Бедности порог. Сколько в Белгородской области бедных и велик ли разрыв в доходах
Официальная и альтернативная оценка благосостояния белгородцев
-
Статья
-
Статья
По итогам пандемийного 2020 года уровень бедности в Белгородской области официально снизился с 7,8 до 7,2 %, однако, если использовать международный подход определения бедности, то за её чертой находятся почти 16 % жителей.
Бедных становится меньше?
По данным Росстата, в пандемийный 2020 год среднедушевые доходы жителей Белгородской области хоть ненамного, но выросли – с 32,3 тыс. до 32,8 тыс. рублей на человека, хотя реальные доходы (с коррекцией на инфляцию) сократились на 1,9 %.
На этом фоне – в том числе благодаря господдержке семей – доля бедных в Белгородской области сократилась с 7,8 до 7,2 % – это число людей, официальный доход которых находится ниже уровня регионального прожиточного минимума, который по итогам 2020 года составил 9 402 рубля. В целом по России за чертой бедности официально находятся 12,1 % жителей.
Белгородская область по доле бедных на протяжении длительного времени остаётся одним из самых благополучных регионов. Меньше уровень бедности только в Москве (6,3 %), Подмосковье (6,8 %), Санкт-Петербурге (5,9 %), Татарстане (6,6 %) и Ямало-Ненецком автономном округе (5 %).
Альтернативный взгляд
При этом в оценке уровня бедности существуют и иные подходы, также построенные на официальной статистике. Финансово-аудиторская компания «Финэкспертиза» обнародовала исследование о бедности в регионах России на основе подсчётов, которые применяются в международной статистике. Ключевым в данном случае становится показатель медианного дохода – у половины жителей доходы, по официальной статистике, должны быть ниже, а у второй половины – выше этой суммы. Например, в среднем по России медианный среднедушевой доход по итогам 2020 года составил 27 036 рублей, значит, у 50 % россиян месячный доход был ниже 27 036 рублей, а у вторых 50 % – выше.
«Медианный доход является более релевантным показателем для оценки благосостояния основной части населения по сравнению со средним доходом, поскольку последний показатель завышается из‑за заработков богатых граждан. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и европейских государствах для оценки относительной бедности используются три пороговых значения – 60, 50 и 40 % от национального медианного располагаемого дохода. Доход на уровне 60 % от медианного обозначает «черту риска бедности» – люди с доходами ниже этого значения балансируют на грани бедности. В качестве непосредственно черты бедности обычно используется порог в 50 % от медианного дохода, а доходы ниже 40 % от медианного являются критерием крайней бедности», – говорится в исследовании.
В среднем по России у черты риска бедности при расчётах по данной методике находятся 24,6 %, или 36 млн жителей, – их доход составляет до 60 % от медианного (того самого в 27 тыс. 36 рублей). За чертой бедности при таком подходе оказываются 17,6 % россиян – они получают менее 50 % от медианного дохода, т. е. ниже 13 518 рублей. За чертой крайней бедности при таком подходе оказываются 13,6 % россиян, притом что официальный уровень бедности в стране – 12,1 %.
В Белгородской области средний медианный доход жителя составляет по итогам 2020 года 25 863 рубля – это ниже официального среднедушевого дохода. Доходы ниже 60 % от этой суммы (меньше 15 518 рублей) имеют 23 % жителей – они находятся в зоне риска бедности. 15,8 % жителей региона получают доход 50 % и ниже от медианного, т. е. ниже 12 932 рублей – это черта бедности. А вот за чертой крайней бедности находятся 9,2 % населения с доходом 40 % и ниже от среднего медианного (10 345 и ниже).
Помогли самым нуждающимся
Данные Белгородстата говорят о том, что в течение 2020 года подтянуть по доходам удалось самых бедных: доля людей с официальным доходом до 7 тыс. рублей сократилась с 3,7 до 2,9 % от всего числа жителей. В абсолютных выражениях это значит, что более 40 тыс. жителей получают в месяц зарплату или иной доход меньше этой суммы.
Уменьшилась с 6,2 до 5,5 % и доля белгородцев с месячным доходом от 7 до 10 тыс. человек, с 10,8 до 10,3 % сократилось людей, получающих 10–14 тыс., немножко уменьшилась (с 14,2 до 14 %) людей с заработком 14–19 тыс.
Позитивным фактором можно считать прирост доли жителей области с доходом 19–27 тыс. рублей. 26,4 % белгородцев получали в 2020 году от 27 до 45 тыс. рублей в месяц, и их доля также выросла – с 25,3 до 26,4 %. Доход от 45 до 60 тыс. имели 10 % жителей, более 60 тыс. –11,2 %. При этом в данном случае речь идёт не о зарплатах, а в целом о доходах жителей, включая детей и пенсионеров.
Борьба с бедностью остаётся одной из ключевых задач в России. Президент Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию отметил, что пандемия нанесла удар по благосостоянию людей и обострила проблемы бедности и социального неравенства.
«Главное сейчас, конечно же, обеспечить рост реальных доходов граждан, восстановить его и обеспечить дальнейший рост, добиться ощутимых изменений в борьбе с бедностью», – заявил глава государства.
Правительство к 1 июля должно разработать поддержку семей с детьми, чтобы свести к минимуму угрозу бедности для них.
На региональном уровне ключевым механизмом поддержки бедных белгородские власти объявили программу социальных контрактов «Содействие», когда деньги безвозмездно выделяются малообеспеченным на открытие предпринимательского дела, ведение личного подсобного хозяйства, поиск работы и переквалификацию, а также на адресные меры выхода из тяжёлого положения. Всего на 2021 год было запланировано 227 млн рублей на помощь более чем 2,2 тыс. малообеспеченных белгородцев. При этом Вячеслав Гладков во время апрельского обращения к депутатам облдумы заявил о намерении добиться увеличения финансирования этого проекта ещё на 100–150 млн рублей на 2021 год в федеральном правительстве. В целом число малообеспеченных белгородцев он оценил примерно в 150 тыс. человек.
«Не один раз слышал о том, что это те люди, которые сами выбрали свою жизнь такой, какая она есть, и особого смысла помогать им нет. Считаю этот подход недопустимым. Люди, которые по тем или иным причинам находятся в тяжёлых экономических и жилищных условиях, требуют от нас повышенного внимания», – заявил он.
Свобода неравенства
Вячеслав Гладков считает, что в регионе остаётся высоким запрос на справедливость на фоне того, что разрыв между уровнем жизни среднего класса и малообеспеченных остаётся высоким.
Росстат для оценки социального расслоения по доходам использует два показателя. Первый – коэффициент фондов. Это соотношение между средним доходом 10 % самых малообеспеченных жителей к 10 % людей с самыми высокими доходами. Уровень расслоения по этому показателю уверенно снижается последние три года. В частности, в 2020 году доходы 10 % богатых белгородцев в 12 раз превышали доходы 10 % малообеспеченных. Пика этот показатель в последние годы достигал в 2016 году, когда заработки отличались в 14 раз. В среднем по России социальное расслоение выше – по итогам 2020 года 10 % людей с самыми высокими доходами зарабатывали в месяц в 14,5 раза больше, чем у десятой части россиян с низкими заработками.
Второй показатель, детально характеризующий неравенство доходов, – коэффициент Джини. Он изменяется от 0 до 1, и чем ближе его значение к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках самых богатых людей, а социальное расслоение высоко. В Белгородской области коэффициент Джини по итогам 2020 года составил 0,377 и снизился за последние 5 лет с уровня 0,389. В целом по России коэффициент Джини заметно выше, чем в Белгородской области, – 0,403, за последние 5 лет он также снижался с уровня 0,412.
А как у других?
В процентном выражении коэффициент Джини называют индексом: в Белгородской области он составляет 38,9 %, а в России – 40,3 %. В докладе Росстата «Россия и страны мира 2020» приведены показатели индекса Джини по государствам.
Если говорить о странах Европы, то у России (и у Белгородской области с её чуть более низким индексом Джини) тут самый высокий показатель социального неравенства. Близко к нам подбирается только Болгария, где индекс составляет 40,4 %. Если брать крупнейшие экономики Европы, то в Великобритании индекс Джини – 34,8 %, во Франции – 31,6 %, в Германии – 31,9 %. Самый низкий уровень социального расслоения в Европе оказался в Словении (24,2 %), Чехии (24,9 %), Словакии (25,2 %).
В Азии самый низкий уровень расслоения оказался в Киргизии – 22,1 %, а вот в Турции он даже чуть выше, чем в России, – 41,9 %; в Китае он – 38,5 %, в Японии – 32,9 %.
В Африке показатель очень различается от страны к стране. Причём в одной из самых успешных экономик континента – Южно-Африканской Республике – индекс Джини вырос до 63 %, в то же время в Алжире составляет лишь 27,6 %.
А вот в Америке традиционно уровень социального расслоения довольно высок. В США он выше, чем в России, хоть и ненамного – 41,4 %. В Бразилии – 53,9 %, в Мексике – 45,4 %. Довольно низкий уровень неравенства в этой части света только в Канаде, где индекс Джини составляет 33,8 %.
Из статистики следует, что низкий уровень социального неравенства далеко не всегда связан с благополучным состоянием экономики в целом. В то же время в России внимание к проблеме приковано в первую очередь из‑за довольно высокого уровня бедных – действия властей по помощи малообеспеченным постепенно снижают и индекс Джини.
Несмотря на проблемы в экономике, в России есть предпосылки того, что постепенно официальное число бедных будет становиться меньше. Во всяком случае, в национальных целях обозначен показатель не выше 6,6 %, что почти вдвое меньше численности россиян, которые находятся за чертой бедности сегодня.
Сергей Шевченко