Что белгородский Дед Мороз думает о празднике, правильном наряде и чуде
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Вот уже 30 лет, с далёкого 1990 года, белгородцев на площади с Новым годом поздравляет именно этот Дед Мороз – Виктор Вейс. Без него белгородцам уже трудно представить главную новогоднюю ёлку. Мы встретились с ним в ДК «Энергомаш», где в свободное время работает Виктор Викторович.
14-летний дед
Родился Виктор Вейс в 1967 году в Белгороде. Он с детства полюбил культурно-массовые мероприятия.
«Папа мой, Виктор Иванович, великолепно играл на музыкальных инструментах. Неплохо декламировал. С этого всё и началось. В своей школе я декламировал на линейке стихи, потом занимался музыкой, стал несколько раз победителем конкурса чтецов. Я очень быстро вырос, и голос загрубел. Уже в 14 лет я был такого же роста и примерно такого телосложения, как сейчас, – смеётся Вейс. – Это, наверное, и определило мою судьбу. Пришла как‑то женщина и сказала, что заболел Дед Мороз, а им срочно нужно поздравить детей. И попросили меня».
Дали сценарий, нарядили, сказали – вперёд! Я до сих пор помню это первое выступление в роли Деда Мороза. Какой‑то страх, мне казалось, что я не разговариваю, а кричу. Но все остались довольны. А мне за выступление подарили деревянную подставку для карандашей и календаря, которая до сих пор стоит у меня на столе. Она тогда стоила огромную для меня сумму – 13 советских рублей! – вспоминает Виктор Викторович.
Так и дедморозил в школе с 1981 года. Потом в белгородском культпросветучилище (сейчас это БГИИК) выступал уже на утренниках и спектаклях. Перед армией пошёл работать в ДК «Старогородский». И даже в армии поздравлял военнослужащих, детей командиров. А когда вернулся – устроился на работу в Дом культуры «Строитель».
Ночные представления
Виктор Викторович вспоминает, что первые ночные представления на площади Белгорода стали проводить в 80-е годы прошлого столетия:
«Был и небольшой конкурс. Не как сейчас – парад Дедов Морозов, а именно конкурс. В 1988 году я впервые принял в нём участие и выиграл. А с 1990 года стал поздравлять белгородцев на главной ёлке Белгорода. И в этом году, надеюсь, буду снова с белгородцами на площади».
— Первое своё выступление помните?
— Очень хорошо. У нас тогда казус произошёл. Снегурочку… милиция привезла. Приехали на представление, а Снегурочку не взяли. Хорошо, баянист знал, где она живёт. И вот меня просят тянуть время, буквально 10 минут, а баянист с гаишниками поехали за «внучкой». И вот я придумываю конкурсы, разговариваю с детьми, а Снегурочки всё нет. Караул! Я нашёл баяниста и организовал конкурс частушек. Баянист, правда, еле по клавишам попадал, но тем веселее было. И тут вижу: машина ГАИ подъезжает и из неё Снегурочка выходит. И я, не сдержавшись, кричу: «Давайте Снегурочку позовём!» и ору громче всех: «Ура-а-а!!! Снегурочка!»
Надо быть добрым
— Каково себя чувствовать главным Дедом Морозом Белгорода?
— Я не люблю слово «главный»! Категорически. Я просто Дед Мороз. Для каждого ребёнка главный Дед Мороз тот, который к нему приходит.
— Что такое быть Дедом Морозом?
— Это очень легко. Надо просто быть добрым и добро это отдавать людям. Самому верить в сказку и нести веру в чудо.
Вейс часами может рассказывать о костюме Деда Мороза:
«Вы знаете, чем Дед Мороз отличается от Санта-Клауса? Духовностью! Санта-Клаус – это рекламный бренд, разносящий подарки. Короткая шубка, трубочка. А вот Дед Мороз, он же Дед Трескун, он же Мороз-воевода, – это духовное. Грандиозное. Исполинское! И костюм соответствующий!»
Костюм Деда Мороза в современном исполнении был создан для оперы, и, заметьте, немцем, как и я! В нём соединены традиционные боярские костюмы. Мороз-воевода – он боярин. Потому и костюм боярский. Шапка либо боярская, либо двурогий колпак. Рога – это символ власти. Обязательно длиннополая шуба. Цвет от серебристого до красного. Обязательно валенки, никаких кроссовок! Либо боярские сапоги. Посох со звездой обязательно! И звезда эта не советская, как многие думают, а Вифлеемская, она перекликается с Рождеством Христовым. Такая же звезда и на ёлке. И обязательно кушак – не пояс, не ремень.
Проспал сценарий
Забавных случаев у Виктора Вейса накопилось изрядно:
«Когда учился в культпросветучилище, поздравляли мы детей на телевышке. А я студент, ночь не спал. Утром прихожу – Снегурочка помятая, я такой же. Загримировался, прислонился к колонне и заснул стоя. А было два основных сценария. В одном я выхожу первым и зову Снегурочку. А во втором Снегурочка борется с нечистью и зовёт меня на помощь. Сплю я, и вдруг меня толкают и говорят: «Дед Мороз, на выход!» Я спросонья выскакиваю на сцену, смотрю – никого нет. Ну, думаю, первый сценарий. И начинаю: «Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки. А давайте позовём Снегурочку!» Сам спиной к ёлочке стою. А из‑за ёлочки выходят Снегурочка с бабой-ягой и шипят на меня: «Мы тебя сейчас позовём, гад!» Оказывается, они меня звали-звали, отчаялись уже время тянуть и пошли вокруг ёлочки топать, искать вроде как. А тут и я выскочил».
Я уже 40 лет чудо дарю, но из‑за дедморозости своей у собственных детей это чудо украл. Они очень быстро поняли, что я и есть Дед Мороз. Потому в сказку меньше остальных верили. Был даже конфуз такой – пришли мы в кукольный театр, я в гримёрку к коллегам пошёл, а старший сын под ёлкой стоял. Ему на тот момент лет пять было. Ну и врываются в гримёрку Дед Мороз со Снегурочкой. Снегурочка смеётся в голос, а Дед Мороз злой. И мне говорит: «Больше, Виктор, своих детей к нам не приводи! Опозорил перед всеми»! Оказывается, когда он стал поздравлять детей, мой сын сказал: «Какой же это Дед Мороз? И не похож даже! Вот папка мой – настоящий Дед Мороз!» – вспоминает Вейс.
— Вас, наверное, часто приглашают в семьи поздравлять детей?
— Я очень редко хожу по домам. По пять-шесть концертов и утренников в день. Всё расписано. Да и не люблю я на ходу поздравлять. Ребёнку праздник надо дарить, а не смотреть на часы, во сколько к следующему клиенту бежать. Тут и со взрослыми надо общаться. Ведь Новый год изначально праздник для взрослых. Взрослые остаются детьми, и они тоже ждут чуда. И им это чудо нужно подарить не меньше, чем детям.
— Наливают часто?
— Наливают всегда и везде. Но пить нельзя ни в коем случае. Это мешает. Текст будешь забывать, перегаром дышать. Попроси водички и выпей её – поддержи. А вот когда снимешь облачение – тут же делай что душе угодно!