Остановки по требованию. Как полицейские обеспечивают безопасность дорожного движения
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Журналист «Белгородской правды» выехал на дежурство с экипажем ДПС и узнал, кто ездит без прав и за что могут разбить лицо прямо на проезжей части.
Они деловито проверяют служебное оружие, цепляют его на специальный ремешок и опускают в кобуру. Пристёгивают к поясу наручники и надевают светоотражающие жилеты. Затем всё внимание – снаряжению и экипировке. У современного инспектора ДПС в помощниках не только жезл, но и специальный планшет с программами, где можно посмотреть по базе любые нарушения водителя или данные на автомобиль, и видеорегистраторы, которые цепляют на грудь. А ещё алкотестер, прибор для измерения светопропускной способности и многое другое. Вот и проверяют, упаковывают нужное старший инспектор ДПС Игорь Гусев и инспектор ДПС Вячеслав Резников. Потом садятся в патрульную машину и отправляются на маршрут.
Отказники
Старший лейтенант Гусев объясняет, что их зона отвественности – часть Харьковской горы:
— Работа наша заключается в том, чтобы обеспечивать безопасность дорожного движения, пресекать правонарушения и выявлять водителей в состоянии опьянения.
— Часто нетрезвые попадаются? – спрашиваю полицейского.
— Хватает, – кивает старлей. – Но если раньше встречались в основном пьяные от алкоголя, то сейчас больше в состоянии наркотического опьянения. А это просто так не выявить, приходится возить в наркологический диспансер на анализы. Хотя такие водители нередко отказываются от прохождения медицинского освидетельствования. Знают, что,
если анализы подтвердят наркотическое опьянение, их автоматически поставят на учёт.
— Спрашивают ли причину остановки? – интересуюсь я у инспекторов.
— Бывает, – отвечают полицейские. – Но тут как раз секрета никакого нет. Рейд у нас профилактический, с конкретными маршрутами, оформленный приказом. А маршруты составляются с учётом аварийности и количества правонарушений на том или ином участке.
Не жарко
Инспекторы ДПС привычно занимают места с двух сторон дороги и начинают выборочно останавливать транспорт. Уже через несколько минут выявляют первое нарушение: стёкла в передних дверцах тёмной иномарки тонированы. Лейтенант Резников с помощью прибора замеряет светопропускную способность. Она превышена. Водителя приглашают в патрульный автомобиль для составления протокола по части 3.1 статьи 12.3 КоАП РФ. Штраф 500 рублей плюс водителю выдаётся предписание об устранении нарушения. Если не устранит, следующая его поездка может окончиться на штрафстоянке.
— А зачем вы стёкла тонировали? – спрашиваю 32-летнего водителя.
— А с ними не так жарко днём, – поясняет правонарушитель.
— Но ведь вечером ничего не видно!
— Да нормально, езжу ведь как‑то!
Эта формула – «езжу ведь как‑то», к сожалению, используется многими водителями. Буквально за час инспекторы составляют ещё три протокола, и мы переезжаем на другую точку.
Не думал, что будут бить
Следующее место дислокации на улице 60 лет Октября. Время около 22:00. На ногах мы уже минимум два часа.
— У вас ноги не болят от постоянного стояния? – спрашиваю старшего лейтенанта.
— Поначалу да, чувствовалось, – пожимает плечами тот, – а потом привыкаешь.
В это время возле нас останавливается автомобиль, и из него со стороны пассажирского места выходит парень с разбитым в кровь лицом. В крови также одежда и руки.
— Подскажите, где первый отдел полиции? – просит избитый юноша.
— Что случилось? – сразу же интересуется инспектор Резников.
— Стояли на светофоре, машина заглохла. Я стал ругаться с другим водителем и нагрубил ему. А он вышел и разбил мне лицо, – жалуется 22-летний пострадавший.
— Зачем же вы его оскорбили? – изумляюсь я.
— Ну, я не думал, что он драться будет, – хлюпая разбитым носом, отвечает жертва дорожных разборок.
Полицейские объясняют, как найти дорогу к отделу, и мы работаем дальше.
Здесь привык
Прямо напротив патрульной машины дорогу начинает переходить прохожий. Не по переходу, практически уклоняясь от машин. Когда старший лейтенант пытается его остановить, пожилой мужчина проявляет чудеса прыткости и убегает. Старший инспектор бежит следом и метров через двадцать ловит нарушителя. Вежливо предлагает пройти в служебный автомобиль для составления протокола.
— А зачем вы убегали? – спрашиваю я.
— Да сам не знаю. Испугался вдруг.
— Но вы же знаете, что дорогу в неположенном месте переходить нельзя. Пятьдесят метров до пешеходного перехода!
— Да я тут всегда хожу! – отвечает нарушитель и с вызовом смотрит на инспектора.
Тот вздыхает и начинает оформлять протокол.
Гаджеты на службе
Современные гаджеты очень помогают в работе инспекторов. Так, в 22:30 они останавливают машину, за рулём – девушка. Она забыла водительское удостоверение в другой сумочке и чуть не расплакалась. Полицейские успокаивают её, мол, сейчас всё проверят по базе. Смотрят паспорт технического средства, вбивают фамилию, имя и отчество владелицы автомобиля, и вуаля! На экране планшета – все данные забывчивой барышни: когда получила права, не лишена ли, есть ли нарушения. Но самое главное – даже фотография девушки присутствует в базе данных, и инспекторы, сравнив изображение с лицом владелицы и убедившись, что это она и есть, ограничились предупреждением. И посоветовали в следующий раз быть внимательнее.
Погоня
23:30. Мы собираемся менять место дислокации и с улицы 60 лет Октября выезжаем на Спортивную. Для меня всё обычно: фонари, деревья, многоэтажки, пронзающие ночь светом из окон. А вот сотрудники ДПС обращают внимание на другое. Один резко говорит:
— Врубай мигалку! Давай за ним, во дворы уходит!
Я даже не сразу сообразил, что происходит. А после понял – при виде патрульной машины старенькая «девятка» вильнула в арку и попыталась скрыться из вида. Но догоняем мы её быстро. На требование остановиться водитель отреагировал, припарковал «девятку» и вышел из машины. За рулём оказался молодой человек 2002 года рождения. В машине ещё двое друзей. Сообщил, что документов у него нет – ни на машину, ни водительского удостоверения.
— Дома оставили? – спрашивает старший лейтенант.
— Почему дома? – охотно отвечает парень. – Я не получал права. А машина не моя пока. Только купил, ещё не оформил.
Группа поддержки
И сам водитель, и его товарищи ведут себя достаточно странно и всё время хихикают. Инспекторы «пробивают» нарушителя по базе, и выясняется, что парень уже попадался за вождение без прав. Причём находился в состоянии алкогольного опьянения. Решением суда был отправлен на десять суток административного ареста. Даже немного хвастаясь, рассказывает, как убегал от полицейских, как проезжал на красный свет. В это время появляются родители нарушителя, которым он по телефону сообщил об инциденте. Мама ведёт себя спокойно, спрашивает, можно ли забрать автомобиль. А вот папа настроен менее дружелюбно: постоянно выражает недовольство и недоумевает, на каком основании задержали его сына.
— У вашего сына нет водительского удостоверения и документов на автомобиль тоже нет! – раз за разом объясняет выпившему родителю Игорь Гусев.
— Да это же бред! – прямо в лицо инспектору цедит отец.
В итоге инспекторы просят супругу утихомирить разбушевавшегося папу, и та отводит мужа подальше.
Наученный арестом
Инспекторы проверяют молодого человека на содержание в организме алкоголя. Он трезв. Просят проехать на медицинское освидетельствование в наркодиспансер: уж слишком нервные и дёрганые движения у юноши. Правда, и там парень оказался чист, с чем инспекторы его и поздравляют. И оформляют протокол по статье 12.7 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления». Наказание – штраф от 5 до 15 тысяч рублей. Плюс забирают автомобиль на штрафстоянку.
— Часто попадаются без водительского удостоверения? – спрашиваю Гусева.
— Хватает. Сегодня повезло – сразу остановился и не стал убегать. А то бывает, такие гонки начинаются! И главное – результат всё равно один, в конце концов, задерживаем, только кроме этого штрафа ещё множество других плюс, как правило, административный арест. Этот уже убегал, на сутках побыл в изоляторе и теперь умный. Понимает, что лучше сразу остановиться.
Спокойное дежурство
Время 3:20. Я прощаюсь с инспекторами и еду домой. А они остаются на дороге обеспечивать безопасность дорожного движения. За семь часов у меня масса впечатлений, для полицейских же – рутинная работа, к тому же именно эта ночь выдалась достаточно спокойной, так как не встретились пьяные водители либо в состоянии наркотического опьянения. Никто не убегал и не уезжал. Никто не «качал» права и не угрожал. Такое тоже нередко происходит. Хорошо, что не в нашу смену.