После школы – магазин
Вейделевский район не лучшее место для массового выращивания овощей: солнца много, а воды мало, да и та, что попадает в почву, быстро высушивается ветрами. Тем не менее и там находятся смельчаки, решившие делать бизнес на овощных культурах. С одной из них – Мариной Галкиной – мы познакомились во время выездного совещания по вопросам социально-экономического развития сельских территорий Вейделевского района.
Прежде Марина Валентиновна была школьной учительницей, причём её предмет был далёк от земледелия – она преподавала русский язык и литературу. В какой-то момент семья Галкиных решила коренным образом изменить свою жизнь. Начала, как и многие, с торговли, продавала семена, живые цветы и всякие садово-огородные товары.
В 2010 году Марина стала индивидуальным предпринимателем, её деятельная натура требовала чего-то большего, чем обычная торговля. Проанализировав ситуацию на рынке, взвесив все «за» и «против», Галкины занялись производством овощей и посадочного материала в небольшой тепличке возле своего дома. Марина Валентиновна получила грант на выращивание овощей и растений в тепличных условиях. Сумма, правда, небольшая, всего 300 тысяч рублей, но и эти деньги оказались нелишними, ведь к тому времени Галкиным местные власти выделили 40 соток земли, и супруги запланировали строительство теплиц.
С участком на окраине Вейделевки пришлось здорово поработать: раньше там тоже были теплицы, но от них остались руины, поросшие деревьями и кустарником. Корчевали, расчищали территорию и нашли «клад» от прежних хозяев – фундаменты теплиц. Муж Марины умеет работать с металлом, он соорудил каркасы, и сегодня три теплицы из четырёх уже накрыты поликарбонатом. Их обслуживают три наёмных работника, но скоро придётся им в помощь взять ещё шестерых человек.
Нынешней весной Галкины попробовали вырастить рассаду и овощи – огурцы и кабачки. Соорудили сами дровяную печку для обогрева теплицы. С цветочной рассадой дело пошло сразу, вырастили и продали около 10 тысяч штук петуний, 6 тысяч штук сальвий и столько же бархатцев. С овощами Марина пока только учится работать, но её экспериментальные 60 кустиков огурцов и 30 кабачков отлично себя чувствуют и уже радуют глаз здоровенькими зеленцами.
Вложили Галкины в дело много, около 4 миллионов рублей. Отдача пока невелика, а деньги всё требуются и требуются. Например, самодельная буржуйка – вариант временный, нужно ещё найти средства и на полноценное отопление. Но семейство с оптимизмом смотрит в будущее. Вот рядом с одной из теплиц поселили диковинных птиц, сейчас, говорят, для души, а может это зарождение новой «ветки» бизнеса?
Был закупщиком, стал переработчиком
Андрею Кравцову 32 года, после Вейделевского профессионального училища, получив профессию тракториста, ушёл в армию пограничником, на год остался служить по контракту в Чечне. Сейчас занимается переработкой и продажей мяса. Его в районе считают крепким предпринимателем. У него свой цех по переработке мяса, магазин. Продукцию продаёт в округе и даже в Москве. Но индивидуальный предприниматель планирует дальше развивать бизнес и строит для этого цех для убоя крупного и мелкого рогатого скота. Дело Андрея Анатольевича сейчас даёт работу четырём вейделевцам, с пуском цеха штат расширится ещё на 15 человек. В соседних деревнях люди с нетерпением ждут открытия предприятия.
В отличие от многих своих конкурентов Кравцов закупает мясо официально, соблюдает все требования санитарного законодательства. За год на оплату всех необходимых бумаг у него уходит около миллиона рублей.
Андрей первым в районе начал из купленного мяса готовить полуфабрикаты – пельмени ручной лепки, домашнюю колбасу, котлеты, голубцы, перцы фаршированные, фарш и так далее. Никаких синтетических добавок в продукцию здесь не кладут, дорожат репутацией, ведь её в небольшом районе потерять легко, а вернуть доброе имя очень трудно.
Строительство убойного цеха площадью 400 квадратных метров Андрей Анатольевич тоже ведёт по всем современным правилам, только за получение разрешительных документов заплатил 760 тысяч рублей, а весь маленький мясной заводик «под ключ» потянет почти на 20 миллионов. Зато это будет современный цех, соответствующий правилам производства и реализации пищевой продукции. За смену здесь можно забивать 10 голов крупного рогатого скота и 40 свиней. Скот предприниматель планирует закупать в Вейделевском и соседнем Ровеньском районах.
К сожалению, Кравцов упустил неплохую возможность улучшить финансовое положение, не приняв участие в конкурсе на соискание гранта малому бизнесу на реализацию значимых проектов. Теперь этим шансом можно будет воспользоваться только в следующем году.
Дело, которому Андрей Анатольевич посвятил свою жизнь, трудное, но он не жалеет о сделанном в молодости выборе, говорит, что работа ему нравится.