Ты сможешь, ты справишься. как Эсмире Алиевой удаётся быть в курсе интересов учеников
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
У неё очень красивое, но сложное для детского восприятия имя-отчество – Эсмира Пиралиевна.
«Поначалу и правда ребята обращались ко мне в основном на вы – боялись ошибиться. Я подбадривала: не стесняйтесь, я не обижаюсь, исправлю, у вас получится. На доске писала своё имя, проговаривала его. Запомнили, сейчас все уже на автомате произносят», – улыбается наша героиня, учитель английского языка Новослободской средней школы Эсмира Алиева.
Урок уверенности
То, что она не стала упрощать на русский манер данное родителями имя, лично у меня вызывает уважение. Как и принцип молодого учителя – не делать из своих и чужих ошибок трагедию, а спокойно разрешать их и идти вперёд. «Не волнуйся, ты сможешь, у тебя всё получится», – эти слова ученики Эсмиры Алиевой, слышат, пожалуй, чаще остальных. Важные слова не только в изучении иностранного языка, но и в становлении уверенной личности, жизненной позиции ученика в целом.
У неё самой эта позиция твёрдая, правильная, как у всякого, кто знает свою цель и понимает, как её достичь. Правда, сколько бы мы ни фантазировали про это «как», вариант будет всегда один: трудом и упорством. И у Эсмиры Алиевой этих качеств в избытке.
«В детстве все мои игры были связаны со школой, иностранным языком. Я рассаживала кукол и вместе с ними заучивала новые английские слова, представляя себя учителем в школе», – вспоминает наша героиня.
В то время, когда сверстницы просили родителей о необходимых для девичьего счастья милых вещицах, маленькая Эсмира мечтала о словарях и английских книгах. Её школьные годы прошли под девизом «Ни дня без английского». К старшим классам она уже свободно читала в подлиннике Киплинга и Марка Твена, бегло говорила. И своим примером подтвердила – чтобы выучить иностранный язык, не обязательно учиться в новомодном учебном заведении с языковым уклоном. Им можно овладеть и в сельской школе (Эсмира Пиралиевна окончила среднюю школу в корочанском селе Афанасово) – было бы стремление.
Поэтому в преподавании предмета она делает упор на заинтересованность учеников: не бойтесь, всё получится. Получается, если честно, у всех по‑разному. Кто‑то демонстрирует средние успехи (и это нормально, к языкам всё‑таки нужны способности), особенно настойчивые – отличные. Так, одна из учениц Эсмиры Алиевой в этом году набрала по ЕГЭ по английскому 94 балла и успешно поступила на лингвиста в университет. Но, в этом мы уверены, независимо от уровня знаний, никто из её учеников не вспомнит уроки как дискомфортные.
Хочешь поговорим?
Даже коротко пообщавшись с Эсмирой Пиралиевной, отмечаешь её педагогическую и житейскую мудрость, помноженную на приятную, располагающую улыбку, мягкость, дипломатичность.
«Наверное, это из семьи, – рассуждает она. – Если растёшь в обстановке, где все друг друга любят, уважают, заботятся, просто не представляешь, что можно вести себя как‑то по‑другому».
К слову, её родители очень гордятся тем, что дочь выбрала столь уважаемую профессию и полностью её поддерживают. И в устоявшемся педколлективе, куда она пришла два года назад, учителя английского приняли доброжелательно, во всех начинаниях дают зелёный свет.
Важно, что сельскую школу выпускница иностранных языков выбрала вполне осознанно: именно её атмосфера, да и весь уклад жизни в селе, открытый и доверительный, очень подходят к характеру Эсмиры Алиевой.
«Когда я впервые приехала к школе в Новую Слободку, сразу поняла, что хочу работать именно здесь. Понравились красота, порядок вокруг здания. И добрая улыбка директора Валерия Петровича Гордеева, который шёл мне навстречу», – делится первыми впечатлениями Эсмира Пиралиевна.
Всё это, безусловно, наложило отпечаток на мироощущение молодого специалиста: жить и работать в гармонии с окружающим миром как минимум приятно.
Кроме того, именно с этой позиции лучше всего заметны детские и подростковые проблемы.
«Случается, ребёнок грустит, говорит, что нет у него настроения, наблюдаю за ним какое‑то время, стараюсь развеселить, отвлечь от плохих мыслей: говорю, давай вместе поищем твоё настроение, затеваю какую‑нибудь игру, – делится Эсмира Пиралиевна. – Если вижу, что маленького человека тревожит что‑то более серьёзное, предлагаю поговорить наедине, поделиться наболевшим, чтобы вместе найти выход из волнующей его ситуации».
И школьники приходят, доверяются, просят у неё помощи как у старшего друга, который не только даст мудрый совет, но и сохранит ребячью тайну.
Вообще, чтобы быть в теме детских настроений, она вникает во все их увлечения. Не ругает за гаджеты, а скачивает себе популярную игру, и неожиданно открывает, что та прекрасно развивает логику. Или смотрит современные мультфильмы и находит в них воспитательный момент.
«Я должна учиться у своих учеников каким‑то вещам, чтобы разговаривать с ними на одном языке, понимать, чем они живут, как мыслят, какие ценности культивируют и что нужно корректировать в их поведении», – уверена педагог.
При этом она не пытается стать детям подружкой, считает, что определённая граница в отношениях между учителем и учеником необходима. Дети это чувствуют и не испытывают доброту педагога в корыстных целях. И это не мешает им любить и уважать друг друга.
Миссия выполнима
И всё‑таки, несмотря на весь позитив, удовлетворение от работы с детьми, профессия педагога очень и очень сложная, энергозатратная. Случается, усталость накапливается комом, но никто не снимает десятки обязанностей, которые нужно исполнять практически одномоментно. При этом у сельского учителя нет возможности даже заболеть.
«Я единственный учитель иностранного языка для учеников с 1 по 11 классы. Если уйду на больничный, то заменить некем. Поэтому, если чувствую недомогание, стараюсь экстренно поставить себя на ноги, чтобы не подводить коллектив и своих подопечных», – говорит она.
Жертвенность ли это, преданность своему делу? Скорее, осознание своей особой миссии.
«Мне нравится смотреть на мир глазами детей, находить в этом радость и умиротворение, думать о своих учениках, вместе с ними переживать за их победы и неудачи, нести за них ответственность и просто любить… Да, для меня учитель не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня быть учителем – значит жить. Моя работа – это просто часть меня».