«Работа для мужчин». Кто делает белгородские дороги удобными и безопасными*
Наш собеседник – директор компании «Автодорстрой» Владимир Кузнецов
-
Статья
-
Статья
Белгородская область стабильно входит в рейтинги регионов с автодорогами, по которым приятно ездить. Те же, кто делает их такими, как правило, остаются за кадром. О людях, которые поддерживают репутацию белгородских дорог как самых безопасных для водителей и пассажиров, рассказал директор компании «Автодорстрой» Владимир Кузнецов.
«Автодорстрой» – одно из ведущих дорожных предприятий региона с собственной технической и производственной базой и даже кузницей кадров. За последние 10 лет компания отремонтировала, реконструировала и построила больше тысячи километров автодорог.
Начиналось всё в 1954 году, когда в только образовавшуюся Белгородскую область из Дагестана перевели машинно-дорожную станцию № 107. В нынешнем виде компания оформилась в 1993 году, и первым руководителем её стал заслуженный строитель России и почётный дорожник Андрей Владимирович Кузнецов. В 2015 году управление компанией перешло его сыну – Владимиру Андреевичу. К накопленному опыту он прибавил современные подходы в управлении, полученные в Cambridge Judge Business School, и вывел компанию на новый уровень.
— Есть профессии по призванию, например врач. А дорожник?
— И дорожник. Для меня это очень личная история. Я жил и работал в Москве и вернулся в Белгород только за этим. Я чувствую причастность к созидательному труду и делаю то, за что не стыдно, и этому рад.
Хотя привлекательной для молодёжи профессия пока не стала. Это демонстрирует наше сотрудничество с Белгородским политехническим колледжем. Почти десять лет я вкладываю туда массу сил, времени и средств, вникаю в дела, встречаюсь с детьми. Третий год практикуем целевое обучение: заключаем со студентом договор и выплачиваем стипендию из собственных средств, оплачиваем проживание в общежитии, участие в конкурсах профмастерства, берём к себе на практику, а после завершения учёбы трудоустраиваем. Но КПД от усилий, вложенных в сотрудничество, очень низкий. В год приходит человек пять, из них остаётся работать один-два.
Специфика нашей работы – по 12 часов быть на жаре, дожде, ветру… Мы расширили географию и работаем за пределами региона вахтовым методом. В этом году в Липецкой области осваиваем объём почти на 300 млн рублей, люди там живут по нескольку недель. Это требует предрасположенности, характера, призвания, если хотите.
— Может, просто денег?
— Квалифицированные механизаторы получают до 90 тысяч, ИТР – в среднем 60 тысяч, но деньги – не решающий фактор. Тенденция такова, что молодёжь предпочтёт работать за 20 тысяч, зато в тёплом офисе или магазине, чем за хорошие деньги в суровых условиях.
Визбор пел: «Вот это для мужчин – рюкзак и ледоруб. И нет таких причин, чтоб не вступать в игру». Вот так и дорожники – это работа для настоящих мужчин.
Как говорит отец, возьми лопату и походи с ней целый день, ничего не делая, и к вечеру упадёшь! А дорожники не просто ходят, а целый день работают. Поэтому к своим сотрудникам я отношусь с большим уважением: они настоящие труженики.
— Кроме зарплат, есть бонусы?
— Я понимаю, что есть непредвиденные обстоятельства и всегда помогаю людям даже больше, чем прописано в коллективном договоре. Хотя и он предусматривает неплохой соцпакет. Компания также регулярно отправляет сотрудников на курсы повышения квалификации.
— Сотрудники растут, а как меняется техническая база?
— Тоже улучшается. В парке 180 единиц техники от ведущих мировых брендов: Wirtgen, Нamm, Caterpillar, John Deere, Hitachi, две немецкие асфальтобетоносмесительные установки Benninghoven. Но для работы с такой техникой, понятное дело, нужна серьёзная квалификация.
— Поэтому вы продолжаете работать с молодёжью, даже несмотря на низкий КПД?
— Вариантов‑то нет, никто же не молодеет. В коллективе 360 человек, средний возраст работников – 40–50 лет. И это неплохо: когда я пришёл в компанию, он был далеко за 50 лет. Конкуренция за людей среди работодателей большая, особенно в сегменте механизаторов. С итээром и дорожными рабочими проблемы не настолько острые, как с грейдеристами и экскаваторщиками. Это касается не только нашей конкретной компании, но и всей области, да, наверно, и страны. Всё‑таки падение престижа среднеспециального образования и профессии дорожника ощутим.
— Получается, костяк коллектива – серьёзные взрослые люди с семьями, кредитами, стройками, которым важна стабильность.
— Так и есть. И могу уверенно сказать, что в нашей компании зарплата, аванс – день в день, несмотря ни на что. В этом году гораздо меньше строительства и реконструкции, и это понятно: на всех основных направления современные четырёхполосные магистрали. Зато больше ремонтов и объектов благоустройства: дворов, спортплощадок, ФОКов открытого типа. Там своя специфика и трудности, но важно было сохранить коллектив, поэтому мы частично переквалифицировались и научились.
– Какие черты характера важны, чтобы сделать успешную карьеру в дорожной отрасли?
— Когда человек упорный и целеустремлённый, предан делу, как бы пафосно это ни звучало, и главное – если он не видит себя вне этой отрасли, он однозначно состоится. А если человеку всё равно, он нигде не задержится. Наш главный инженер Владимир Жиленков начинал сторожем на бетонно-растворном узле. Он, кстати, представитель трудовой династии. Отец Иван Александрович всю жизнь работает у нас водителем, а супруга Наталья – заместитель по производственной деятельности.
– Вы тоже продолжаете дело, начатое вашим отцом. Какая его поддержка вам наиболее ценна?
— Он иной раз говорит: «Свою жизнь на это положил и тебя втянул», – то есть признаёт, что моя жизнь после возвращения из Москвы не то что легче не стала, а наоборот, сильно усложнилась. Но больше всего меня радует его нынешний образ жизни: он не ездит на работу каждый день, не держит руку на пульсе, а живёт своей жизнью. Значит, доверяет, и это самое важное для меня.
Ирина Дудка