Что военный прокурор Пётр Васильев сделал для разгрома фашистов на Курской дуге
-
Василий Журахов
-
Белгородская правда
-
Василий Журахов
-
Белгородская правда
Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война кардинально изменила структуру и функции военной прокуратуры. В действующей Красной армии после издания Президиумом Верховного Совета СССР Указа «О военном положении» появились военные прокуроры фронтов, которым подчинялись военные прокуроры армий, корпусов, дивизий и бригад.
Боевой приказ выполнить!
Перед прокурорами была поставлена задача не допускать случаев самовольного оставления военнослужащими оборонительных позиций, отказов во время боя действовать оружием, а также переходов на сторону неприятеля и дезертирства. Всё это предпринималось для того, чтобы добиться безусловного выполнения боевых приказов и повышения боеспособности подразделений. Ведь такие противоправные деяния, как трусливое бегство с передовой и добровольная сдача в плен, становились не такой уж редкостью.
И военные прокуроры активно включались в работу по наведению порядка, содействуя тем самым военному командованию в выполнении боевых задач.
В условиях военной катастрофы первых месяцев войны применение карательной практики в сочетании с разъяснительными и воспитательными мерами способствовало повышению морально-психологической устойчивости бойцов и командиров РККА. Более того, значительно возросла их личная ответственность за судьбу своей страны и своего народа. Стали исчезать пораженческие настроения. Красноармейцы больше не отсиживались в окопах, появились многочисленные факты героизма.
Под Белгородом и Харьковом
Одним из тех, кто в годы войны стал стражем правопорядка, был Пётр Васильев. В период Курской битвы он состоял в должности военного прокурора 5-й гвардейской танковой армии. В рамках функциональных обязанностей Павлу Фёдоровичу приходилось вести беспощадную борьбу с трусами, паникёрами, дезертирами и членовредителями, добиваясь твёрдой рукой должной воинской дисциплины.
Непросто всё давалось, обстановка была очень сложной, и прокурорская служба была не кабинетной, а полной опасностей в не меньшей степени, чем у солдата на передовой. Не случайно за боевые заслуги прокурора наградили орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени.
Обнаруженный в фондах Центрального архива Министерства обороны РФ наградной лист на майора юстиции Васильева наглядно демонстрирует его организаторский талант и профессиональное мастерство. Вот только некоторые формулировки из этого документа, датированного 2 сентября 1943 года:
«В частях армии систематически ведёт воспитательную работу с личным составом, предупреждая аморальные явления. За период боёв под Белгородом и Харьковом майор юстиции Васильев совместно с председателем Военного трибунала провёл большую работу в тыловых частях и госпиталях, принимая решительные меры к нерадивым. В решениях подсудных дел принципиален и объективно справедлив».
Сегодня, читая эти строки, понимаешь, из каких многочисленных сегментов складывался успех Красной армии на полях сражений.
Мечтал о мирной счастливой жизни
Победу Пётр Фёдорович встретил в Германии в звании полковника юстиции вместе с сослуживцами из 5-й гвардейской танковой армии. Ждал демобилизации, чтобы вернуться в Благовещенск к жене Анне Иннокентьевне и окунуться в счастливую мирную жизнь. Однако его мечты так и не сбылись. 7 июля 1945 года бандитская пуля оборвала жизнь этого замечательного человека и высококвалифицированного специалиста.
Только недавно благодаря рассекреченным архивным документам удалось выяснить, при каких обстоятельствах погиб Павел Фёдорович. Приведём фрагменты из докладной записки:
«В начале июля с. г. при передислокации полевого Управления штаба 5-й гвардейской танковой армии из местечка Брейтенфальде (Германия) в г. Брест Военный Прокурор этой армии гвардии полковник юстиции Васильев, военный следователь гвардии капитан юстиции Копылов, секретарь военной прокуратуры гвардии капитан административной службы Колыханов, машинистка Голованова и 5 красноармейцев выехали с имуществом прокуратуры на трёх машинах — «Студебеккер» и два «Виллиса».
7 июля с. г. в 12–13:00 при следовании по просёлочной дороге из местечка Семятичи, близ деревни Бжезины, эта группа была остановлена выстрелами из леса бандой «Зигмунда» численностью до 60 человек. Все 9 человек во главе с полковником Васильевым, после двухчасовых издевательств и пыток, были расстреляны и зарыты в лесу. Трупы капитана Копылова и красноармейца Фаненберг не обнаружены.
Высланная на розыски из штаба армии оперативная группа 14 июля с. г. обнаружила на дороге сгоревшую автомашину «Студебеккер» и задержала участника бандитского налёта Чепулковского.
Чепулковский, 1926 г. рождения, урож. г. Вильнюс, литовец из служащих, гражданин СССР, беспартийный, со средним образованием, холост, — показал, что всех задержанных долго избивали, последним «допрашивали» полковника. Задавали ему такие вопросы: какой прокурор и в какой воинской части служил? Полковник молчал. После этого начали жестоко избивать. Второй вопрос: вы арестовывали поляков? Полковник тоже ничего не ответил. Его снова избивали.
(…) Полковник ответил: «В таком случае вы можете меня расстрелять».
После этого всех подвели к вырытой яме, предложили всем раздеться и после жестоких истязаний расстреляли. Машинистка Голованова была беременна и просила пощады.
Далее Чепулковский показал, что банда, совершившая зверское убийство работников военной прокуратуры 5-й гвардейской танковой армии, входит в бандитские формирования «Армии Краёвой», действующей в Белостокском воеводстве, состоящей из 6 боевых отрядов. Организаторами являются бывшие офицеры армии «Вилька» под кличками «Опашка», «Зигмунд», «Пяст», «Мстислав», «Бурего», «Старего».
В дальнейшем, при медицинском осмотре трупов сотрудников прокуратуры, было обнаружено множество следов побоев и издевательств. Особенно, как следовало из результатов осмотра, досталось Васильеву. Очевидно, жестокими пытками разъярённые бандиты пытались сломить Павла Фёдоровича, заставить его пресмыкаться перед ними и умолять сохранить жизнь. Но в той чудовищной ситуации проявились в полной мере лучшие качества полковника юстиции Петра Васильева: несгибаемая стойкость, физическая и волевая закалка.
Справка
По данным контрразведки Смерш, только за полтора месяца бандиты в этом районе совершили 11 разбойных налётов на отдельные группы военнослужащих и работников польских органов. Во время этих налётов зверски умерщвлены 10 офицеров, около 40 сержантов и красноармейцев и более 20 человек граждан СССР и Польши. Захвачены у убитых оружие, обмундирование, документы, ордена. Уничтожено более 22 автомашин.