Дождались! Почему пошёл не так капремонт дома в центре Белгорода
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
«Зашли бы вы в наш двор!» – предложили на сайте «Народная экспертиза» жители дома № 32 на Гражданском проспекте.
Их дом находится в нескольких метрах от популярной кофейни, но стоит свернуть в арку, как вместо ухоженных улиц увидишь огромные мешки со строительным мусором и покосившиеся скамейки, а в подъездах – дыры в стенах. Кажется, здесь продолжается не капитальный ремонт, а военные действия.
Они пришли…
Дом, построенный в 1960-х годах, стоит неподалёку от администрации Белгорода. Раньше он являлся одним из примерных домов, но в наши дни жильцам напоминает «обшарпанную хрущёвку». Его капремонт планировали на 2020 год.
Перед началом ремонта жители должны были провести общее собрание и выбрать перечень проводимых работ, но об этом знали не все жильцы.
«Уведомление отдали девушке, которая за три месяца ничего нам не сказала», – говорят жители седьмого подъезда.
По словам Юрия Амельченко, директора управляющей компании «Центральная», уведомление отдали одной из собственниц квартиры, потому что старшую по дому жильцы вовремя не переизбрали. Также уведомления развешивали у подъездов.
«Собрание проводили, было человек 20. Жильцы были не согласны с суммой, которую выделили на дом, и решение по нему не приняли. Мы были вынуждены обратиться в городскую администрацию о включении дома в программу капремонта, потому что сети находятся в крайне плохом состоянии, постоянно рвёт отопление, канализацию, плитка на фасаде отваливается. И администрация сама определила перечень. Чтобы сделать этот дом по‑нормальному, нужно было около 43 млн рублей. А дали чуть больше 25 млн рублей».
Жители хотели добавить в перечень замену окон и балконных плит, с которых сыпется штукатурка. Но было поздно. В паспорте проекта уже стояли даты: «Начало: март, окончание: октябрь». Рабочие завезли материалы только в апреле, а с июня начали основные работы.
«Мы чуть ли не с цветами и красной дорожкой их встречали. Дождались! Они пришли…»
Полтора землекопа
К Татьяне и Роману Фроловым пришли менять канализационные и отопительные трубы. Несколько месяцев они жили с метровыми дырами в полу, холодильником у кровати и стиральной машиной напротив неё. Их квартира находится на первом этаже. Супруги купили её восемь лет назад. Особенно им понравился зеленеющий двор, который теперь называют мусоркой.
«Всё началось с двух рабочих, или полутора землекопов, как мы их называем. Под окнами они разворотили мне клумбу с сортовыми цветами! Во дворе стояла пушистая сирень, а рабочий срубил и выгрузил на неё доски».
Пол в их квартире разворотили не меньше: под ламинатом находились канализационные люки, поэтому покрытие пришлось снимать. Роман вытаскивал их вместе с рабочими, из‑за чего у него воспалилась грыжа. За десятки лет люки сломались, и хозяева восстанавливали их за свой счёт. Закончив с канализацией, рабочие перешли к отоплению.
«В смете проходили трубы одной фирмы, а привезли другие. Грубо говоря, у вас должны быть зимние ботинки, а вам поменяли на осенние. Они тоже тёплые, но не настолько. И выдерживают меньше атмосфер давления, чем надо. А если прорвёт? Это же кипяток! А у меня дома ребёнок один. Мы пошли с письмом в Фонд содействия реформированию ЖКХ области и попросили сменить трубы. Подрядчики нам предлагали: «Давайте мы только вам поменяем. Вы все дорого нам обойдётесь». Конечно, первые трубы стоят в три раза дороже! Но если прорвёт у соседей, нам тоже достанется. Не знаю, как в других подъездах, но нам, на первом этаже, установили трубы с нужными характеристиками. И то немного хуже», – рассказывает Татьяна.
Около двух месяцев супруги отпрашивались с работы и вылавливали рабочих.
«А муж потом стоял над ними и подсказывал, как правильно ремонтировать. Унитаз сняли и не прикрутили. Они приходят, как варвары. Почему мы после капремонта ещё в ремонте?»
Ремонт в квартире Анастасии Гинды совпал с капремонтом дома, но претензий у девушки не меньше. Трубы в её доме тоже установили неправильно, а чтобы их переделали, супругам пришлось снимать наклеенные обои, натяжной потолок и напольную плитку. В середине октября Анастасия приехала в квартиру и увидела на полу две огромные лужи.
«У них новые трубы потекли. Стена на кухне полностью мокрая была, обои отклеивались. Через время пришёл рабочий, начал снимать батареи. Я сижу на диване и слышу, что за спиной льёт будто из шланга. А рабочий руками разводит. Воду перекрыли. Теперь ждём материальную компенсацию», – говорит Анастасия.
Чур меня!
Жителей второго корпуса эта участь постигла в июне. Рабочие разломали канализационные шахты, чтобы поменять трубы. Из‑за этого в подъездах, рядом с боковыми квартирами, появились большие дыры в стенах. Жителям центральных квартир повезло меньше – им проломили стены в ванных комнатах. Два с половиной месяца люди жили в таких условиях, пока не начали своими силами устранять последствия ремонта.
«Они дыры проломили и ушли. Две недели ждали их. После звонков и скандалов наконец трубы положили, но шахты не закрыли. В этом есть свой плюс. Теперь мы не тратимся на мобильную связь, если хотим поговорить с соседями, просто заходим в туалет, и нас слышат до пятого этажа», – рассказывают жители второго корпуса.
В некоторых подъездах коммуникации были открыты при входе в подъезд, и, чтобы добраться до квартиры и перейти через яму с трубами, нужно было пройти по деревянной доске.
Ремонт крыши жильцы называют бомбардировкой. Рабочие оцепили несколько подъездов и кидали с крыши трёхметровые доски. В первом корпусе дома крышу доделали, а во втором она до сих пор в некоторых местах застелена полиэтиленом. Из‑за чего у жителей пятых этажей были протечки.
«У нас тут будто идут военные действия! Но в этой бочке дёгтя есть одна ложка мёда. Они не успевали сделать отопление и прислали вторую бригаду из ООО «Статус-плюс». К ней нареканий нет. Почему на одних смотришь и радуешься, а про других думаешь: «Чур меня! Пронеси»?
Середина ноября. Во дворе лежат огромные мешки с мусором, трубы и стройматериалы. Большинство дыр во всех подъездах всё ещё не заделаны, некоторые из них неаккуратно зашпаклевали. К работам по закладке электросетей только приступают.
«Не сказать, что администрация не идёт навстречу. Куратор Александр Бутлов приезжает к нам два раза в неделю, разговаривает с подрядчиками и рабочими, они ему клятвенно обещают, что до понедельника всё будет сделано. И как только он уходит, рабочие, которые пол-лета курили на заваленных лавочках, расходятся. У них на всё один ответ: «Сложная экономическая ситуация в стране. Коронавирус. Мы же живём в России», – сокрушаются жильцы.
Другая сторона
На вопрос, почему работы начали на три месяца позже, куратор проекта от Фонда содействия реформированию ЖКХ области Александр Бутлов ответил, что виной тому пандемия коронавируса и недопуск рабочих в квартиры. А Александр Вивтюк, директор строительной компании «ИнвестПромЭлит», которая выступала подрядчиком и отвечала за выполнение работ, сослался на проверку администрации и также сложное взаимодействие с жильцами.
«Летом не все жильцы впускали нас в квартиры и не все могли отпрашиваться с работы. А ещё не все хотели пускать, потому что шахты обложили плиткой. А это общедомовое имущество, они не имеют право закладывать. На восстановление плитки не заложено денег в смете. Да, на первых этажах мы доставили людям неудобства. Но мы предлагали жителям этих квартир снять на время другое жильё за наш счёт. Трубы не успевали вовремя положить и потому, что долго согласовывали ремонт с магазином «Технопарк» (находится в здании дома. – Прим. ред.). Есть проект, который разрешает замену труб на более дешёвые, но по характеристикам не хуже. Иначе комиссия у нас не примет работу – и фонд не заплатит нам за ремонт. Почему они не рассказывают, что на совещании мы решили: если я сэкономлю, поменяю им окна во всех подъездах? Доски с крыши кидали, потому что во двор не могла заехать машина. При этом мы оцепили подъезды, и длилось это минут 10–15».
Вивтюк допускает, что во время работ трубы могли протекать из‑за ряда причин.
«Жалобы, скорее всего, оправданы. Но если какая‑то оплошность, мы сразу всё устраняем. Тепло мы дали вовремя. У некоторых унитазы в основании залиты бетоном. Конечно, мы их можем разбить. Но пожилым людям купили новые. Если кто‑то скажет, что они понесли ущерб, мы заплатим либо отремонтируем. Чтобы получить за работы деньги от фонда, мне нужно собрать не меньше 80 % подписей от жильцов. Если у кого‑то есть претензии, мне подпись не поставят. На ремонт я несу гарантию пять лет».
Подрядчик продлил срок выполнения работ по капремонту и должен закончить его до конца 2020 года. После капремонта управляющая компания проведёт косметический ремонт.
Во избежание подобных проблем в других домах директор управляющей компании «Центральная» советует жильцам не забывать переизбирать старшего по дому через каждые два года, активно участвовать в домовых собраниях и обращаться с жалобами в Фонд содействия реформированию ЖКХ.