Не мужских рук дело. Что общего между Белгородской областью и Дагестаном
![Не мужских рук дело. Что общего между Белгородской областью и Дагестаном Не мужских рук дело. Что общего между Белгородской областью и Дагестаном](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/01/f5/01f53112-fed0-4d06-a7f6-4072c3045f82/32_glavnaia.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Аул Балхар – один из интереснейших в Дагестане. Он известен народными промыслами и прежде всего как крупный центр расписной керамики – настоящая дагестанская Борисовка. Об этом рассказывает выставка из Дагестанского музея изобразительных искусств, которая открылась 9 октября в Белгородском художественном музее.
Не прикасаться
Расположен Балхар в Акушинском районе горной республики, в живописной котловине между двумя вершинами. Там протекает река Сана, неподалёку есть запасы глины: всё, что нужно для развития промысла. Плюс умелые руки балхарских мастериц.
«Гончарное ремесло в нашем Балхаре – занятие исключительно женское, – рассказывает куратор белгородской выставки, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства дагестанского музея Джамилат Раджабова. – Хотя есть легенда о том, что первым человеком, вылепившим из местной глины кувшин, был мужчина по имени Калькучи. Но у женщин-балхарок, которые стали за ним повторять, сосуды получились лучше и красивее. С тех времён мужчинам запрещено даже прикасаться к гончарному кругу».
Древность происхождения балхарской керамики отмечают многие исследователи. Но известно точно, что во второй половине XIX века балхарцы снабжали керамическими изделиями весь горный Дагестан.
![Джамилат Раджабова / Фото: Владимир Юрченко Джамилат Раджабова](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/69/ec/69eca43b-542c-4643-b64f-e229e8db964c/32_3.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Жюллагь и чара
Производственный процесс балхарской керамики долгие годы сохранялся в неизменном виде. Рабочую массу глины месят ногами под мелодичные старинные песни. Изделия формируют на ручном деревянном гончарном круге жюллагь путём наращивания глиняных жгутов. Готовое, чуть высохшее изделие подвергается лощению – своего рода полировке с помощью тупого лезвия металлического ножа.
На подготовленную гладкую поверхность наносится ангобный орнамент. Ангоб (покрытие из жидкой глины, которое наносят на поверхность сырого или обожжённого изделия для создания художественного и рельефного рисунка. – БП) получают из местной глины белого и красного цветов.
После полной просушки в тени изделия проходят ещё один очень ответственный этап – обжиг в купольной печи чаре. Сохранился также древний обычай увенчивать чару коровьим или бараньим черепом с рогами для более благополучного процесса обжига.
«Топливом у нас служит кизяк, потому что вблизи Балхара нет леса, – объясняет Джамилат Раджабова. – При его сгорании происходят окислительно-восстановительные реакции, из‑за которых местная керамика приобретает разные цветовые оттенки: от светло-терракотового до серого».
![Не мужских рук дело. Что общего между Белгородской областью и Дагестаном - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/2d/3d/2d3ddc6e-2a3a-40bb-8584-364952988a0f/32_1.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Форма и роспись
«Прелесть балхарских изделий в очень интересной и самобытной росписи, которая подчёркивает красоту формы предмета, – продолжает рассказ куратор выставки. – К сожалению, многие старинные формы на сегодня уже утрачены, и только в музейных или частных коллекциях есть возможность их увидеть. В Дагестанском музее изобразительных искусств собрана богатая коллекция керамики. Хронологически она охватывает периоды с первой половины ХIХ века до наших дней. Более всего ценятся изделия, которые условно можно назвать «старым балхаром». Это исчезнувшие ещё в начале ХХ века редкие кувшины и сосуды для хранения продуктов: многоручные кувшины разных размеров, кувшины вараки с зооморфной стилизацией горловины».
В больших напольных сосудах какви хранили зерно, муку и сухофрукты, замачивали груши. Их шаровидное сверху тулово плавно переходит в коническую форму в нижней половине. Орнаментальный ряд росписи в верхней широкой части составляют знаки плодородия и вечности: треугольные элементы и ромбы, S-образные и спиралевидные элементы.
«Со второй половины ХХ века традиционный ассортимент изделий меняется, появляются новые формы, и в росписи большее предпочтение отдаётся белому цвету, – объясняет Джамилат Гитиномагомедовна. – Орнамент трансформировался из геометрического в растительный, иногда сохранял древние знаки».
![Не мужских рук дело. Что общего между Белгородской областью и Дагестаном - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/95/ce/95cef606-515c-42b9-9b58-c3fb2a8a1e5b/32_4.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Всё началось с игрушки
С 1970-х годов самостоятельным видом местной керамики стала балхарская глиняная игрушка.
«По преданию, с игрушки‑то в Балхаре всё и начиналось, – делится Раджабова легендами. – Тот самый Калькучи подсмотрел возможности местной глины у детей, которые играли у озера и лепили игрушки из береговой глины. Во главе нового направления стояла мастерица Зубайдат Умалаева. Её композиции – это образы и сюжеты из народных сказок, изделия, посвящённые трудовой деятельности мастериц, – лепка, обжиг, разгрузка печей».
Вместе с тем и само селение Балхар стало в XX веке объектом художественного исследования. Кроме производства керамики, «визитной карточки» аула, в Балхаре было широко распространено и безворсовое ткачество, и производство войлочной обуви, украшенной золотым шитьём.
![Не мужских рук дело. Что общего между Белгородской областью и Дагестаном - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/61/74/6174380f-b4ee-4df1-afe9-8d1b0fc445a8/32_6.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Аул – памятник
Одарённые тонким художественным чутьём балхарцы умели ценить красоту не только керамических изделий. На фотографиях, сделанных в Балхаре, туристы запечатлевают резные камни в кладке домов, резную мебель.
«В домах балхарцев, как и многих национальностей Дагестана, существовали кунацкие – комнаты для гостей, представляющие собой маленькие музеи тех предметов быта, которые ценились и которыми украшали интерьер своих домов горцы. Деревянные диваны и учалтаны, дагестанские ковры и гладкие балхарские паласы гитта на стенах, подвешенные под балку керамические кувшины были непременными атрибутами этих комнат», – рассказывает куратор выставки.
Студенты и преподаватели Дагестанского художественного училища и художественно-графического факультета ДГПУ с удовольствием пишут современный Балхар и его жителей. Хронология представленных в Белгороде художественных произведений очень обширна: начиная от акварелей конца 1920-х годов, которые создал классик дагестанского искусства Муэддин-Араби Абдул-Меджидович Джемал, до работ наших современников.
Между тем и Белгороду есть чем похвалиться перед дагестанцами. Кроме того, что у нас есть свой Балхар – вышеупомянутая Борисовка, на Белгородчине создают и глиняные игрушки. Сотрудникам Дагестанского музея искусств преподнесли игрушки народных мастеров России Елены Абрамовой и Оксаны Рощупкиной из Старого Оскола.
Сотрудничество Белгорода и Дагестана керамикой не ограничивается. В 2021 году в областном центре запланирована выставка дагестанских ковров.
![Не мужских рук дело. Что общего между Белгородской областью и Дагестаном - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/d2/db/d2dbf825-1c56-46c4-b8d6-009b1ddbd4e2/32_7.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)