«Кроме как в ГАИ, себя не вижу». Как служит командир взвода ДПС Николай Захаров
О трудных и лёгких сменах, штрафах и мечтах он рассказал «Белгородской правде» накануне Дня ГИБДД – 3 июля
-
Статья
-
Статья
Белгородец Николай Захаров на службе с 6 утра, но более-менее свободное время для разговора нашлось в 20:30, и его совсем немного: через два часа ему сопровождать министра. Есть небольшая вероятность, что к полуночи он попадёт домой, чтобы вздремнуть пару-тройку часов, а потом снова на службу.
Николаю 29 лет, в Госавтоинспекции – 5 лет, а недавно стал командиром взвода. В подчинении – 25 человек.
Ненапрасные подозрения
До 7:00 надо вооружить смену, выдать ведомости, алкотестеры, приборы для замера затемнения стёкол, провести получасовой инструктаж и отправить экипажи по маршрутам дежурства. Его задача – всё проконтролировать.
До недавнего времени работал инспектором. Повышению по службе предшествовало много событий, а самое глобальное случилось прошлым летом. Инспектор Николай Захаров с напарником были на ночном дежурстве на федеральной трассе.
— Обратили внимание на каршеринговый автомобиль, который остановился на обочине, чуть не доехав до нас. Это было странно: до парковки оставалось около 500 метров, мог бы уж дотянуть. У меня уже происходили в жизни ситуации, связанные с каршеринговым автомобилем, и тут возникло подозрение. Мы спрятали свою машину, чуть отогнав её с обочины, и водитель автомобиля, увидев, что мы удалились, тронулся с места. Тогда мы двинулись за ним и остановили, – рассказывает Николай. – Оказалось, водитель без прав, а его волнение и неадекватные ответы на простые вопросы убедили меня в том, что подозрения не напрасны. Мы с напарником быстро нашли двух понятых и попросили мужчину открыть багажник. Там лежала дорожная сумка. Он сказал, что сумка не его, она, мол, находилась здесь, когда взял машину, но всё‑таки открыл её. Увидели внутри свёрнутую полицейскую форму, а под ней – полукилограммовые пакеты с белым порошком. Я и раньше раскрывал дела, связанные с наркотиками, и знаю, как они выглядят, но чтобы в таких количествах! Своим глазам не поверил: 10 кг было на месте и, как потом рассказал водитель, столько же заложили. Фактически мы изъяли 20 кг. Прежде даже сотрудники наркоконтроля в таких объёмах не задерживали. Чтобы вы понимали: 4 г считается крупным размером. Курьеру светит от 20 лет до пожизненного.
— Вот так банально? В сумке, в багажнике?
— Наверное, рассчитывали, что при виде формы никто дальше не полезет. Были и другие раскрытые преступления, касающиеся наркотиков, угонов, когда я работал ещё в городской ГИБДД. И начальник областной ГИБДД Николай Смоляков (сейчас переведён в Сочи – прим. ред.) предложил мне перейти в областную ГИБДД.
Лёгкая смена и нелёгкая
Сейчас Николай служит в отдельной роте ДПС по Белгородской области. Она сопровождает первых лиц, дежурит на четырёх федеральных трассах, которые проходят по области.
— Как вас воспринимают старшие сослуживцы? Или в силовых структурах такой дилеммы нет?
— Все меня знают, инспекторский авторитет не за один день зарабатывался. Тяжело советовать кому‑то, как надо действовать, если сам этого не знаешь.
— Как прошёл первый день в ГИБДД?
— На дорогу первый раз вышел 9 мая, мы ограничивали движение. До Госавтоинспекции я год работал в ППС и очень хотел перевестись сюда. Но тогда существовало требование – обязательное высшее юридическое образование, а у меня было другое. Пришлось поступить в магистратуру. Служба мне понравилась сразу, хотя и сейчас бывает 10 смен лёгких, а одна такая, что хочется просто забыть её.
— Какая смена для вас лёгкая?
— Без ДТП, когда водители добросовестные, когда кому‑то помог и человек сказал спасибо. Мы считаем положительным моментом, если выявляем водителей в подпитии. Остановили его – значит, предотвратили возможные происшествия на дороге.
— А тяжёлая смена?
— Эта неделя тяжёлая. В воскресенье уехал отсюда в 5:30 в Чернянский район на дежурство и вернулся в 22:00. Тяжёлая смена та, что начинается в 7 утра и заканчивается в 7 вечера следующего дня. Порой останавливаешь водителя в состоянии алкогольного опьянения и оказывается, что уже не первый раз, а он оскорбляет, лезет в драку. Тогда я не могу уйти со смены, пока не оформлю все документы. Надо провести освидетельствование, вызвать следственно-оперативную группу, рапорты заполнить. Уйма времени уходит. Обычно оскорбляют и причиняют вред нетрезвые люди, вообще не контролирующие себя. Потом, когда приходят в чувство, конечно, извиняются.
— Но уже поздно что‑либо изменить?
— Поздно. Это уголовное дело. Прекратить его можно, только если стороны договорятся до суда, но статья у человека будет в любом случае.
Штрафы и наказания
— Высокие штрафы за вождение в нетрезвом виде белгородцев не пугают?
— Некоторых пугают.
— Президент подписал закон об их увеличении до 500 тысяч рублей. Как думаете, будет ли толк? Тем, кто никогда не садится за руль в подпитии, без разницы, какой штраф, а те, кто не мог 30 оплатить, не сможет и 300. Так какая разница, сколько не платить?
— Считаю, что надо и деньгами наказывать, и транспорт изымать – это будет эффективнее, подобная мера тоже обсуждается… Сейчас ещё увеличилось количество водителей в состоянии наркотического опьянения.
— Столько негатива… за пять лет на службе не разочаровались в людях?
— Не всегда сталкиваешься с негативом. Есть водители, которые, когда мы их наказываем, говорят: «Хорошо, что ваша служба есть. Что было бы, если бы не вы?» Мы же всегда надеемся, что человек сделает какой‑то вывод. Хотя есть определённый процент людей, в чьём сознании никогда ничего не поменяется, они снова и снова садятся за руль пьяными. В Белгородском районе задержали водителя, отстранили от управления, но он всё равно забрал автомобиль, выпил, сел за руль и насмерть сбил своего двоюродного брата.
— Наверное, это и есть его наказание – жить с мыслью, что убил брата. Иногда появляются новости о том, что остановили человека, у которого 300, 500 неоплаченных штрафов. Как так получается? Их что, можно копить до бесконечности?
— Нет, но столько может накопиться за несколько лет либо если человек меняет место регистрации, переезжает и скрывается. Есть же помощники системы – камеры, фиксирующие номера злостных нарушителей-неплательщиков. Номера вбиваются в базу и, когда появляются в поле зрения камеры, высвечиваются на экране в дежурной части. Тогда навстречу выдвигается экипаж. Но бывает, что и в рабочем режиме проверяем по базам. Недавно автомобиль остановили прямо перед воротами управления ГИБДД, у водителя штрафов на 600 тысяч рублей. Вызвали приставов, и тот в течение двух часов всё оплатил.
Лучший подарок для гаишника
— Для десантников принципиально, чтобы их не называли вэдэвэшниками, а вы не обижаетесь, когда вас называют гаишниками?
— Нет, наоборот.
— Что для вас было бы лучшим подарком?
— Спокойная служба.
— О чём вы мечтаете?
— Банально – родить сына, построить дом и посадить дерево. Хочу реализоваться как человек, реализовать на службе свои амбиции.
— Какие у вас амбиции? Стать генералом?
— Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Напоследок отмечу. Заступая на смену, я не могу предугадать, что случится, не могу спланировать выходные, не знаю, будут ли они вообще. Отдых в субботу-воскресенье – большая редкость. И всё же: кроме как в ГАИ, не вижу себя ни в одной службе.
Елена Горшкова