Хороводы с мымрочками. Чему посвятят грядущий фестиваль хороводной культуры в Грайвороне
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
7 августа на Петровской круче в Грайвороне пройдёт V Международный фестиваль хороводной культуры «Узорный хоровод – кривые танки». В этом году его символом станет традиционный для Грайворонского края оберег – сумочка-мымрочка.
О секретах названия и грядущих мировых рекордах, которые хотят в очередной раз поставить организаторы фестиваля, рассказывает заместитель начальника управления культуры и молодёжной политики администрации Грайворонского горокруга Екатерина Алиханова.
Фестиваль с изюминкой
«В грайворонских сёлах сохранилось немало самобытных традиций, которые характерны только для нашего края, – рассказывает Екатерина Владимировна. – Мы называем их локальными изюминками и хотим рассказать о них всему миру. Сумочка-мымрочка – одна из таких изюминок».
По словам Екатерины Алихановой, в Грайвороне так долго готовили очередной фестиваль (последний состоялся в 2018 году), потому что искали, чем удивить публику: рылись в архивах, объезжали сёла, беседовали с бабушками-старожилами. За три года успели найти столько интересного, что программа грядущего фестиваля будет очень насыщенной. Но центром всего действа станет именно сумочка-мымрочка.
Вместо кошелёчка
Мы заходим в традиционную русскую избу с белёной печкой, прялкой, ткаными разноцветными коврами, большой деревянной кроватью, на которой, словно белоснежная гора, возвышаются красиво уложенные накрахмаленные расшитые подушки. У окошек сидят мастерицы в традиционных костюмах, они увлечены кропотливой работой – шьют мымрочки к празднику.
«Если мы посмотрим на крестьянскую и купеческую одежду грайворонских девушек конца XIX века, – объясняет Екатерина Алиханова, – то увидим, что она не имеет карманов. Вместо них на пояске под фартуком или завесой носили тогда именно мымрочки. Их цепляли с помощью специальных петелек либо же вешали через плечо на тонких шелёвочках – бечёвках».
В сумочки обычно клали зеркало, гребешок, монетки, гостинец-конфету, платок. Но выполняли мымрочки не только практическую роль. По внешнему виду сумки определяли статус её хозяйки. Если нижняя часть сумочки сужалась книзу одним острым уголком-карманом, значит, её владелица была одинока и к ней можно было посвататься. Если же зубчика-уголка было два, значит, девушка уже нашла своего суженого. А если уголков было больше, по ним можно было сказать, сколько в семье детей.
Мымра-оберег
«Самая главная интрига, – улыбается Екатерина Владимировна, – что означает слово «мымрочка». Тут у нас сразу несколько версий. По одной из них, слово «мымра» в древние времена имело значение «мать, род, дитя». И мы точно знаем, что мымрочка – это не просто сумка, это оберег. Для защиты семьи от сглаза и порчи. И это понятно именно из названия, потому что раньше слова, звучащие грубо, негативно, использовали для защиты. Даже на крестинах любимому ребёнку на восьмой день давали имя Неждан, Нелюбим, чтобы отпугнуть таким образом недобрых духов, защитить родное чадо».
Чаще всего по внешнему виду мымрочек можно было определить и род занятий той или иной семьи. Если владелица хотела продемонстрировать это, она пришивала на самое видное место так называемое родовое клеймо. По нему можно было узнать, например, хлебопёков, стряпух, гребенщиков и т. д.
Сшить самому
Самое примечательное, что каждая мымрочка была уникальна. У купчих – побогаче, расшитые золотом и серебряной тесьмой, бархатом, дорогими пуговицами, бисером и стеклярусом. У крестьянок – попроще: собранные из лоскутков, украшенные аккуратной вышивкой. Всё зависело от фантазии мастерицы и материалов, которые у неё были под рукой.
«Раньше мастерицы умели многое: и ткали, и пряли, и вышивали, – подчёркивает Екатерина Алиханова. – А потому мымрочки могли быть и из бисера, и вязаные, и лоскутные, из ленточек и ситца, из соломки. Наши современные мастерицы тоже пробуют себя в разных техниках, хотя шьём к фестивалю мы в основном простые сумочки, крестьянские».
Девушки у окошек оживляются и рассказывают о своей работе:
«То, как выглядят мымрочки, мы восстанавливали по рассказам наших старожилов, бабушек из деревень, – делится одна из мастериц. – Хотя мы всё равно занимаемся стилизацией – привносим своё. Ведь и раньше мастера буквально сочиняли свои сумочки, они рождались прямо в процессе шитья. У кого какой был в доме лоскуток, пуговичка, ленточка – они могли всё это сочетать».
Мировые рекорды
Сшитые руками грайворонских мастериц сумочки-мымрочки можно будет купить прямо на фестивале. Несмотря на то что это ручная работа, продавать их будут по смешным ценам – от 250 рублей. На ярмарках представят и купеческие сумочки, эти обойдутся дороже – до 1 000 рублей. А при желании можно будет сшить для себя мымрочку, поучаствовав в мастер-классе под руководством опытных мастериц.
«Все участники нашего узорного хоровода будут с мымрочками, – рассказывает Екатерина Владимировна. – Ну и конечно, мы замахнулись на очередной мировой рекорд. Собираемся сшить самую большую сумку-мымрочку на планете. Её закрепим на специальном каркасе два на три метра. А поучаствовать в её создании смогут все желающие. По итогам каждый участник получит сертификат о том, что он вложил частичку своего труда в оформление этого рекорда».
Напомним, что на сегодняшний день Грайворон носит звание пятикратного мирового рекордсмена. Среди его достижений – самый массовый узорный дневной и ночной хороводы, самая большая плетёная узорная коса и плетёная башня и самый большой декоративный геоглиф села, когда хороводом участники показали фигуру и орнамент головчинского парка XIX века.
Драчки-задирачки
Этим летом участников фестиваля ждут ещё несколько рекордов. Среди них традиционные состязания под весёлым названием «драчки-задирачки».
«Мы нашли свидетельства, что такие бои проходили в селе Казачья Лисица, – поясняет Екатерина Владимировна. – Драчки, например, проводили по всей Руси, а вот про задирачки известно только в Грайворонском крае. Их особенность в том, что, прежде чем устраивать состязание, сначала нужно задираться, провоцировать соперников. Устраивали такие бои раз в году, ждали этого дня. И уж тогда невестка могла высказать всё свекрови, муж – тёще, а дети – отцам. Потом, взбудораженные, они сходились с улицы на место на гранях и начинали состязание».
Участники фестиваля смогут стать свидетелями самых массовых драчек-задирачек, в которых будут участвовать одновременно 180 человек в возрасте от 5 до 55 лет.
Краюшка из Безымено
Ещё одну изюминку организаторы фестиваля подсмотрели в грайворонском селе Безымено. Издавна там селились ремесленники и мастера – бондари, солодовники, бражники. Но славилось село именно своими хлебопёками.
«В Безымено передавали особые рецепты приготовления хлеба из поколения в поколение, – говорит Екатерина Владимировна. – Оттуда пошёл хлеб с таком, особая коврижка. Но есть и уникальный хлеб, который называется «краюшка». Он похож на каравай с шишечками, чтобы каждый гость мог отломить равный кусок. А в каждой шишечке ещё и изюминка: монетка к богатству, конфетка для замужества, семечко к счастью».
На фестивале в Грайвороне планируют в этом году испечь самую длинную вильковую краюшку с изюминкой. Шишечки соединят в 50-метровый каравай, чтобы хватило всем гостям.
«Мы неспроста так долго ждали, чтобы провести очередной фестиваль, – подытоживает Екатерина Алиханова. – Ведь в прошлые годы мы очень подняли планку, а потому в этом году фестиваль должен получиться ещё лучше, чем прежде. Мы приглашаем всех желающих поучаствовать в наших новых рекордах и узнать чуть больше о своём крае. А для тех, кто по какой‑то причине приехать не сможет, мы будем вести прямую трансляцию празднования. Будет интересно!»
Подробнее – на сайте «Узорный хоровод».