Лайк государственной важности. Почему чиновники массово подались в соцсети
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
«Ты в этих соцсетях мозги оставишь», – ворчала обделённая вниманием бабушка. Она и подумать не могла, что через год это станет нашим единственным способом общения. Теперь она ежедневно отправляет мне сообщения вроде: «Ань, а почему ко мне глава района в друзья просится? Он что, меня знает?».
Ближе управдома
Три года назад с лёгкой президентской руки политики всея страны стали заводить рабочие страницы в социальных сетях. Цель самая благая: чтобы быстро реагировать на проблемы общества, государство должно выявлять их на ранней стадии. А относительно новое коммуникативное пространство – инструмент, с помощью которого власть мониторит актуальные для людей вопросы.
Сегодня уверенно можно сказать, что политическая элита окончательно обжила новое коммуникативное пространство. Самой популярной площадкой общения народа и власти стал «Инстаграм»: личные страницы завели почти все губернаторы. Один из самых ярких примеров – аккаунт главы Чечни Рамзана Кадырова: каждую его публикацию сегодня читают от 1,5 до 40 тыс. человек.
Белгородские чиновники начали активно осваивать «Инстаграм» после назначения Вячеслава Гладкова врио губернатора региона. Он активно общается с подписчиками в этой сети. Каждая его запись набирает не меньше 30 тыс. просмотров (что порой бьёт рекорды Кадырова). У Гладкова уже свыше 50 тыс. подписчиков, и их число увеличивается в среднем на сотню в день. В отличие от большинства политиков, аккаунт врио открыт для комментариев, многие из которых – бытовые просьбы из серии «сделайте свет в подъезде» и «скажите им, чтобы почистили дорогу в ИЖС». Что весьма показательно, ведь теперь до губернатора проще достучаться, чем до управляющей компании.
Ищу тебя
Когда я говорю дочери, что ещё лет 20 назад кликали брошенным в окно камушком, её лицо недоверчиво вытягивается. Ей сложно вообразить, что за столь короткий срок соцсети так вросли в нашу жизнь. Разработчик приложений для соцсетей и мобильных платформ Валерий Пазюк считает, что мировым первопроходцем в этом деле стала американская сеть MySpace, так и не дошедшая до России.
«Этот сервис зародился как конструктор персонального пространства в Интернете. Там можно было создать свою страничку и указать её как контакт на визитке. И это не требовало особых знаний».
Затем появился «Живой Журнал» (LiveJournal). Люди впервые могли писать всё, что думают. Параллельно Интернет осваивали «электронные свахи» – сайты знакомств. Народ ценил их за анонимность, справедливо полагая, что информация о доходах и количестве детишек флирту не поспособствует.
«Ох, сколько семей тогда покачнулось! – вспоминает жительница Губкина Екатерина Петрашева. – Мы как‑то сидели на девичнике, одна из подружек была незамужней. Надо ж помочь! Создали ей профиль на «Мамбе» (сайт знакомств mamba.ru. – БП) и стали искать подходящие кандидатуры. Я колбаску подрезаю и с кухни слышу громкий хохот и обсуждения кавалеров. И вдруг – тишина. «Кать, ты бы подошла…». На экране во весь рост мой муженёк с букетом роз (уж не знаю для кого, мне такие никогда не дарил). Он мне потом парировал, что самооценку, бедный, поднимал, а на разводе обвинил, что это я по сайтам знакомств лазаю. Кстати, познакомились мы с ним по «аське» – он по ошибке мне написал».
К слову, мессенджер ICQ (в народе ласково прозванный «аськой») тоже изначально был задуман как сервис для новых знакомств. Само название произносится «I seek you» – в переводе «Я ищу тебя».
— Многие виртуальные площадки поменяли первоначальный курс, – философски рассуждает Валерий. – «Твиттер», например, задумывался как сервис для переписки велосипедистов, а сейчас его активно используют в предвыборной гонке президентов. «Ютуб» придумали для видеознакомств – теперь это целое телевидение, с которого пошли другие видеохостинги и телекомпании. «Инстаграм», «Снепчат», «ТикТок» – популярные сервисы самовыражения из разряда: стань звездой, записав видео или сняв снимок. А «Фейсбук» родом из персональных страниц студентов Гарварда.
Няня педобраз
Именно «Фейсбук» специалисты называют первой настоящей соцсетью. Она сделала своего создателя Марка Цукерберга самым молодым миллиардером за всю историю! Сегодня в ней 1,2 млрд человек, и если бы «Фейсбук» был страной, то он бы занял третье место по численности в мире.
Его русскую версию сделали питерские братья Павел и Николай Дуровы.
«Когда он только появился, нас собрал начальник и сказал: «Ребят, это тема!» – рассказывает белгородец Павел Ещенко. – Нам часто приходилось бывать в командировках, и он попросил нас завести страницы в соцсети, чтобы выкладывать оттуда фото в качестве доказательства поездки».
Пик популярности соцсетей пришёлся на конец 2000-х. Ресурсы, объединяющие людей просто по факту их общего прошлого, оказались беспроигрышным вариантом. Любопытно ведь посмотреть, как изменилась жизнь бывших одноклассников, однополчан, коллег… Так в России появились «ВКонтакте» и «Одноклассники» (аналоги американских платформ), которые до сих пор удерживают лидерство по количеству часов, прожитых в виртуальном мире.
Кстати, статистика разбивает самый распространённый миф об «Одноклассниках» – мол, это для пенсионеров. По данным на 2019 год, почти 60 % пользователей – мужчины и женщины в возрасте от 26 до 45 лет.
В 2006 году на поле выходит Twitter. Тогда вся его суть заключалась в том, чтобы уложить свою мысль в 140 символов, включая пробелы и знаки препинания. Краткость – сестра таланта. Народ недоумевал: как можно наш великий и могучий втиснуть в столь жёсткие рамки? Много шуток ходило по поводу забавных сокращений вроде «няня педобраз» (няня с педагогическим образованием), которые ещё в постсоветских газетах высмеивал легендарный Михаил Задорнов.
Потом были многочисленные попытки создать узкотематические соцсети для байкеров, ролевиков, собаководов…
«Но все они исчезали под натиском ведущих мировых игроков, – продолжает Пазюк. – Ведь зачем создавать соцсеть собаководов, если можно создать группу «ВКонтакте» и собирать там любителей пёсиков?»
Однако и по сей день разработчики не оставляют этой идеи. Среди забавных примеров действующие Stache Passions (для ценителей усов), Chocolate Lovers Passions (для сластён), Vampire Passions (для любителей фильма «Сумерки») и Ravelry (для «вязальщиц и вязальщиков»).
Вырастишь, но не съешь
Разумеется, перед владельцами соцсетей встал вопрос о монетизации имеющихся ресурсов. Логичным стало появление игровых приложений, позволяющих пользователям сети создавать виртуальные семьи и дома, выращивать цифровую морковку и вообще всячески обустраивать придуманный мир.
Бизнесмены тоже сообразили, как использовать новые средства коммуникации. Сегодня в каждом районе нашей области есть умельцы, которые раскручивают дело с помощью соцсетей.
Семья Лилии Коноваленко зарабатывает на жизнь выпечкой сладостей.
«На раскрутку страниц понадобилось два года. Я стилизовала их по одному шаблону, и это было правильное решение: марка должна быть узнаваемой с первой секунды. Каждый день я публикую «ВКонтакте» два–три фото и одно видео с рецептом. Обязательно поздравляю подписчиков с днём рождения, периодически устраиваю розыгрыши. В «Инстаграме» я записываю истории, а больше всего просмотров у меня в «Одноклассниках», – рассказывает Лилия.
Естественно, площадкой заинтересовались и нечистые на руку коммерсанты, но закон быстро «обрубил» им руки: сегодня в соцсетях нельзя, к примеру, рекламировать азартные игры, услуги гадания, порнографию, объявления, которые дискриминируют конкретных людей или призывают к суициду, оборудование для слежки и т. д.
Жвачка для мозга
В 2010 году на сцену выходит соцсеть, главной фишкой которой были квадратные фотографии, похожие на фото Polaroid.
«Инстаграм» называют соцсетью нового поколения, – говорит Валерий Пазюк. – Популярность он получил с появлением механизма историй и встроенного мессенджера. Именно «Инстаграм» я вижу в 50 % случаев на экранах мобильников в маршрутках. Остальное – «ВКонтакте», мессенджеры, «Ютуб». Не стоит забывать про «жвачку для мозга» – «ТикТок». Я как преподаватель часто вижу: на переменах девчонки записывают для него танцы… Хотя этого я уже не понимаю».
Всего за несколько лет «Инстаграм» превратился из закрытого сообщества для избранных в самый посещаемый сайт с миллионами пользователей по всему миру.
«Инстаграм» позволяет не только хранить фото и видео, но и взаимодействовать с другими пользователями: оставлять комментарии, быстро отмечать кого‑то для решения вопроса, отправлять сообщения. Что будет дальше? Подскажет время. Интернет в нашей стране – один из самых дешёвых и доступных относительно других стран мира. Другое дело, что жители чаще используют приятные, нежели полезные возможности Интернета».
Цифра
В этом году компания UBS Evidence Lab провела своё исследование популярности социальных сетей в РФ. По их мнению, самой популярной площадкой для общения в России стал мессенджер WhatsApp – им каждый день пользуются 52 % жителей. На втором месте – социальная сеть «ВКонтакте», которую ежедневно используют 51 % россиян. На третьем – видеосервис YouTube с 47 %. Большая часть интернет-аудитории в стране – от 18 до 24 лет и от 25 до 34 лет. Они тратят на соцсети более трёх часов ежедневно. Среди возрастных групп с 35 до 44 и 45 до 54 лет пользователи проводят в соцсетях в среднем по 30 минут в день – так ответили 30 % респондентов.
Как соцсети меняют нашу жизнь
Евгений Реутов, социолог, доцент кафедры социальных технологий и государственной службы НИУ «БелГУ»:
— Почему соцсети так быстро вросли в нашу жизнь?
— Их популярность обусловлена двумя ключевыми социальными потребностями человека: общение и самопрезентация. Обе возможности они предоставляют. Создатели и администраторы электронно-коммуникационных платформ конструируют всё новые технологии для расширения этих возможностей. Когда ещё в истории человечества самый обычный и заурядный индивид мог бы иметь персональный канал с видеоконтентом, с обратной связью и другими фишками?
Скоро, наверное, соцсети придут к технологиям, ещё более полно имитирующим живое общение. Развитие системы электронных коммуникаций – это случай двусторонней причинно-следственной связи между технологиями и потребностями: потребность порождает конкретные технологии, которые затем подстёгивают рост потребностей.
Например, человеку абсолютно нечего сказать, но хочется как‑то «засветиться» или просто напомнить о себе. Так можно послать или разместить смайлик, сделать перепост какой‑то публикации, запостить какой‑то афоризм – и всё, ты уже участник коммуникации.
— Влияет ли виртуальное общение на живое?
— Люди практически всегда идут по пути наименьшего сопротивления, и если есть шанс упростить что‑то – они это делают. Поэтому многие сейчас вообще не затрудняются формулированием своих мыслей и демонстрацией эмпатии к тому, с кем общаешься. Всегда можно взять смартфон, послать смайлик или показать смешное видео. К этому, собственно, и сводится сейчас общение у многих детей.
Самоизоляция подстегнула этот спрос. По крайней мере, весной этого года интернет-трафик в странах Запада и в России существенно увеличился. Отчасти и по причине увеличения коммуникаций в соцсетях и мессенджерах. И если говорить о каких‑то качественных изменениях, то это массовый переход в соцсети сферы услуг.
— В нашем регионе живёт много селян. Это как‑то притормаживает распространение соцсетей?
— Поселенческая структура регионов всё в меньшей мере является фактором интернет-пользования. Технологии становятся дешевле, госуслуги уходят в сеть, интернет-покрытие территорий становится достаточно равномерным. В 2018 году мы проводили опрос в Белгородской и Воронежской областях. По его результатам пользователями соцсетей и мессенджеров в городах с населением свыше 100 тыс. человек являются 76,3 % опрошенных, в малых городах и посёлках – 68,2 %, в сёлах – 68,3 %. Это несущественная разница. Есть заметные возрастные различия по интернет-пользованию, но и они через 15–20 лет будут практически нивелированы.
— Почему политики по всей стране шагнули в соцсети?
— Думаю, это обусловлено несколькими факторами: электоральной перспективой, заданными нормами, личным желанием получить дополнительный или альтернативный канал коммуникации с сообществом, когда формальные каналы не вполне эффективны.
Идеальный инициатор коммуникации в соцсетях – политик, в перспективе собирающийся участвовать в выборах, при этом понимающий, что для успешного переизбрания ему нужно не только выполнять функциональные обязанности, но и делать это максимально публично, а главное – соответствуя массовым запросам. Ну а если к тому же ведение аккаунта является модным трендом, задано руководством или служебными нормативами – это также повышает уровень соответствующей активности чиновника.
Куда податься?
YouTube – видеохостинг, который подойдёт практически любому бизнесу. Позволяет создавать более продвинутый видеоконтент.
«ВКонтакте» – широкий охват аудитории, подходит почти для всех тематик бизнеса, за исключением очень дорогих товаров.
«Фейсбук» – отличается деловой направленностью. Подходит для сложных тематик бизнеса, дорогих продуктов.
«Одноклассники» – здесь хорошо идут товары для дома и семьи, медицины, образования, кино, игр.
«Инстаграм» – позволяет создать контент на стыке фото, текста, видео и аудио.
Всё сказанное будет использовано против вас
Эту голливудскую фразу стоит запомнить, если начальник требует завести рабочую страничку в соцсети. Вы зарегистрировались, но как себя вести дальше? Мы выяснили это у специалистов.
1. У демократии есть тёмная сторона. Хейтерство (травля людей в Интернете) стало некоторой негласной нормой. Поэтому будьте готовы терпеливо реагировать на конструктивные выпады и игнорировать очевидные провокации со стороны недоброжелателей.
2. Используйте надёжные пароли, авторизацию с привязкой к номеру телефона. Чтобы потом не пришлось оправдываться: это не я, меня взломали. Или чтобы в определённый момент ваша страничка не превратилась в рассадник запрещённого контента. Поверьте, реабилитироваться в современном цифровом мире очень сложно.
3. Заведите инструмент для пометок. Это может быть даже обычный блокнот, где вы будете отмечать частоту упоминания проблемы. Отмечайте решённые проблемы и выделяйте первоочередные. Соцсети – это важный механизм, который работает, если его правильно использовать. Это не панацея и не замена ваших дел. Сам по себе полумёртвый профиль с возмущёнными комментариями не сделает вас популярным.
4. Будьте вежливы, но не переходите границу фамильярности. Вообще очень верно обозначить границы вокруг себя и просить подписчиков об этом же.
5. Вы в первую очередь человек. У вас есть семья, близкие, хобби. Не превращайте свою страничку в чисто рабочую, не выпячивайте своё старание. Может, руководство и оценит ваше рвение, но народу это быстро надоест. В итоге люди «забьют» на этот канал взаимодействия, а вы упустите возможность быть ближе к вашим избирателям/клиентам/подчинённым.
6. Официальный тон – не равно грамотная речь. Пишите просто, без бюрократических оборотов и аббревиатур.
7. Для большинства ваших подписчиков нет ничего скучнее отчётов о том, сколько гектаров свёклы собрано за сезон. Поэтому хоть иногда разбавляйте их живинкой: расскажите, как вы сходили за грибами или сколько окуньков поймали на рыбалке.