Жизнь важнее времени. Почему собранность – главное качество сапёра
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Инженерные подразделения Росгвардии на днях отметили годовщину образования. Служба была создана в Главном управлении внутренних войск МВД СССР в 1947 году.
Известное выражение «без права на ошибку» – это про них. Потому что цена каждого промаха – жизнь. Они осматривают места массового скопления людей, будь то торговые и развлекательные центры, избирательные участки или площадки для массовых гуляний. Найти, идентифицировать, обезвредить взрывоопасный предмет – вот задача, которую выполняют инженерные подразделения Росгвардии 24 часа в сутки семь дней в неделю.
Спокоен и сосредоточен
«Даже если сапёр видит муляж на месте взрывоопасного предмета, он всё равно должен себя вести как в случае с боеприпасом. Он не может расслабляться, потому что сейчас есть парни, которые могут под любой бытовой предмет или игрушку замаскировать взрывчатое вещество», – поясняет один из главных принципов работы начальник инженерно-технического отделения ОМОН управления Росгвардии по Белгородской области Вадим Серых.
И тут же вспоминает, как однажды на выезде в темноте приняли за гранату флакон из‑под духов.
«Было невозможно рассмотреть детали, а дизайнеры, видимо, очень старались, работая над внешним видом флакона», – добавляет он.
Подполковник Серых в этом подразделении уже семь лет, а в целом его служебный стаж на 20 лет длиннее. Свою работу он знает и любит:
«Все друг друга страхуют. Кандидаты проходят серьёзный отбор. Тут и умственно надо работать, и физически быть подготовленным».
Сапёры работают в касках и бронежилетах, это обязательное требование. А когда предмет представляет реальную угрозу, в ход идёт и более серьёзная защита. Её демонстрирует один из сотрудников подразделения, облачиться в специальный костюм ему помогает коллега.
«Костюм называется «Купол», его вес – 40 кг. Он выдерживает силу взрыва до 1,2 кг в тротиловом эквиваленте на расстоянии метра. На шлеме – фонарь и камера, чтобы оператор, находящийся в машине, мог координировать действия сотрудника, одетого в костюм. За три года службы два раза приходилось применять «Купол», – рассказывает Александр.
Незаменимый помощник
В инженерно-техническом отделении ОМОН регионального управления Росгвардии служат четыре лохматых бойца. Всех их сотрудники подразделения взяли ещё щенками и воспитали как настоящих напарников.
«По сравнению с другими собаками, наши если не на голову, то на полголовы выше!» – с гордостью заявляет Вадим Серых.
Его словам веришь безоговорочно, как только видишь самых молодых сотрудников кинологического отдела. Евгений работает со своей напарницей Жульдой с августа 2018-го. Вместе они прошли обучение в столице. Курс дрессировки четвероногая помощница усвоила на отлично. А харизмы ей не занимать, так что контакт с боевым товарищем установлен тесный.
«Мы подружились сразу. Все собаки, как и люди, с разным характером. Жуля не просто умная и добрая, она очень нежная», – в голосе Евгения тоже звучит нежность.
Реального боевого крещения у напарников ещё не было. Обнимая на прощание общительную и любопытную Жульду, очень хочется пожелать, чтобы его и не случилось.
Вопрос жизни
«Сапёры никогда не торопятся. Мы можем и весь день работать. Тут не стоит вопрос времени, здесь вопрос жизни. Сапёр должен быть спокойным, уверенным, все движения должны быть размеренными», – веско говорит начальник инженерно-технического отделения ОМОН.
И добавляет, что в случае необходимости сапёры советуются с коллегами из других регионов и преподавателями из учебного центра в Брянске. Там проходят подготовку сотрудники инженерно-технических подразделений ОМОН.
«Не раз было такое, что кто‑то звонит в Брянск, а у преподавателя в этот момент занятие. И тогда вся аудитория – человек 25–30 —обсуждает, как поступить. Так и находим решение благодаря коллегам», – говорит подполковник Серых.
Подозрительным предметам прямо на месте присваивают класс опасности. Если степень
угрозы высока, находку уничтожают тут же.
«Как пример – уничтожали взрывоопасный предмет на вокзале в Белгороде. Само здание заслоняли эшелонами: товарные вагоны поставили в шахматном порядке, чтобы предотвратить разлёт осколков. Взрыв производили на месте», – вспоминает Серых.
И тут же рассказывает о случае четырёхлетней давности.
«Жители одного из наших районов, готовясь к празднованию 1 мая, решили пожарить шашлык. Мужчина вышел во двор дома, и буквально через 10 минут жена услышала хлопок. Когда мы приехали, выяснилось, что был взрыв. Мужчина у себя в подвале пытался разобрать снаряд, найденный на участке. В результате он погиб».
В другом районе области сапёры нашли прямо в доме около полутора тысяч снарядов, перед этим тоже был подрыв.
«Вместе с сотрудниками МЧС весь день собирали, извлекали. Домовладение было ими (снарядами. – Прим. авт.) завалено, – вспоминает один из участников тех событий».
В ходе беседы сапёры припоминают неразорвавшуюся гранату во дворе дома, где живут мать и дочь, обе – сотрудницы силовых подразделений. А недавно специалисты выезжали на обезвреживание ещё одного взрывного устройства: одному из жителей региона его установили прямо на ворота. Оказалось, мужчина был должен крупную сумму денег.
Есть в арсенале у сапёров и истории с пометкой «курьёзы»:
«Представляете, однажды столкнулись с тем, что корпус мины поставили в качестве доводчика на калитку. Мина тяжёлая, опускается вниз при закрывании – и калитка захлопывается».
Здесь, что называется, комментарии излишни. А вот шутникам, сообщающим о якобы заложенных взрывных устройствах, этим суровым ребятам, есть что сказать.
«Надо более суровые применять наказания к таким шутникам. Был, например, случай, когда девушка парня не хотела отпускать и сообщила о якобы заминированном вокзале. Её задержали. Не помню, в каком городе это было. Но парень‑то всё равно уехал, а её посадили и оштрафовали примерно на 400 тыс. Вот об этом надо рассказывать, чтобы все знали, что это не шутки, – в голосе Вадима Серых появляются стальные нотки».
Цифра
В прошлом году инженерно-техническое отделение ОМОН Росгвардии провело около 200 выездов по сообщениям об обнаружении подозрительных предметов. В итоге сапёры обезвредили и изъяли 8 снарядов различной модификации и калибра, 12 гранат, 4 мины, 24 взрывателя, около 9 кг пороха, порядка 1 500 кг тротила и 32 запала. 47 кг взрывчатых веществ были уничтожены.