеялась, вернётся. В войну кто‑то подкинул ей на крыльцо больного младенца – девочку. Пожилой немец, живший у бабушки в доме, помогал выходить ребёнка. Ночами, чтобы не увидели, носили в госпиталь. Девочка всё же не выжила. В послевоенный голод бабушка похоронила одного из своих четверых детей», – вспоминает прошлое Вакуленко.
Акулина Васильевна научила внучку всему, что сама умела – готовить, дом вести, рукодельничать. Вышивку крестом, набором, гладью маленькая Наташа освоила, как только смогла держать иголку в руках. Бабушка умела плести кружево иглой, что уже тогда считалось верхом мастерства. Пыталась передать своё умение внучке, но та не захотела, очень сложно показалось. Теперь жалеет, ведь такая техника совершенно утрачена.
Пёстрая – значит старинная
Директор Дома ремёсел пытается восстанавливать потерянные секреты забытых мастериц.
«Находить старинную вышивку с каждым годом всё сложнее. В Головчино, начиная с XVIII века, гремела на всю округу Успенская ярмарка, мастериц золотые руки было много. Теперь коренных жителей почти не осталось, мало у кого сохранилось старинное шитьё. А вот за горой – в маленьких сёлах Смородино, Косилово, Почаево – ещё можно найти интересные, редкие вещи», – продолжает Вакуленко.
Некоторые экземпляры с большой неохотой раскрывают свою историю. Порой расшифровка народного орнамента требует титанического труда. Представьте, расшитое полотно пролежало век в бабушкином сундуке. Нитки из крапивы или конопли, которыми тогда работали, превратились в труху. Что тут можно скопировать? Спасают положение едва заметные точки на полотне от растительной краски, которой красили нитки. Иногда получается восстановить рисунок, иногда нет.
Много узоров к нам пришло из Украины, сёла наши стоят рядышком, люди приезжали друг к другу в гости, подсматривали и перенимали рисунок. Чёрно-красные узоры на наших рушниках, крест – как раз от соседей. Для Белгородской области характерен геометрический растительный и зооморфный рисунок.
«Наши предки, что ещё 300 лет назад вышивали, брали те нитки, которые находились в доме. Определённой цветовой гаммы строго не придерживались. Делали кто во что горазд. Поэтому старинная вышивка такая пёстрая. Недавно мы проводили выставку, экспонаты для которой собирали по сёлам, попадались просто удивительные образцы», – рассказывает Наталья Егоровна.
Только добрые петушки
Сегодня модно вышивать петухов, голубей, а вот лошади, куры мало встречаются. Народная примета говорит: нельзя вышивать петухов. Мол, в семье не будет лада, супруги станут драться. Вакуленко как большой знаток символики в вышивке объясняет: изображать задиристых, прыгающих друг на друга петухов, возможно, не стоит. Здоровье всем мужчинам дома, мир, любовь и достаток в семью принесёт рушник с петушками, которые по‑доброму смотрят один на другого и угощаются меж собой красной ягодой калиной.
«Очень многие вышивают праздничные, свадебные рушники и тоже не знают, что именно надо изображать, – продолжает мастерица. – Рушник под каравай делают с розами, лилиями, символизирующими чистоту и невинность невесты. А рушник, который стелют под ноги молодым, должен быть вышит только геометрическими узорами, неяркими нитками. Потому что в первый день свадьбы красоту нельзя затоптать».
Помимо салфеток, скатертей, подзоров, накидок для подушек Наталья Егоровна вышила примерно 200 рушников. Говорит, никогда не считала. Точную цифру знает только её свекровь, которая частенько повторяет: «Дорогу до
Киева можно выложить твоими рушниками». С чем‑то мастерица никогда не расстанется, как, например, с бабушкиными вышивками. Что‑то продано, подарено. Точно знает, что её работы есть у Евгения Савченко, жены Дмитрия Медведева – Людмилы и у Валентины Матвиенко. Последней сделала подарок всего за одну ночь, накануне визита государственного деятеля в Белгород.
«Позвонили, говорят, нужен рушник. Думаю, вышью имя, отчество, фамилию, а дальше – «от благодарных белгородцев». Кинулась узнавать отчество – никто не может сказать. Интернета тогда ещё не было, обошлась без него. А она Ивановной оказалась».
Где‑то во Франции есть ещё одна её работа. Свадебный рушник, который мастерица вышивала полгода, в Каннах завоевал Гран-при международного конкурса. Увы, сама поехать на Лазурный Берег за наградой не смогла – не нашлось спонсоров, которые могли бы оплатить дорогу.
Справка
В 2009 году по инициативе Натальи Вакуленко в Грайвороне открыли Дом ремёсел. Сегодня из 13 сотрудников, руководителей коллективов шестеро вместе с директором удостоены звания «Народный мастер Белгородской области».
Работает 27 кружков и студий для детей и взрослых: ручная вышивка, бисероплетение, вязание, валяние из шерсти, точечная роспись, лепка из солёного теста, лозоплетение, изделия из соломки, лоскутное шитьё, авторская кукла, таксидермия. Три детские студии имеют звание образцовых.
Проводятся мастер-классы с детсадовцами и школьниками. Летом по выходным дням на центральной площади оживает мастеровой городок, где любой желающий может научиться какому‑либо ремеслу. Самая первая сувенирная лавка в регионе была открыта именно здесь.
Среди домов ремёсел области грайворонский не просто в тройке лидеров – на протяжении 10 лет он занимает первое место.