Как образ прекрасной половины человечества отображается в картинах русских художников
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
«Выход из тени. Женщины в истории русского искусства XVIII–ХХ веков» – так называется новая экспозиция в Белгородском государственном художественном музее. В очередной раз к нам приехали бесценные экспонаты из Русского музея, и это по традиции стало одним из главных культурных событий года в нашем регионе.
Формы женского присутствия
С 27 ноября по 21 февраля благодаря культурной платформе «Арт-окно» (проекту благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». – БП) белгородцам в третий раз за последние годы стали доступны шедевры из собрания Государственного Русского музея.
67 произведений отечественного искусства XVIII–XX веков работы крупнейших мастеров русской живописи Алексея Антропова, Константина Маковского, Алексея Венецианова, Бориса Кустодиева и многих других посвящены в этот раз Её Величеству Женщине.
«Тематика выставки напрямую связана с таким современным дискурсом, как роль и формы женского присутствия в русско-европейской культуре последних трёх столетий, – говорит научный сотрудник отдела русского искусства второй половины XIX – начала XXI века Русского музея Егор Могилевский. – Мы видим как парадные, так и приватные изображения, сдержанные по колориту и темпераментные, яркие. На этих полотнах – величавое спокойствие и душевные движения, модные костюмы и прозаические платья, разные жизненные ситуации и судьбы».
Выставка объединяет множество сюжетных и портретных образов женщины. На картинах соседствуют императрица и крестьянка, светская дама и гимназистка, балерина, актриса и председатель колхоза. Женщина – источник вдохновения, и лидер, и средоточие внимания, женщина-труженик, женщина-мать. Наконец, просто женщина как объект мужского обожания.
Женщины – победительницы
Факт: в русском искусстве женщины были в тени достаточно долго. До конца XVII века им, от княгини до крестьянки и монахини, в качестве творческой отдушины было доступно только рукоделие. И то лишь декоративно-прикладное, имеющее ценность для хозяйства, вроде домашнего или церковного шитья.
Но наступил XVIII век – «бабий век» на Руси. Чтобы женщины воцарились в искусстве, им нужно было сделать это на троне. Русские художницы пока не появились, но императрица Елизавета Петровна в 1757 году учредила Академию трёх знатнейших художеств при Императорском Московском университете. В 1764 году Екатерина Великая утвердила Устав, бюджет и штаты самостоятельно существующей Императорской Академии художеств.
Затем женщины воцарились на полотнах: от парадных портретов членов царских, дворянских семей до персонажей истории и мифологии, и современной художникам этнографии – всё чаще они обращались к образам крестьянок.
«Первые дамы стали посещать вечерние классы рисования при Академии ближе к середине XIX века, – рассказывает учёный секретарь БГХМ Алла Селютина. – Самые продвинутые и достаточные брали частные уроки рисования, ездили в художественные студии столиц Европы. Получаемый ими аттестат «неклассного художника» давал право преподавать и даже выставлять работы на конкурсы. С 1890 года женщины получили право становиться полноправными студентами Императорской Академии. Одной из первых студенток стала Анна Остроумова-Лебедева (1871–1955). Её работы представлены на нашей выставке».
Начало ХХ века – настоящий расцвет русского женского художественного творчества. Ну а советское искусство, и уж тем более художественная жизнь начала XXI века, изобилует яркими женскими талантами.
Справка
Государственный Русский музей – крупнейшее в мире собрание русского искусства. Он сам по себе представляет уникальный архитектурно-художественный комплекс в историческом центре Санкт-Петербурга.
Его основал и открыл 19 (7) марта 1898 года император Александр III. Основой собрания послужили произведения искусства и предметы, переданные из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, а также коллекции частных собирателей.
Сегодня коллекция музея насчитывает около 400 тысяч экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства более чем за 1000 лет: с Х по ХХI век. Русский музей – авторитетный научно-исследовательский, реставрационно-хранительский и методический центр для всех художественных музеев страны.
Образы в истории
«Она мне казалась прекрасною»
Алексей Антропов, написавший в 1753 году «Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны», впоследствии императрицы Екатерины II, был главным живописцем Святейшего Синода, академиком Императорской Академии художеств. Как говорят — придворный художник.
Но это звание досталось ему честным, упорным трудом. Он, как положено, долго учился, после чего безупречно выполнял поступавшие ему заказы — всё более и более солидные. Составил себе репутацию искусного мастера, отменного портретиста. И в этом качестве обратил на себя внимание императрицы Елизаветы Петровны.
«Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны был выполнен с «живописного образца» Георга Христофора Гроота, установленного и апробированного, — рассказывает Егор Могилевский. — По традициям русского искусства XVIII века, такое прямое заимствование не умаляло авторского достоинства русского мастера, который, не вступая в противоречие с моральными нормами того времени, подписывал работу своим именем. Тем более что задача не была чисто формальной, и художник всегда мог предложить новую интерпретацию, как в данном случае — Антропов явно усилил цветовое звучание».
Облик 24-летней Екатерины соответствует описанию, оставленному её матерью, княгиней Иоганной-Елизаветой Ангальт-Цербстской:
«На голове без всякого убора была лента, волосы без пудры, не было притом никаких драгоценностей кроме больших серёг и банта…она была бледна, благородный наряд возвышал её обычную белизну, и могу сказать, она мне казалась прекрасною».
Царице не понравился — но не беда
Владимир Боровиковский написал ту же героиню — уже спустя годы, в облике славной императрицы. Картина «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» была среди 26 произведений, которые в 1908 году передала Русскому музею великая княгиня Елизавета Фёдоровна.
На этом портрете Екатерина представлена не в царском ореоле, а как частное лицо. Она иногда называла себя «казанской помещицей». Опираясь из‑за ревматизма на трость, 65-летняя императрица прогуливается по аллеям Царскосельского парка. Она одета подчёркнуто просто: шлафрок (халат) с кружевным жабо и бантом, кружевной чепец. У ног скачет левретка.
«Только сдержанный жест, которым императрица, как бы невзначай, указывает на Кагульский (Румянцевский) обелиск из сердобольского гранита, напоминает о государственной значимости изображенной и о военной победе русских войск войне с турками», — поясняет Егор Могилевский.
Это вторая версия портрета, первая была сделана при её жизни, в 1794 году, на фоне Чесменской колонны. Императрице он не понравился, но общество и сам художник были другого мнения.
Не хотела, но пришлось
«Портрет Наталии Демьяновны Разумовой (Разумихи)», матери графов Алексея и Кирилла Разумовских, написал в середине XIX века неизвестный художник.
Разумовская в девичестве была Демешко, называлась также Розумиха или Розумова. Быть бы ей простой украинской крестьянкой, да сыновья «подсуетились». Старший, Алексей, в юности был видным парнем, хорошо пел в церковном хоре. В 1731 году полковник Вишневский набирал певчих для придворного хора, заметил его и забрал в Петербург. Там, под именем Алексея Григорьева, впоследствии Разумовского, он стал фаворитом Елизаветы Петровны — со всеми вытекающими безграничными благами для себя и для брата Кирилла.
«Алексей Разумовский был и заботливым сыном, не забывал многочисленную украинскую родню, — рассказывает Алла Селютина. — За матерью фаворита был отправлен особый нарочный, чтобы привезти её в Москву. По прибытии в Москву её нарядили, нарумянили, сделали модную, высокую прическу и повезли во дворец. Елизавета Петровна радушно встретила Наталью Демьяновну».
Но модные наряды и придворная жизнь не пришлись ей по сердцу. В 1742 году Розумиха покинула Москву, вернулась в Малороссию, жила в родных местах на одном из хуторов, пожалованных графу Алексею. И лишь на портрете осталась запечатлена в придворном облике.
«Врождённый вкус и добрый смысл»
«Можно сказать, что первыми женщинами-художниками в России были жёны императоров, — уверен Егор Могилевский. — Супруга Павла I Мария Фёдоровна (1759—1828, немецкая принцесса, София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская) занималась живописью, лепкой, вытачивала статуэтки из янтаря и слоновой кости, гравировала, резала камеи из камня и стекла. Уже в России она выучилась технике металлических отливок, изготовлению стеклянных паст и работе с воском. Детей в императорских семьях учили без поблажек. На учёбу отводилось восемь лет, нагрузка порой доходила до 48 учебных часов в неделю, и два урока рисования всё это время неизменно присутствовали в расписании».
На выставке в БГХМ у белгородцев есть редкая возможность увидеть живописную работу, вышедшую из‑под августейшей романовской кисти. Это величавый «Кучер Григорий» — в 1870 году его написала другая Мария Фёдоровна (1847—1928). Дочь короля Дании Кристиана IX Мария София Фредерика Дагмар волею европейских династических хитросплетений стала невестой цесаревича Николая Александровича, старшего сына Александра II. После внезапной и трагической смерти молодого наследника престола возникла привязанность между Дагмарой и великим князем Александром Александровичем, которые вместе ухаживали за умирающим цесаревичем. После коронации Мария Фёдоровна стала супругой, соответственно, императора Александра III.
Их сыном был император Николай II. Мария Фёдоровна при этом была вдовствующей императрицей, и после отречения сына вместе с младшей дочерью Ольгой и мужем старшей дочери Ксении великим князем Александром Михайловичем перебралась в Крым. Оттуда — в Великобританию, и уже оттуда — в родную Данию, где и жила до конца своих дней.
«Первый живописный опыт Мария Фёдоровна получила у своей матери, королевы Дании Луизы, которая сама неплохо рисовала и смогла воспитать в дочери вкус к живописи, — рассказывает Алла Селютина. — В России она брала уроки у известного русского живописца Алексея Петровича Боголюбова. Мария Фёдоровна владела живописным и графическим мастерством, писала маслом, акварелью, рисовала карандашом на бумаге».
Боголюбов в «Записках моряка-художника» вспоминает, как в течение семи лет был наставником Марии Фёдоровны:
«С удовольствием и без лести скажу, что она овладела колоритом и вкусом к краскам, марьяж которых понимала очень хорошо… Увлекаясь прекрасными видами, Государыня Цесаревна начала работать с натуры. Выбор её сюжетов меня всегда удивлял. Она сознавала очень хорошо, что с большим кругозором ей не справиться, а потому всегда делала уголки с ярко освещённою частью этюда в середине и тёмных по краям тонов. Всё это явно говорит о её врождённом вкусе и добром смысле».