Недосмотрели взрослые
В Госавтоинспекции объяснили, почему никогда не говорят о детях, попавших в аварию по своей вине
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
В УГИБДД региона бьют тревогу: детский дорожно-транспортный травматизм в этом году вырос по всем показателям. За 2020-й в ДТП погибли пятеро детей, а в 2021-м – за полгода – аварии унесли жизни уже четырёх несовершеннолетних. Ещё 59 маленьких белгородцев получили ранения различной тяжести.
Дети-пассажиры
Впервые за три года в Белгородской области отмечается значительный рост ДТП, в которых получили травмы дети-пассажиры.
Всероссийские исследования, проведённые в том числе Госавтоинспекцией, показали, что наиболее безопас-ные места в машине для взрослых – сзади справа, а для детей – за спиной водителя. Но где бы ни сидел ребёнок, он всё равно должен находиться в детском удерживающем устройстве.
«Часть родителей такими устройствами пренебрегают, считая, что они их приобретают лишь для сотрудников ГИБДД, чтобы не получить административный штраф, поэтому подходят к покупке неправильно», – говорит замначальника отдела организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД по Белгородской области Елена Чеченева.
Кресло должно соответствовать росту и весу ребёнка. Подбирать его нужно вместе с малышом и использовать с рождения.
«Если родители изначально взяли автолюльку, то и потом ребёнок никогда не будет жаловаться, что ему не-удобно находиться в детском удерживающем устройстве», – объясняет Елена Анатольевна.
По закону пользоваться детским автокреслом нужно до достижения семилетнего возраста. Потом можно использовать штатный ремень безопасности и бустер – сиденье, приподнимающее тело ребёнка, чтобы ремень проходил по груди, а не по шее, что опасно для жизни.
«Но никакое детское кресло не спасёт ребёнка, если водитель, который его перевозит, будет грубо нарушать ПДД, – замечает Чеченева. – Кстати, сейчас много 16–17-летних пассажиров страдают в ДТП, если за рулём сидит практически такой же ребёнок, недавно получивший водительские права. К тому же часто неопытные водители управляют не слишком безопасными машинами».
Дети-пешеходы
В этом году произошло уже 16 дорожно-транспортных происшествий с участием детей-пешеходов. Двое несовершеннолетних погибли, 14 получили ранения. При этом, как ни странно, угрозу нередко представляют не дороги, а дворовые территории. Когда маленький ребёнок выходит между автомобилями, припаркованными во дворе вдоль тротуара, водитель едущей машины его просто не видит. Достаточно разрешённой в жилой зоне скорости в 20 км/ч, чтобы малыш получил тяжёлые травмы.
«В последнее время мы замечаем значительное количество ДТП, совершённых в секторах ИЖС. Здесь, наверное, роль играет отсутствие условий для досуга гуляющих детей. Во дворе частного дома ему скучно, детские площадки расположены далеко, и он с друзьями находится просто на улице», – рассуждает Елена Чеченева.
Уберечь мальчиков и девочек поможет использование световозвращающих элементов, особенно в тёмное время суток. Какие именно и куда крепить – второстепенно. Чем больше этих элементов будет, тем лучше, отмечают в ГИБДД.
Дети-велосипедисты
Ещё одна категория, подвергающаяся опасности, – дети на велосипедах.
«Если 1 июня мы имели два происшествия с двумя пострадавшими, то всего две недели спустя – уже в два раза больше, – рассказывает Елена Анатольевна. – Во всех случаях дети попали в ДТП по собственной неосторожности. Мы никогда не используем терминологию «по вине детей», потому что за ними недосмотрели взрослые».
Приобретая велосипед, родитель обязан помнить, что ребёнок может получить травмы даже не из‑за нарушения ПДД, а из‑за банальной поломки: соскочила цепь, например, или сломалась рулевая система.
«Родители должны объяснить чаду, что велосипед – не игрушка, а транс-портное средство, и это прописано в Правилах дорожного движения, – продолжает Чеченева. – Это средство повышенной опасности, а не просто забава. Да, велосипед – хорошая альтернатива гаджету. Главное, чтобы с его приобретением забота и внимание мам и пап не заканчивались».
Дети-мотоциклисты
Ещё в большей опасности находятся подростки, управляющие мототранспортными средствами. С 16 лет можно управлять скутером, мопедом или лёгким мотоциклом, объём двигателя которого не превышает 125 куб. см. Но прежде несовершеннолетний обязан получить водительское удостоверение.
«Если родители готовы потратить деньги и приобрести ребёнку мопед или мотоцикл, то нужно найти средства и на то, чтобы его обучить, – замечает представитель ГИБДД. – Обучение в автошколе – не только знание Правил дорожного движения, но и наработка необходимой практики. У нас же мамы и папы не думают об этом, и сотрудникам ГИБДД приходится сталкиваться даже с 13-летними пацанами на мопедах!»
За две недели целенаправленных мероприятий по мототранспорту белгородское УГИБДД привлекло к ответственности 50 родителей, чьи дети управляли скутерами и мопедами без водительских прав. Обычно их штрафуют по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ – не-исполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних. Российское законодательство предусматривает за это нарушение максимальный штраф всего в 500 рублей. Но в Госавтоинспекции не устают повторять, что тут дело не в штрафах, и родителям стоит не их бояться, а думать о сохранении здоровья и жизни собственных детей, покупая им мототехнику и квадроциклы.
В отдельную категорию в ГИБДД выделяют модные сигвеи, моноколёса, электросамокаты, гироскутеры и прочие так называемые средства индивидуальной мобильности (СИМы). Дети часто попадают на них в аварии, а также серьёзно травмируются при падении. К сожалению, сейчас люди на СИМах считаются обычными пешеходами, и решить вопрос могут только изменения в законодательстве, которые придадут электросамокатам и прочему статус транспортных средств.
Комментарии специалистов
Оперируем двумя бригадами
Сергей Извеков, главный внештатный травматолог областной детской больницы:
«Травмы, полученные в результате ДТП, в том числе при падении с мотосредств и велосипедов, – это всегда политравмы. Как правило, скелетные повреждения, переломы костей сочетаются с черепно-мозговыми травмами. Иногда нам приходится оперировать – как в одном из последних случаев – сразу двумя бригадами с участием нейрохирурга. Это необходимо, так как отложенные травмы приводят к утяжелению состояния ребёнка».
Хотелось бы обратиться к родителям: когда мы спасаем жизнь ребёнку, не всегда можем вернуть ему то здоровье, которое было изначально. Зачастую у детей остаются стойкие последствия, приводящие к группе инвалидности.
Последствия на всю жизнь
Юлия Солодилова, нейрохирург детской областной больницы:
«После окончания учебного процесса поток наших пациентов становится в разы больше. Хочу отметить, что все дети, обратившиеся в приёмное отделение после неудачного катания на роликах, самокатах и т. п., не использовали средства защиты. Родители задают нам вопрос: зачем надевать шлем, если он не спасёт от сотрясения? Да, не спасёт, но избавит от более тяжёлых травм. Дети поступают с давленными переломами: разгоняются, падают на бордюр и проламывают кости черепа».
Любая черепно-мозговая травма имеет свои последствия, причём на всю жизнь. Ребёнок, получивший сотрясение, может потом мучиться от головных болей, плохо усваивать школьный материал.
При нейрохирургических травмах последствия не менее серьёзны – вплоть до глубокой инвалидности у детей после тяжёлых черепно-мозговых травм.
Так что если вы купили велосипед или самокат, купите и шлем, наколенники, налокотники.