Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 июля 2021,  09:23

К чему приведёт растущее количество машин в Белгородской области

К чему приведёт растущее количество машин в Белгородской области
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Советскую фразу о том, что автомобиль – не роскошь, а средство для передвижения, ещё лет тридцать назад наша страна воспринимала с юмором. Машины были невероятно дорогим и редким явлением, а владельцы колёсного транспорта автоматически приравнивались к элите. Их постоянно просили привезти-увезти, съездить в другой город и так далее. Но постепенно ситуация менялась.

Уже в 90-е годы прошлого столетия рынок наводнили автомобили, в том числе и подержанные, и к началу нулевых они действительно стали более доступными. В это же время зафиксирован рост автомобилизации населения и в нашем регионе, который продолжается постоянно. Каждый год в Белгородской области появляются тысячи новых транспортных средств. «Белгородская правда» узнала, сколько сейчас у нас машин и к чему может привести такая тенденция.

Тенденция к росту

В 1985 году в Белгородской области насчитывалось всего 44 автомобиля на 1000 человек. А в 2002-м это число увеличилось более чем на треть и составляло 158,6. В 2015 году количество легковых автомобилей перевалило за 300 (322 машины на тысячу человек), в 2020-м на тысячу жителей области приходилось уже 342 легковых автомобиля. И подобные цифры увеличиваются регулярно. Если в 2015 году в Белгородской области зарегистрировано 642 050 транспортных средств, то сейчас 679 164, то есть за пять лет люди купили ещё почти 40 тысяч единиц техники. Львиная доля прироста приходится как раз на легковые автомобили: в 2015 году у нас их было 496 697, сегодня – 527 255.

Как у них

В России средний уровень количества машин на тысячу граждан в 2020 году составлял 308 легковушек. И в мире по этому показателю мы даже в первую полусотню не входим, занимая позицию ниже 50-го места. Потому нам есть куда расти. Для сравнения: в США, на которые все любят равняться, – около 800 машин на тысячу граждан. В большинстве стран Европы, Австралии и Канаде – от 500 до 700 машин. Кстати, самое большое количество автомобилей на тысячу граждан – в одном из самых маленьких государств Европы и мира, а именно в Сан-Марино. Там на 1000 человек приходится более 1200 автомобилей. Второе место за другим карликовым государством – Монако, третье заслуженно занимают США.

Плюсы автомобилизации

Высокий уровень автомобилизации способствует не только тому, что люди становятся мобильнее. Специалисты сообщают, что этот фактор положительно сказывается на росте экономики сразу по нескольким направлениям:

  • автомобилисты платят транспортный налог и налог на имущество. Покупая топливо, платят акцизы государству;
  • расширяется сеть АЗС, станций технического обслуживания, автомоек и других сопутствующих предприятий. А это – новые рабочие места;
  • открывают свои салоны автодилеры, появляются магазины запчастей, что увеличивает торговый оборот.

Есть ещё и менее явные, но не менее значимые причины развития экономики в связи с автомобилизацией. Товары и продукты перевозят в основном на машинах, поставки в магазины и на склады тоже не обходятся без автотранспорта. Люди успевают сделать намного больше дел.

К чему приведёт растущее количество машин в Белгородской области - Изображение

Машин больше – аварий меньше

Но, по мнению многих людей, активная автомобилизация имеет и свои минусы. Речь в первую очередь об экологии, потому что такое огромное количество машин не может не загрязнять окружающую среду. Плюс нехватка парковочных мест в Белгороде, пробки и возросшее количество аварий. Чтобы разобраться, так ли это, мы обратились к экспертам.

«Несмотря на то что каждый год число транспортных средств увеличивается, количество серьёзных дорожно-транспортных происшествий уменьшается, – рассказал инспектор ГИБДД Владимир Дубинин. – Сокращается и количество погибших и пострадавших. Если в 2015 году было 1242 аварии, в которых погибли 207 человек, то в 2020 году произошло 1156 аварий, погибли 138 человек. И подобная тенденция прослеживается в нашем регионе на протяжении многих лет благодаря тому, что органы власти совместно с Госавтоинспекцией разрабатывают программы, направленные на улучшение дорожного движения. Это и дороги с односторонним движением, и светофоры с ограничивающими знаками в аварийно-опасных местах, и другое».

Экология

«Автомобилей становится больше, однако экологическая ситуация в регионе не ухудшается, – объясняет директор Транспортно-технологического института БГТУ им. В.Г. Шухова Иван Новиков. – Всё дело в том, что постоянно принимаются новые стандарты экологичности для транспортных средств, и они на порядок требовательнее существовавших ранее».

Сейчас в России принят экологический стандарт ЕВРО-5, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах. И там для них есть чёткие ограничения. Для сравнения: если в 90-е годы прошлого века выброс вредного СО в выхлопных газах был более трёх граммов на километр пути, то сейчас данный показатель составляет всего 0,8 г/км. Но самое главное – учёные постоянно совершенствуют технологии и обещают: показатели в скором времени снизятся ещё.

Собственный опыт

Сторонники автомобилизации и её противники ломают копья в спорах. Сходятся грудь на грудь в разных сообществах в социальных сетях, не понимая, что тут каж­дому своё. Вот лично мне на машине передвигаться намного удобнее. Дело в том, что я развожу на личном авто всю семью и сам еду на работу. Живу в северном районе на улице Садовой. Выезжаю в 7:50. ­Через пять минут высаживаю дочку у школы, затем везу на работу жену. Это отнимает ещё минут десять. А потом – на работу к себе. В итоге на дорогу со всеми остановками у меня уходит максимум полчаса. На маршрутке нам всем, кроме дочки, приходилось бы добираться с пересадками. Либо топать на остановку на проспекте Богдана Хмельницкого больше километра. И я уже молчу про магазины. Закупаемся мы, как правило, раз в неделю в супермаркетах. Даже не представляю, как с большим количеством пакетов ехать домой с пересадками на маршрутках.

Удобна машина и в тех случаях, когда отправляешься куда‑то на дальние расстояния – к родителям, на море, в другие города. Не нужно подстраиваться под расписание автобусов. И время выбираешь удобное для себя. Но есть среди моих знакомых те, кто на машине не ездит и не собирается. Это их осознанный выбор, потому что им удобнее так.

К чему приведёт растущее количество машин в Белгородской области - Изображение

Нехватка парковок

Тем не менее автомобилизация региона добавляет неудобств жителям областного центра. И первое из них – нехватка парковочных мест.

«Раньше при строительстве многоэтажных домов никто не предполагал, что количество автомобилей будет расти так быстро, потому парковочных пространств нет сейчас в нужном количестве. Ещё в 2016 году мы посчитали, что в Белгороде не хватает более десяти тысяч парковочных мест!» – объясняет Иван Новиков.

Однако директор Транспортно-технологического института уверен, что Белгород достаточно комфортный город для передвижения на автотранспорте. И многочасовых пробок нет. По сравнению с другими городами у нас максимум наблюдается затруднение движения. Но чтобы и дальше Белгород оставался комфортным для всех видов транспорта, нужно, по мнению специалиста, выполнить несколько важных условий.

Пять шагов навстречу

Иван Алексеевич предлагает пять шагов, которые в будущем помогут Белгороду спокойно пережить увеличивающееся количество автомобилей.

Первый шаг. Для того чтобы сделать движение автомобилей по городу удобным и уменьшить воздействие автомобильного транспорта на городскую среду, безусловно, необходимо развивать интеллектуальные транспортные системы в областном центре. Важно проработать этот вопрос с точки зрения цифровизации, а не автоматизации. Необходимо первостепенно провести оцифровку всей улично-дорожной сети города. Нужно, чтобы у каждой улицы и дороги в Белгороде был цифровой паспорт, или, если хотите, «цифровой двойник». И уже затем на этом цифровом фундаменте «возводить» необходимые средства управления дорожным движением – видеокамеры, детекторы транспорта, системы адаптивного управления светофорными объектами, погодные датчики и т. д. Сначала лучше получить так называемую «умную дорогу», а потом уже на её основе запус­кать «умные перекрёстки», чтобы по ним ­послезавтра передвигались «умные автомобили». В широком упрощённом виде ИТС – это «умные дороги», «умные перекрёстки» и «умные автомобили».

Второй шаг. Продолжать транспортную реформу. Только в 2016 году, когда мы вели подсчёт, из пригорода в областной центр с утра за два часа въезжало более 80 тысяч машин! Сейчас эта цифра даже больше. Поэтому, чтобы избежать транспортного коллапса, нужно делать транспортно-пересадочные узлы, чтобы въехавшие в город могли оставить машину и спокойно добраться на пассажирском транспорте, куда им нужно.

Третий шаг. Где возможно, расширить дорожную сеть. Но здесь нужно готовиться к неудобствам для граждан, у которых подобная мера вызовет отрицательную реакцию.

Четвёртый шаг. Нехватка парковочных мест в городе решаема по азиатскому примеру: стоит сооружать многоэтажные паркинги.

Пятый шаг. Современные многоэтажки сразу нужно строить с паркингами. И в идеале там должно быть минимум одно машино-место на одну квартиру.


Мне так удобнее

Корреспондент «Белгородской правды» провёл опрос среди водителей и задал им один вопрос: «Насколько комфортно вам передвигаться на автомобиле в Белгороде?

Михаил Игнатов:

К чему приведёт растущее количество машин в Белгородской области - Изображение

«В пригороде езжу строго на машине. В городе местами, например, в центре удобнее пешком – явная нехватка парковок. Но в общем, комфорт­нее автомобиля в Белгороде транспорта нет. Общественный, особенно если говорить о передвижении из пригорода в город и обратно, не выдерживает критики и удобен только по улице Щорса».

Дмитрий Сазонов:

К чему приведёт растущее количество машин в Белгородской области - Изображение

«По 10-балльной шкале – на восемь. Во‑первых, из‑за неумных светофоров, которые плохо адаптируются к изменяющемуся трафику. Во‑вторых, пробки, хотя они неизбежны, наверное. Я полностью поддерживаю власти в приоритете общественного транспорта – это единственный путь разгрузить город. Кроме того, некоторые перекрёстки не оптимизированы. Нужны стрелки и полосы для поворотов. Работа ведётся, вижу, но мало. Ну и раздражают неадекватные водители на дороге. Платные парковки – правильное решение, но город не резиновый, парковаться порой сложно».

Виталий Волобуев:

К чему приведёт растущее количество машин в Белгородской области - Изображение

«Уровень комфорта для водителя нормальный. Побольше бы мостов, как два новых на Чичерина и Студенческой. На машине мне удобнее, но я и пешком с удовольствием хожу. Парковками пользуюсь платными через мобильное приложение. Очень удобно и недорого».

Максим Хайченко:

К чему приведёт растущее количество машин в Белгородской области - Изображение

«Я езжу и в Белгороде, и в Старом Осколе. Там комфорт­нее, на мой взгляд. Напрягает только то, что поставлены стрелки направо на Молодёжном проспекте. До их установки там затруднений не было и в часы пик. В Белгороде движение более напряжённое. И то, что сделали на улице Щорса, ни в какие ворота не лезет. Может, сейчас на общественном транспорте и удобнее, если ехать Богданка–Щорса, но в машине безопаснее даже с точки зрения эпидемиологической обстановки!»

Юлия Галайко:

К чему приведёт растущее количество машин в Белгородской области - Изображение

«На машине по Белгороду передвигаться гораздо удобнее, чем пешком и на общественном транспорте. И ездить у нас достаточно комфорт­но. Только очень много не­адекватных водителей, которые творят что хотят. А в плане дорог всё хорошо. Единственное замечание – во дворах крайне неудобно, так как асфальтовое покрытие, как правило, нуждается в ремонте».

Денис Никичкин:

К чему приведёт растущее количество машин в Белгородской области - Изображение

«Мне на машине по Белгороду передвигаться однозначно удобнее, чем на общественном транспорте. Но есть и свои проблемы. У многоэтажных домов не хватает места во дворах, очень трудно вечером припарковаться. Теперь вот и по Щорса не могу быстро проехать. С прилегающих улиц сложно заехать туда. На улице Будённого теперь всегда пробка, так как все стали объезжать Щорса».

Фото Алексея Стопичева, Вадима Заблоцкого (архив)

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×