Ношеное счастье. Чем торгуют комиссионки в Белгороде
О товаре, покупателях и прибыли комиссионных магазинов рассказывает «Белгородская правда»
-
Статья
-
Статья
В СССР комиссионки были чуть ли не единственным местом, где советский человек мог купить интересную вещь. Некоторые ходили туда как на экскурсию: посмотреть на фирменные джинсы, кроссовки, цветные телевизоры. Союз давно развалился, а комиссионные магазины живы.
В кризис они стали для многих палочкой-выручалочкой. Одни несут вещи, чтобы получить за них денежку, другие эти вещи покупают, чтобы одеться дёшево и сердито.
От хлама – до брендов
Если верить интернету, в Белгороде аж 58 комиссионок (в том числе продающих технику и книги). Условно их можно разделить на три группы: первые – с дешёвым, но, как правило, старым товаром; вторые дорогие, предлагающие люксовые бренды; третьи – универсальные, где есть и бюджетная одежда-обувь, и известные марки.
Недорогие комиссионки напоминают лавку старьёвщика. Сюда сдают всякую всячину: от шуб до статуэток. В подобные магазинчики в поисках сокровищ любят заглядывать ценители раритета. Цены здесь, как правило, довольно демократичны. За сапоги просят 300 рублей, за мельхиоровую ложку – 100, цена на серебряные украшения начинается от 200, натуральный жемчуг (его сдают в основном бабули) обойдётся в 600–800 рублей. Впрочем, иногда владельцы полагают: если во времена их молодости сервиз или хрусталь стоили дорого, то и сейчас можно просить по полной.
В люксовые комиссионки, если у вас в кармане меньше 10 тыс. рублей, заглядывать не стоит: цены кусаются. Сумка б/у может стоить как три пенсии – до 40 тыс. рублей. Ношеные пуховички обойдутся в 12–45 тыс. Основные клиенты таких точек – модники и те, кто ценит качественные вещи, но не может себе позволить их новыми.
Третья категория – комиссионки на любой кошелёк. Тут можно приобрести и детский комбинезон за символические 500 рублей, и сумку от-кутюр за 5 тыс.
Доступная мода
Заглянув в одну из универсальных комиссионок на Свято-Троицком бульваре, познакомились с её владелицей. Анне Собыленской 34 года. С отличием окончив вуз по специальностям «учитель географии» и «ландшафтный дизайн», выучилась ещё и на психолога. Работала проектировщиком коттеджей, гидом, участвовала в конкурсе красоты. Анна – многодетная мама (одному из троих детей нет и года), модель, заядлый путешественник, фотограф, благотворитель. А год назад Аня открыла модный комиссионный магазин:
«ИП началось с того, что бизнес мужа в локдаун в столице умер, и мы вернулись в Белгород. Мы вообще довольно часто переезжали. Жили в Старом Осколе, Питере, Москве. Вот и сейчас в который раз пришлось начинать с нуля. Супруг дал денег на оборудование, первая партия вещей на продажу перекочевала из моего гардероба (я ещё тот шопоголик!) и шкафов подруг».
— А дорогое удовольствие стать владелицей магазина?
— Недешёвое. Кажется, тут почти нет трат, а начни считать… Стеллажи – 36 тыс. рублей. Зеркало, шкаф, пуфик, примерочная – ещё тысячи 23. Пять манекенов, напольные стойки для вешалок, вешалки – тысяч 150 на оснащение ушло. Но это – не всё. Первые несколько месяцев, пока клиенты не узнали о нас, работали вхолостую. При этом платили зарплату продавцам (1 тыс. рублей в день минимум), налоги. Сломался кран, покосилась дверь – вызываешь мастера. А ещё – расходы на оргтехнику, рекламу (дорого, но без неё никак), бумагу для заключения договоров, визитки, ценники… Но самая затратная статья – аренда. За 58 «квадратов» ежемесячно отдаю 50 тыс. рублей. Аренда съедает 70 % прибыли.
В общей сложности мы вложили 500 тыс. рублей. Хотя бизнес этот невысокорентабельный. К примеру, уже восемь дней сидим почти по нулям. Конечно, выручка вырастет, если продавать вещи дороже. Но для меня это не только бизнес – стиль жизни. Не стоит тратить огромные суммы, чтобы одеться. Мода должна быть не только высокой, но и доступной. Я даже стала сдавать вечерние наряды напрокат. Плати комиссионке 10 % от стоимости платья и чувствуй себя королевой бала за недорого.
Дешевле, чем в магазине
За доступность влюбилась в комиссионку и Алёна. Была преданным клиентом, а потом устроилась тут продавцом:
— Нравятся добротные стильные вещи, но позволить себе люксовые бренды не могу. Поэтому стала поклонницей комиссионных магазинов. Узнав, что нужен сотрудник, пошла. Не ради денег – тут много не заработаешь. Скорее потратишь. Ведь у нас право первой ночи. Муж смеётся: «Ты туда шла, чтобы зарплату оставлять?» Но как не оставлять, если понимаю, что одеваю себя и детей в 10 раз дешевле, чем в магазине.
— Так уж и в десять?
— Смотрите, финская курточка на ребёнка у нас стоит 700 рублей. Новая такая же – 7 тыс. Или женский пуховик: у нас 3,9 тыс. рублей, а в интернете посмотрела – 24 тыс.! Согласитесь, в обычном магазине дублёнку за 1,5 тыс. не купишь, а в комиссионке можно.
— А как вы определяете, брать вещь на реализацию или нет?
— Ну, во‑первых, есть понятие сезонности. Летом шубы не актуальны, зимой – купальники. Во‑вторых, каждой вещи – своё время. Юбки времён ГДР когда‑то были хороши, но сейчас никому не нужны. И джинсы, приобретённые за границей 10 лет назад за баснословные деньги, уже не актуальны. Посмотрите, сколько обуви на каблуках! Её почти не берут. В моде удобство и минимализм. Та же молодёжь предпочитает бесполые наряды, оверсайз. Не принимаем мужские вещи: сильная половина человечества – редкие клиенты комиссионок. К вещам б/у мужчины относятся настороженно.
Что же касается качества, у нас глаз насмотренный: стоящую вещь видим сразу. Хотя встречаются и трудноотличимые подделки. Видите сумочку кожаную за 2 тыс.? Оригинал от этого кутюрье стоит 136 тыс. рублей. Когда нам принесли её на реализацию, закралось сомнение. Вроде всё хорошо, но у подкладки швы не такие, бирочка отсутствует. Перезваниваем владелице: это реплика или фирменная сумка? Признаётся, что не знает, сумку подарили. Начинаем уточнять, мог ли тот человек сделать дорогущий подарок? Оказалось, нет. Мы не вводим клиентов в заблуждение, объясняем, вот это сделано в Китае, а это – Италия. Вот эти туфли у нас стоят 5 тыс., а в магазине – 50.
В комиссионку – на разведку
Пока общаемся, в магазин заходит пожилая женщина, рассматривает брендовые сумки за 5–10 тыс. рублей. Но не плюётся от возмущения, как полагалось бы пенсионерке. «Не ваш клиент? Случайно зашла?» – спрашиваю Анну. Но хозяйка магазина считает, не стоит судить по внешнему виду. Иногда человеку нужно время, чтобы решиться на покупку.
К молодёжи, впрочем, это почти не относится. Увидев вещь в инстаграме магазина, они бронируют её и выкупают. А вот бабушки любят обзорные экскурсии. Берут длинные юбки, шапки, варежки, носки внукам. Вязаные вещи Аня находит в интернете и предлагает рукодельницам взаимовыгодное сотрудничество. Магазин становится площадкой, где мастерицы сбывают товар, а магазин получает за это 30 % комиссионных.
Если вещь – даже самая классная – за месяц не продалась, её возвращают хозяину. Ассортимент обновляется ежедневно, поэтому некоторые поклонники вещей б/у каждый день заходят на разведку.
Пересмотрите свой гардероб. Если за год вы ни разу не надели вещь, значит, от неё пора избавляться. Возможно, в комиссионке она обретёт нового хозяина.
Лариса Ульяненко