О чём новооскольский учитель предупреждает школьников перед входом в класс
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Ольга Кокарева работает учителем с 1991 года, сейчас она преподаёт химию в Новооскольской школе с углублённым изучением отдельных предметов. Ольга Николаевна уверена, что в её предмете есть место творчеству, а урок пройдёт хорошо, если самому педагогу будет интересно. Она рассказала, каким правилам следуют её ученики, как остановить баловство в классе и чему её научили дети.
О подходе
«Химия начинается в школе с 8-го класса. Расположить детей к себе в этом возрасте уже трудно, они же подростки. Я с ними ещё не знакома, хотя с другими учителями общаюсь, узнаю о детях. Так, химия с математикой близки. Если сравнить оценки в журнале по этим предметам, то они будут одинаковы на 98 %. Потому что для обоих предметов нужны знаковая система и абстрактно-логическое мышление, но гуманитарии тоже хорошо учат химию».
Чтобы всё было хорошо, педагог должен быть предсказуем, тогда дети предполагают, что будет на уроке. Мои ученики знают, что вначале блиц-опрос на пять минут, затем вызываю к доске. Всегда говорю: «Можете списывать, если не вижу, но я задам дополнительные вопросы». Сначала нужно спросить то, на что ученик сможет ответить, чтобы он почувствовал уверенность. Но если не готов – двойка, а её нужно отрабатывать на внеурочке.
О правилах
Не только дети, но любой человек ведёт себя так, как ему позволяет окружение. Поэтому правила игры обозначаю на первом уроке. Весь класс собирается у двери в кабинет, и я произношу вступительное слово. Кабинет химии – особый, здесь кроме правил техники безопасности есть мои.
Правило № 1: к уроку готовимся в коридоре. Все школьные принадлежности достали, взяли в руки, зашли. Портфель повесили на крючок, принадлежности положили на стол.
Правило № 2: встали и поздоровались со мной. Хором кричать «Здравствуйте»! не нужно. Вы встали, значит, уже меня приветствуете.
Правило№ 3: на урок можно опоздать. Если на 10 минут и больше – приготовился в коридоре, зашёл, поздоровался, спросил, можно ли войти. Если я или ученик говорит, просто молча прошёл, после урока будем разбираться. Если опоздал на 1–2 минуты и я ещё никого не вызвала к доске, будь готов к блицопросу, получишь оценку в любом случае.
Восьмиклассники обычно правила не нарушают, потому что я для них незнакомая. Они не знают, чего от меня ждать. Но есть те, для кого учитель – не авторитет. Чтобы не было бардака, ученик должен быть занят делом. Я это поняла, когда мой ребёнок рос с гиперактивностью. Было сложно с ним прийти в поликлинику, я везде брала для него занятие – раскраски, лего. То же самое и на уроке. Каждый должен быть занят делом, тогда безобразия не будет.
О стобалльниках
За годы существования ЕГЭ подготовила четверых стобалльников по химии. Главное тут – желание ребёнка и любовь к предмету. Последние двое стобалльников целенаправленно шли к этому результату. Мы готовились сначала к районным олимпиадам, им понравилось – ну‑ка ты лучше всех! На областных дети огорчаются проигрышу, но конкуренция подстёгивает. Одна из стобалльниц стала 11 й на олимпиаде по химии, а после не отходила от меня весь год, все внеурочные занятия посещала – так ей хотелось исправиться. В итоге она стала призёром олимпиады.
Высокий результат – это труд ребёнка. Мы же всех учим одинаково, но нужны способности, крепкая память, умение планировать. На экзамене важно понимать, что сделать первым, что оставить на потом, к чему вернуться. Нужно уметь откинуть волнение, сосредоточиться, не обращать ни на кого внимание и, конечно, много работать. У моих стобалльников вся неделя была расписана. Во время подготовки они живут выбранными предметами, каждый день что‑то делают: записываются на курсы в Интернете, ко мне приходят разбирать задания. Иногда дети запускают другой предмет, могут вовремя не сдать сочинение, настолько углубляются в подготовку к экзаменам.
Надо научиться радоваться тому, что есть. Первые годы после рабочего дня в голове крутила свои ошибки, кто и что сказал, кого не поставила на место, кто дерзил. Потом спрашиваешь себя: «А зачем?», ведь у тебя были те же Маша, Дима, Коля, которые сразу всё схватили и всё поняли, а безобразник на уроке – один, не нужно беспокоиться из‑за него.
О творчестве
Творчество есть даже в химии. Оно проявляется в том, как, например, рассказать новую тему. В 8-м классе на первом уроке пишем в тетради слово «химия». Ставим лучики и записываем ассоциации. Проходя по рядам, я вижу, что кто‑то пишет «атомы и молекулы», для себя отмечаю этого человека, «моющие средства», «продукты питания» – тоже шикарно. А в 9–11-х классах каждый год начинаем с записи фразы Ломоносова: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». Дети пишут мини-сочинения, аргументируя это высказывание, готовят презентации, видеоролики. Конечно, в Интернете много готовых работ, поэтому я ставлю условия. Чтобы получить «отлично», должно быть пять аргументов, нужно уложиться в 3–5 минут и рассказывать, а не читать.
О времени
Приходится часто задерживаться в школе с детьми: то к олимпиаде готовимся, то консультации к ЕГЭ, а с бумагами вожусь по ночам дома. Родные привыкли к такому графику, муж говорит: «У меня не жена, а учительница». Несмотря на работу и домашние заботы, нахожу время и на себя. Чтобы много отдавать, нужно восполнять энергию, делая то, что любишь. Для здоровья фитнесом занимаюсь два-три раза в неделю, на каникулах читаю книги.
Об уроке от детей
Современные дети учат быть на шаг впереди. Они‑то презентации скачали, а я заранее заглянула в Интернет узнать, какие есть на эту тему готовые работы, и должна такие условия поставить, чтобы школьники и сами что‑то сделали. Они списывают и с телефонов, поэтому все контрольные и тесты готовлю сама. Тогда списать не удастся, листать в Интернете придётся много, и я увижу, что глаза не в тетради.
Чтобы работать с детьми, нужно увидеть, кто и на что способен. А как классный руководитель я должна понимать, кого назначить старостой, ведь мне с ним работать. Дети все разные, и чтобы к ним найти подход, нужно принять их такими, какие они есть. Пусть шкодливый, ленивый. Но кто знает, почему он достался именно мне, может, чтобы я в чём‑то стала лучше.