Виталик, не пялься! Что белгородцы пишут в жалобных книгах
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Не все пишут отзывы в Интернете. Ещё неутомимый Антон Чехов называл книгу жалоб «пробой пера». В век комментариев и лайков этот рудимент советской эпохи упорно держит оборону против прогресса.
Мы прошлись по точкам бытового обслуживания и собрали самые забавные записи клиентов. Орфография и пунктуация – авторские.
Ябеда-корябеда
Кладезь гневных отзывов – придорожные кафе. В первом же заведении натыкаемся на крик души ревнивого мачо:
«Ваш официант Виталик пялился на мою девушку и недвусмысленно предлагал бесплатный чай! А мне не предлагал!»
Реакция администрации бесценна:
«Уважаемый клиент! Сообщаем об административных мерах, принятых в отношении Виталия Ш. Стоимость чая вычли из зарплаты провинившегося, а о случившемся инциденте сообщили его супруге Елене Ш. С полной ответственностью заявляем, что Елена Ш. полностью справилась с поставленной воспитательной задачей».
Пролистываем пару страниц и выясняем секрет неслыханной щедрости Виталика:
«Борщ с мясом за 280 рублей был без мяса! А чай явно разбавили водой из унитаза! Официант отказался дать жлобную книгу!»
И чуть ниже:
«Надеюсь, что вашей шаурмой вас будут кормить в аду».
IQ в сантиметрах
Встречаются и милые поводы, побудившие взять в руки «жлобную книгу». В одном из сельских магазинов – скромная просьба от строго засекреченного поклонника:
«Даите маей маме сто тыщ милыонав, она веть хорашо работает. Не скожу кто».
Есть и откровенно хамские отзывы:
«Скажите вашему парикмахеру, что два сантиметра – это размер её айкью, а не то, что она мне отпанахала!» Подмывает спросить, сколько это в килограммах.
«Официант Анастасия подходила только к столам с большим количество людей (рассчитывала на чаевые) или к столам с мужичками (не знаю, на что надеялась…)»
Железобетонную женскую логику веско закрепляет отзыв в алкомаге:
«Не продал сигареты без паспорта, а мне ведь 36 лет. Ещё и подмигивал. Спасибо!»
И добивающий апогей от леди с почерком врача:
«Я ему говорю Официант! А он вернулся из туалета и сел кушать за соседний столик! Я ему говорю: а я? А он: а я здесь не работаю. Это что у вас за бардак?»
Книга Ж
В ряде случаев не нужно быть графологом, чтобы понять: писатель налегал не на суп.
«Отец Василий вежлевый быстрый и очень вежелвый. Я ушёл с Животом. Премию ему!»
«Фёдор – лучший посетитель!»
«Шашлык – фу! Где моя сдача? А жена где?»
«У вас даже Книга Ж в каких та мурашках! И скатеря тоже».
«Было нормально, но с официантом Евгением было не очень хорошо».
«Никого не трогал, ел сушёную воблу, а меня погнали в шею, ещё и руками. Больше никогда не приду в ваш ресторан».
Хочу «Угонщицу»!
«Дайте жалобную книгу!» – требовал герой одноимённого фильма Эльдара Рязанова от хамоватой официантки ресторана «Одуванчик». Современный клиент предпочитает голосовать рублём, а нарушение скорее снимет на камеру телефона. Тем не менее мы решили последовать примеру киногероя и запросили книгу отзывов в 32 организациях общепита региона.
В 18 её выдали беспрекословно, в семи сначала испуганно спросили: «А зачем?» В остальных пытались подсунуть пустой гостевой блокнот, ссылались на поздний час, отговаривались: «её клиент порвал», «на проверке» и т. д.
Бармен-стажёр ночного заведения в центре города уверял, что она в сейфе, ключи от которого «шеф носит с собой, а сейчас он спит». То ли бармен – взломщик со стажем, то ли шеф проснулся в поту от упоминания, но через пару минут книгу всё же принесли. Судя по её заляпанной обложке и отзывам, бар борется за звание заведения с высокой культурой обслуживания:
«Установите шпинагалет и стульчак, а то 21 век. Отчёт пришлите мне на вайбер».
«У вас стол шатается, а администратор предложил подложить туалетную бумагу, это что за колхоз?»
Ну и как обычно, на вкус и цвет…
«Почему играет одна попса? А где классика? «Угонщицу» Аллегровой включите, и все будут танцевать».
Лазит по пятам
В сетевых магазинах львиная доля жалоб – на расхождение цифр в ценнике и выбитом чеке.
«Картофель по 19, а на кассе по 22. Нельзя так!!!»
«Выражаю возмущение профессиональной неосведомлённостью кассира. На вопрос уточнения стоимости продукта сильно подорвала моё здоровье».
Или – на неучтивость сотрудников:
«Ваш… Александр, наверное охранник, лазит по пятам за покупателями и действует на
нервы!»
«Сегодня, во время моего разговора по телефону с матерью, которой нельзя покидать дом в связи с эпидемиологической ситуацией, о списке продуктов, мне нахамила ваша сотрудница («Уткнутся в свои телефоны и нифига не видят, что они там только делают»)».
Оказывается, у жалобных книг есть свои почётные орденоносцы:
«К нам ежедневно приходит дедушка, берёт книгу отзывов и пишет в ней стихи и поздравления. Он всегда очень вежлив, для всех наготове держит комплимент, это очень поднимает настроение», – поделилась кассир магазина в Шебекино.
И напоследок тоже позитивное, но уже явно молодёжное:
«I’ll be back» (в переводе с английского «я вернусь») – крылатая фраза, которую произнёс Арнольд Шварценеггер в фильме «Терминатор».
Кстати
Из‑за пандемии Роспотребнадзор обновил правила работы парикмахерских и салонов красоты. Теперь для них станут обязательными электронные жалобные книги, где разочарованный качеством услуг клиент сможет выпустить пар. Причём ссылка на сайте организации должна располагаться так, чтобы не пришлось её долго искать. Хранить записи в цифровой жалобной книге придётся полгода. Удалить негативный отзыв раньше можно лишь в том случае, если клиент выругался или осыпал сотрудников оскорблениями.
Де-юре
- За отказ в предъявлении книги отзывов и предложений должностному лицу может грозить штраф до тысячи рублей, руководителю – до десяти тысяч. А за отсутствие таковой – штраф до 30 тысяч рублей для юридических лиц.
- Есть два основных документа, на которые может сослаться покупатель. Это закон «О защите прав потребителей» и постановление российского правительства № 55 от 1998 года («правило торговли»).
- Ответить на вашу запись могут тремя способами. Если вы указали электронный адрес – придёт письменный отчёт, если телефон – позвонят и расскажут о принятых мерах. Не указали никаких данных – отреагируют в самой тетрадке.
- Если на замечание не ответили – пишите претензию магазину, а если проигнорируют – в Роспотребнадзор.
Где можно требовать жалобную книгу:
- в розничных магазинах;
- кафе и ресторанах;
- автосервисах;
- аптеках;
- больницах и поликлиниках;
- парикмахерских и салонах красоты;
- музеях;
- на вокзалах и в аэропортах;
- в управляющих компаниях;
- на почте;
- в банках;
- санаториях и детских лагерях.