Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 мая 2021,  11:21
 1767

Результат заслуживает доверия. Как УК «Благострой-С» из Белгорода экономит деньги жильцов*

«Белгородские известия» рассказывают, что оказывается, починить систему отопления в многоэтажке за счёт государства и меньше платить за тепло – вполне реально

Результат заслуживает доверия. Как УК «Благострой-С» из Белгорода экономит деньги жильцов*Фото: предоставлено УК «Благострой-С»
  • Статья
  • Статья

Можно ли вернуть то, что уже было уплачено в счёт капремонта? Управляющая компания «Благострой-С» доказала, что можно. Она первой в Белгородской области добилась от государства возмещения денег, затраченных на ремонт системы отопления в двух многоквартирных домах. Теперь жильцам теплее, а платят они за это гораздо меньше.

Чтобы все были довольны – бывает

Гендиректор УК «Благострой-С» Геннадий Санин ведёт нас в образцово-показательный дом № 7 на ул. Конева в Белгороде. 14-этажка была построена в 1999 году, но ни о какой энергоэффективности в то время и не думали. Положен элеваторный узел – вот он, в подвале. Все годы работал исправно, но плохо: на нижних этажах холод, на верхних – жара и духота, а платят все одинаково.

«Чтобы все были довольны, нужно было поставить индивидуальный теплопункт с автоматической системой управления. Он оборудован датчиками, по которым компьютер сам определяет температуру на улице и регулирует необходимый объём воды в системе отопления, – рассказывает Геннадий Санин. – Поскольку исключается излишний расход теплоносителя, то и платят жильцы меньше».

Всё прекрасно, только стоит такой теплопункт больше 500 тыс. рублей.

 

Геннадий Санин Геннадий Санин / Фото: предоставлено УК «Благострой-С»

Где взять деньги

Управляющая компания давно работает по направлению энергосбережения, потому решили подать заявку на участие в программе энергоэффективного капремонта от Фонда содействия реформированию ЖКХ.

По её условиям собственники проводят в своём доме все работы, а государство возвращает им затраты.

«Где взять деньги – самый интересный вопрос, но варианты есть, – продолжает Геннадий Санин. – Самое простое, когда у дома есть спецсчёт, на котором аккумулируются взносы за капремонт и прочие доходы, которые копятся, например, от рекламы на фасадах. У дома № 7 такой спецсчёт есть. Если же его нет, то можно собрать деньги с жильцов, разбив сумму, например, на год. Собственники платят за капремонт региональному оператору в общий котёл? Можно вытащить и из него, хотя процедура будет чуть сложнее и дольше».

Ещё одно важное условие участия в программе – наличие общедомового счётчика отопления, по которому жильцы непрерывно платят хотя бы год. Это необходимо, чтобы просчитать эффект от энергосберегающих мероприятий. Если по расчётам экономия составит 10 %, вернут половину затраченных средств, больше – компенсируют до 70 %. Самому дому должно быть больше 5 лет и меньше 60, и он не должен быть аварийным. И эти условия в доме № 7 были соблюдены.

 

Результат заслуживает доверия. Как УК «Благострой-С» из Белгорода экономит деньги жильцов* - Изображение

Результат превысил ожидания

«Нам предстояло провести собрание собственников квартир, изучить виды и стоимость работ и утвердить решение. В этом вопросе помог совет дома и его председатель Сергей Костенко. Он убедил соседей, что это нужно, объяснил, насколько снизится плата за отопление. Жильцы согласились, и мы подали заявку на участие в программе», – говорит Санин.

УК отправила её в региональный Фонд содействия реформированию ЖКХ вместе с протоколом общего собрания и расчётами по экономии. Региональный фонд согласовал их с Минстроем и дал положительное заключение, а управляющая компания начала ремонтные работы.

«Процесс небыстрый, занял у нас больше года, – продолжает Геннадий Санин. – Покупка и монтаж индивидуального теплопункта обошлись в 569 тыс. рублей. Мы установили его в 2018 году. Весь следующий год мы контролировали показатели – эффект даже превысил наши расчёты. Если с элеваторным узлом отопления дом потреблял 14 кубометров горячей воды в час, то с индивидуальным теплопунктом – всего 6–7. Мы сэкономили на тепле 1,1 млн рублей за год. Жильцы стали платить на 108 рублей меньше с каждого квадратного метра жилплощади».

По программе государство компенсировало 355 тыс. рублей и ещё 100 тыс. перечислили в качестве бонуса. Деньги пошли на замену дверей и окон в подъезде.

В управлении «Благострой-С» 60 домов. Счётчики установлены в 27, а система автоматического регулирования – в 9.

«На первом доме мы многого ещё не знали, учились и вникали в то, как работает программа, были и ошибки, но у нас получилось! И, конечно, не остановимся на одном доме, а будем подавать документы и на другие наши дома, в которых соблюдены условия. Дома, которые пока не подходят под программу, будем постепенно готовить: разговаривать с собственниками, ставить приборы учёта. Это работа не одного дня, – говорит директор УК. – Мы увидели реальный экономический эффект от энергоэффективного ремонта и готовы поделиться своим опытом с другими управляющими компаниями и советами домов. Да, всё непросто, но вполне достижимо».

 

Результат заслуживает доверия. Как УК «Благострой-С» из Белгорода экономит деньги жильцов* - Изображение Фото: предоставлено УК «Благострой-С»

Проторённой дорогой

По такому же пути пошли и в доме № 12 на ул. Будённого. Активист Геннадий Кочкин убедил жителей провести общее собрание и проголосовать за проведение энергоэффективного капремонта.

Жители сами должны определить перечень мероприятий, их предельную стоимость, сроки работ. Как это сделать, если среди жильцов нет инженеров-энергетиков? Есть приложение «Помощник ЭКР» на сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ (www.fondgkh.ru). Там размещена вся информация по энергоэффективному капремонту и программа, которая поможет выбрать подходящие для конкретного многоквартирного дома мероприятия, прикинуть результат от их выполнения и рассчитать размер господдержки.

«Дом № 12 не побоялся, мы их поддержали, и вместе с жителями у нас получилось вернуть 1,5 млн рублей», – говорит директор УК.

Острый угол

Нечасто увидишь такое завидное единодушие управляющей компании и жильцов. Но именно от него зависит то, в каком доме и в каком дворе будет проходить жизнь. Чтобы справляться со всеми заботами, управляющей компании нужны деньги, их она получает только от жильцов, с ними же должна утверждать тариф на содержание жилья.

«В доме выбрана управляющая организация, и с ней заключён договор управления, т. е. мы изначально работаем по согласованной цене. Но дом ветшает от времени, нужны дополнительные работы, услуги, всё дорожает, и встаёт вопрос о новом тарифе, – объясняет директор УК. – Конечно, собственники не хотят его повышать. Более того, оплачивая услуги ЖКХ, люди недовольны увеличением общей стоимости услуг ЖКХ по счетам. Но мало кто вникает в цифры, а между тем свыше 80 % от общей суммы по квитанции уходит поставщикам ресурсов – за отопление, воду, газ, электричество».

Ещё в 2017 году Минстрой предлагал устанавливать тариф на содержание и ремонт многоквартирных домов, аналогичный стоимости коммунальных услуг.

«Ценовым ориентиром для управляющих компаний и собственников жилья должен был стать муниципальный тариф. Разработать и утвердить его должны органы местного самоуправления, исходя из минимального перечня работ по содержанию жилья. Но этот принцип так и не был внедрён в жизнь. Получается, что собственник определяет цену, исходя из своих финансовых возможностей, а они у всех ограничены», – продолжает Геннадий Санин.

 

 

Он отмечает, что если есть обязательный минимальный набор работ и услуг по содержанию дома, то должен быть и минимальный тариф для их исполнения. Иначе управляющие организации загоняются в тупик: по старому тарифу выполнять работы в полном объёме невозможно, а новый не утверждён.

Сейчас, если собственники не поддерживают решение об изменении тарифа, управляющие компании обращаются в органы местного самоуправления с просьбой утвердить цену на надлежащее содержание общего имущества конкретного дома. Не желая вызывать гнев жителей, местные власти выступают на их стороне.

«В таких обстоятельствах управляющие компании вынуждены судиться с органами местного самоуправления, и примеров, когда суд выносит решение в пользу управляющих компаний, много», – уверяет Санин.

Выход из ситуации нашли в Казани и Санкт-Петербурге. Там на местном уровне утвердили тарифы на содержание жилья по нескольким видам домов. Эти ориентиры, с одной стороны, не позволяют управляющим компаниям необоснованно завышать свои тарифы, а с другой – заставляют собственников ответственнее относиться к формированию стоимости работ и услуг по дому.

«Хочется верить, что и белгородские власти пойдут по такому пути и в скором времени создадут нормативно-правовую базу для формирования тарифов на содержание жилья», – завершает Геннадий Санин нашу беседу.

Елена Горшкова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×