Спортсмен консервативен, снайпер самостоятелен
Чем спортивная стрельба отличается от боевой
-
Спортивная смена
-
Спортивная смена
Стрельба, пожалуй, первое, с чем ассоциируются армия и правоохранительные органы – без умения точно поражать цель делать там нечего. Тренер высшей категории по пулевой стрельбе из пистолета, подполковник МВД России в отставке Олег Колодезный много лет занимался организацией огневой подготовки сотрудников полиции и консультировал бойцов спецподразделений.
Запах пороха
В моё время уже в пятом классе школьники на уроках начальной военной подготовки разбирали и собирали автомат, стреляли из малокалиберной винтовки. В каждой школе был тир и оружейная комната. Было интересно – звук выстрела, запах пороха. Занимались и мальчики, и девочки.
До середины 1990-х в стране было много тиров, так как в СССР пулевая стрельба входила в оборонную концепцию страны. Многие владели первоначальной техникой исполнения – открытый прицел, мушка, целик, правильное нажатие и формирование меткого выстрела.
Спортивная стрельба стала развиваться в Союзе после успешного выступления нашей стрелковой сборной на Олимпиаде-1952. В стране стали делать своё спортивное оружие, что дало толчок сразу двум направлениям – военно-патриотическому воспитанию и развитию спорта. Появились стрелковые клубы, а за ними и спортивные школы.
Техника и тактика
Техника подготовки в правоохранительных органах и армии, и в спорте разная. Даже высококлассный спортсмен не покажет высокие результаты в стрельбе на поражение в боевых условиях. Иногда СМИ называют спортсменов-пулевиков снайперами. Но снайпер – это совсем другая концепция подготовки: там важно уметь маскироваться, выбирать тактическое положение, часами находиться в неподвижном состоянии, заходить на точку и оставаться на ней незамеченным, сделать выстрел и незаметно скрыться.
Снайпер самостоятельно выбирает расстояние до цели, учитывает поправку на ветер и её движение. Спортсмен же консервативен – у него постоянное расстояние до мишени, технология рассчитана на умение попадать пуля в пулю, в чём и заключается его мастерство.
Спортивная стрельба делится на дисциплины «винтовка» и «пистолет». На спортивной винтовке есть диоптрические кольцевые прицельные приспособления, которые не используются в боевом оружии, а оптический прицел снайперской винтовки не применяется в олимпийской спортивной стрельбе. В боевом оружии больше распространён открытый прицел, а изготовка в стрельбе из спортивной винтовки подходит для стрельбы из автомата и снайперской винтовки.
Характер для спецслужб
Пулевой стрельбой человек может начать заниматься с восьми-девяти лет – он уже отвечает за свои действия. И это доступный вид спорта: его можно осваивать, когда ты способен удерживать винтовку (7 кг) или пистолет (1 кг). В стрельбе и генералы могут соревноваться с рядовыми, а молодые сотрудники – с опытными. Это оптимизирует боевую подготовку.
Спортивная стрельба воспитывает пунктуальность, психическую дисциплину. В ней совмещены интеллектуальная деятельность и взаимодействие вестибулярного аппарата с умением вытерпеть секунды дискомфорта. Это не сдача норм ГТО, где сделал пять выстрелов и свободен. В спорте упражнения длятся по два часа и дольше. Статические и психические нагрузки совсем другие. Есть скоростные упражнения, где нужно с результатом поразить пять мишеней за четыре секунды. Поэтому мастерский уровень в любом виде спорта – исполнение на пределе возможностей.
В нашем виде спорта происходит естественный отбор. Человек, не отвечающий за свои действия, не поддающийся прогнозу и который требует постоянного контроля, не сможет заниматься стрельбой.
Как и в правоохранительных органах, система выбирает себе подобных. Стрелки – консервативные и скрытные люди. Уже в подростках можно увидеть будущих сотрудников спецслужб – они понимают всю серьёзность своих поступков. Спортивное оружие, которое при нарушении мер безопасности может убивать, формирует принципы поведения и характер.
Поездки на соревнования по стране у нас проходят с собственным инвентарём. Спортсмены-стрелки в общении с пассажирами ведут себя как разведчики, а в других видах спорта это всегда эмоциональная компания, и весь вагон знает, кто они и куда едут.
Несопоставимое напряжение
Стрельба в правоохранительной сфере направлена на поражение цели, а не на результат. Поэтому технологии обучения акцентированы на применение огнестрельного оружия для защиты жизни – чужой и своей. Пистолет – оружие ближнего боя, поэтому он чаще всего используется сотрудниками.
Для спецподразделений задачи сложнее и оружие у них разнообразнее: для бесшумной стрельбы, с бронебойными патронами, для поражения целей на километровых расстояниях. Характер личного состава требует высочайшей стрессоустойчивости и профессионализма.
На соревнованиях не прочувствовать такого напряжения – как в случае угрозы жизни. Спортсменам нужна соревновательная практика, а бойцам – боевая. Они приобретают её через многократный личный опыт, когда под звук пролетающих пуль нужно выполнить задание.
Адреналин мешает
Довольно долго проводился турнир памяти сотрудника белгородского СОБРа Геннадия Мишенина, погибшего на Северном Кавказе. В нём участвовали все спецподразделения правоохранительных органов региона, привлекались отряды из ЦФО и приграничных областей Украины. Упражнения были динамическими и на ограниченное время, направленные на качество результата, а не просто на поражение. Бойцы говорили, что соревноваться для них сложно – при пульсе 120 ударов в секунду адреналин мешает точно стрелять.
Когда организовывали сборную команду УВД для участия в ведомственной спартакиаде, на стрельбу желающих было больше, чем на бокс и рукопашный бой. В середине 2000-х наши сотрудники занимали на чемпионате МВД по снайперской винтовке 3-е место среди всех субъектов РФ.
На службе я проводил занятия и для руководства УВД. Генералов учить тяжелее – они люди серьёзные, им трудно что‑то навязать. Я привык объяснять доступно – главное, чтобы услышали и поверили в правила меткого выстрела.
Скромная задача
До середины 1990-х регулярно проводились чемпионаты Вооружённых сил, я сам на сверхсрочной службе выступал. Были чемпионаты СССР по ведомствам – все они имели профессиональных спортсменов, которые находились на должностях в спортивных обществах. Ещё были соревнования по родам войск, и каждое ведомство проводило собственные турниры по республикам. Помимо боевой стрельбы, там были упражнения олимпийской программы. Эта машина крутила всю спортивную жизнь, ведь соревнования проводились по многим видам. Думаю, что восстановление этой практики привело бы к всплеску интереса к спорту в армии, правоохранительных органах и обществе в целом.
С 1995 по 2011 год я служил в УВД по Белгородской области. Объяснял в том числе и снайперам, как через психологию повысить меткость. Вообще испытал все спецсредства. Однако моя задача очень скромная: можно рассказывать про технику исполнения, но всю нагрузку на своей шкуре в боевом состоянии уже будут испытывать практики.
Профессиональной тренерской деятельностью занимаюсь с 2012-го, с 2014-го года я тренер высшей категории. Тогда мои воспитанники стали входить в состав сборной России. Из тех, кто добивался успехов на международных турнирах, отмечу Александру Николаенко, Романа Солошенко, Анастасию Шадах. Сын Владислав тоже занимается стрельбой – в 2018 году он победил на первенстве России.
Когда твой спортсмен стоит на пьедестале, поднимается флаг России и играет гимн – это дорогого стоит. Понимаешь, что раскрыл человека и его способности.