Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 апреля 2021,  14:18

Глухие и звонкие стуки. Почему Дмитрий Донской выбрал профессию техника-механика

Глухие и звонкие стуки. Почему Дмитрий Донской выбрал профессию техника-механикаДмитрий ДонскойФото: Вадим Заблоцкий
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Студента третьего курса Алексеевского агротехнического техникума впереди ждёт последний учебный год, но про эксплуатацию и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования он может рассказывать со знанием дела уже сейчас.

Гайки закручивал с детства

К железкам Диму Донского тянуло с самого детства. Глаза мальчишки загорались, когда отец или дед подъезжали к дому на автомобиле, открывали капот, забирались под машину и что‑то ремонтировали. Юный механик крутился рядом, внося собственный вклад в устранение неисправностей – подавал гаечные ключи и другие инструменты. А что это за болтик торчит? Непорядок, рассуждал Дима, внимательно разглядывая круглую металлическую шляпку: сейчас закручу сам, пока папа ковыряется с редуктором. Ну вот, совсем другое дело. То, что руки после такой помощи покрывались грязью, доставляло неописуемое удовольствие. На то он и техник-механик.

«Особенно нравилось, если дед брал с собой в поездки на колхозном «ЗИЛе», – вспоминает студент. – Интересно было наблюдать, как он управляет автомобилем. Я изучал приборную панель, задавал вопросы. Правда, однажды мне едва не досталось от дедушки за любопытство. Я с другом сидел в кабине, поворачивал влево-вправо руль, нажимал на какие‑то кнопки, а дед что‑то делал, лёжа под машиной. В тот день солнце сильно припекало, и вдруг лобовое стекло вдребезги рассыпалось – от высокой температуры. Дед начал нас ругать, думая, что мы виноваты. Еле оправдались».

Дед тогда поверил внуку. А позже, уже после зачис-ления в техникум, поверил в его способности: уж слишком любознательным, активным и настойчивым вырос мальчик, копавшийся в двигателе, умело крутивший гайки и регулировавший клапаны. Толк будет. Однако, справедливости ради, надо отметить: юноша чуть-чуть колебался, выбирая между техником-механиком и программистом.

«Естественно, я работаю за компьютером, снимаю видеоролики для техникума, которые затем обрабатываю. Научился монтажу. Но как основной вид деятельности не рассматриваю, возиться с двигателем интереснее, – говорит Дима Донской. – Да и зрение сажать ни к чему. Хотя считаю, что нельзя стоять на месте, важно познавать все сферы. Кто знает, может быть, со временем я стану великолепным фотографом или видеооператором. Надо пробовать, раскрывать себя. Но это в будущем. А пока – эксплуатация и ремонт».

Алексеевский агротехнический техникум Алексеевский агротехнический техникум / Фото: Вадим Заблоцкий

Разобрать, собрать и завести

Вот примерно такую задачу и поставил первокурсникам преподаватель спецпредметов Виталий Амелин, назначенный куратором набранной летом группы. Строго оглядел учеников и коротко выдал: от вас – стопроцентная посещаемость, остальному научу.

«Предыдущая группа была настолько шумной и подвижной, что в первые полгода пацаны разбили шесть окон в учебном корпусе, – делится секретом Виталий Петрович. – Думал, с новенькими отдохну, но не получилось. Точно такие же! Правда, пока обходимся без разбитых стёкол».

Амелин 18 лет трудился в колхозе «Родина», начинал с должности рядового механика, дошёл до главного инженера, поэтому кухню эксплуатации и ремонта двигателей знает наизусть. И передавать накопленные почти за четверть века знания, рассказывать и показывать всё, чем владеет сам, готов хоть круглосуточно. Однако самая главная наука, по его словам, кроется не в предметах, а в любви к профессии. Сколько их, умных и талант-ливых, прошло через его руки – не счесть. Но, к сожалению, лишь малая часть осталась верной выбранному однажды делу. Остальные растворились во времени.

«Если десять процентов выпускников техникума отправятся работать по специальности, буду считать это успехом, – признаётся педагог. – Значит, сумел‑таки не только знаниями поделиться, но и любовь привить. У Димы и его товарищей глаза заблестели после того, как на практическом занятии они своими руками разобрали и собрали двигатель, а потом завели трактор. По локти в мазуте, уставшие, взмокшие и счастливые! Потому что сами!»

Дима шёл вечером домой, потирая всё ещё пахнущие маслом и плохо отмытые руки, и нетерпеливо ждал следующей встречи с преподавателем. Как легко, оказывается, даётся тяжёлая физическая работа, когда рядом грамотный наставник, как приятно копаться в сложных механизмах МТЗ-80, находить неполадки, выяснять причины и ремонтировать. Что у нас завтра? Ставим топливный насос, потом регулируем клапаны. Скорее бы завтра.

Устройство техники Виталий Амелин преподаёт студентам основательно Устройство техники Виталий Амелин преподаёт студентам основательно / Фото: Вадим Заблоцкий

На слух

— Устройство трактора досконально знаешь? – спрашиваю Донского.

— Ну да, – отвечает тот, задумавшись на секунду. – Возможно, в какой‑то проблеме придётся разбираться дольше, но обязательно отремонтирую.

Прошу Виталия Петровича протестировать уверенного в собственных силах студента прямо на моих глазах. Педагог задаёт простую, на первый взгляд, задачу: завёл двигатель и услышал стук в верх-ней его части. Что делать будешь, Дим?

«Посмотрю на цвет выхлопного дыма, – приступает к решению вопроса начинающий техник-механик. – Нет? Может, кольца? Тоже нет? Клапаны стучат! Точно – клапаны! Заглушу двигатель, открою клапанную крышку, проверю и отрегулирую. В общем, ещё учиться и учиться».

Глухими и звонкими бывают не только согласные звуки, но и стуки в тракторных двигателях. Их называют также металлическими, периодическими, постоянными. Стук появляется и при повышенных оборотах: опытный мас-тер всегда определит происхождение подобной неполадки по звуку и дыму. И скажет, как устранить.

— Сколько неисправностей у муфты сцепления? – не унимается Виталий Амелин.

— Не помню, – честно отвечает юноша и мгновенно освежает память: – Муфта буксует, муфта ведёт.

Диплом Дмитрий Донской будет писать именно по экс-плуатации и ремонту сельскохозяйственной техники: у него в запасе целый год для того, чтобы окончательно разобраться со стуками в двигателе, муфтой сцепления, редуктором и прочими деталями. Виталий Петрович рядом. Поможет.

Мужчина должен

Что должен уметь мужчина? Молодой алексеевец категоричен: прикрутить розетку, забить гвоздь и отремонтировать машину. В свободное от учёбы время Дима с удовольствием возится с личным автомобилем, права на управление которым получил недавно. Терпеть не может людей, ремонтирующих технику только тогда, когда она перестаёт ездить. Поломку лучше предупредить, поэтому у парня в этом смысле полный порядок.

«Недавно поменял ШРУС (шарнир равных угловых скоростей. – БП), рулевые наконечники и плату на габаритные огни, музыку, наконец, поставил, – перечисляет мой собеседник. – В технической части моя машина в идеальном состоянии и заводится с пол-оборота. Я и не знаю, что мне нравится больше – ездить на ней или копаться в двигателе. Это кайф, как ни крути».

В группе шесть отличников, включая Донского, и ни одного троечника. Виталий Петрович сделал из коллектива учеников настоящую семью, в которой взаимовыручка и уважение друг к другу – не пустой звук, а опорные качества, формирующие тот самый костяк остающихся в отрасли выпускников. Погружение в профессию стопроцентное – Амелин гарантирует. Остальному научит жизнь.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×