Пока Илон Маск спал. Что можно увидеть на загородном астровыезде
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Август – пора звездопадов. Горожанам, в отличие от деревенских жителей, вся красота звёздного неба не видна из‑за индустриальной засветки. Какие звёзды, когда кругом фонари, огни реклам и свет из окон многоэтажек?! Разве что Луной иногда полюбуешься да Полярную звезду на небе найдёшь. Но о медведицах даже не мечтай. А если всё же мечтаешь – добро пожаловать на один из загородных астровыездов, которые организуют белгородские астрономы-любители.
Поймали комету
Точка сбора – посёлок Комсомольский, время – 10:30 вечера. Оттуда несколько километров едем сперва по асфальту, а потом по дико пылящей грунтовке вдоль поля спящих подсолнухов. Доехали, вышли, подняли глаза к небу – и ахнули.
— Мам, смотри, комета! – разорвал густую тишину детский шёпот. И все отмерли: зашевелились, заговорили вполголоса и двинулись в сторону меловой горы, под которой угадывались очертания двух огромных телескопов.
«Смотрим на комету, затем я провожу экскурсию по созвездиям, и дальше будем наблюдать различные объекты на небе: планеты, туманности, галактики», – расписывает программу наш проводник в звёздный мир Антон Боровской.
Ещё в детстве Антон увлёкся астрономией, зачитывался книгами про космос. Год от года тяга к наблюдениям за ночным небом только укреплялась: в арсенале у парня сперва появилась подзорная труба, а затем телескоп. Общение с единомышленниками на астрофоруме, личное знакомство с белгородскими любителями астрономии вылились в конечном итоге в организацию тематических «Вечеров тротуарной астрономии» в 2012 году. На этих встречах все желающие белгородцы могут полюбоваться Луной и звёздами в телескопы.
Первый объект для наблюдения – комета NEOWISE. Зафиксированная космическим телескопом ещё в марте, к середине июля она предстала на ночном небе во всей своей хвостатой красе, видной даже невооружённым глазом.
«Лучше всего её видно в астрономический бинокль. А в телескоп хвост не помещается, у него ограниченное поле зрения», – рекомендует Антон.
Вообще, кометы – это огромные ледяные глыбы, которые не летят по небу, как многие думают, а вращаются вокруг Солнца по очень вытянутой орбите. Наша относится к самым интересным – долгопериодическим: она прилетела из внешней области Солнечной системы и снова её можно будет увидеть лишь через семь тысяч лет.
Инопланетяне на аварийке
— Ярик, посмотри ещё раз внимательно. Через семь тысяч лет только прилетит! – раздаётся из темноты.
— А вон там что мигает? – спрашивает в ответ мальчик.
— Это инопланетяне встали на аварийке, сынок! – шутит мама.
— Это спутник летит, – поясняет Антон. – Если звёздочка движется – это спутник, а не инопланетное вторжение, не переживайте.
— А может, это Илон Маск летит? – не унимается ребёнок.
— Илон Маск дома спит, – отрезает его мама.
Люди по очереди подходят к наведённым на комету телескопам. А Антон продолжает астрономический ликбез.
«Некоторые путают кометы с метеорами. Звёздочка упала – думают, что это комета пролетела. Падающие «звёздочки» – это метеоры. Это какая‑то песчинка либо камешек влетает в атмосферу Земли и от трения сгорает, а мы видим след. Влетел большой булыжник, не сгорел в атмосфере и упал на землю – это уже метеорит. А если вы видите звёздочку, которая вспыхивает, а потом резко гаснет – это спутник послал вам солнечный зайчик своими панелями», – поясняет он.
Над нашими головами как раз пролетает МКС: опознать её легко – она самая яркая. Период вращения вокруг Земли – 1,5 часа, высота полёта – всего 400 км.
Не огурцы в банке
Участники астровыезда по очереди смотрят в окуляры телескопов. Внутри сложных механизмов мерно гудят вентиляторы, не дающие запотевать зеркалам.
— Ртом старайтесь не дышать, когда смотрите – из‑за влажности окуляры тоже могут запотеть и придётся отогревать, – советует Антон.
— Ой, а почему хвост кометы в другую сторону смотрит? – интересуется кто‑то.
— Телескоп даёт зеркальное изображение. Но в космосе нет верха и низа, поэтому это не принципиально для наблюдения за космическими объектами, – поясняет Боровской.
Его «махина» – 300-миллиметровый телескоп Ньютона на монтировке Добсона с ручным наведением – стоит более 100 тысяч рублей. Но покупать новую технику для наблюдения за небесными объектами астроном-любитель не советует: дороже на треть, а разницы никакой. Телескоп не огурцы в банке, не портится: проверил, что всё цело и крутится, – бери б/у на барахолке астрофорума. Лучше уж потратиться на аксессуары – окуляры, фильтры (тоже недешёвые).
Для Боровского астрономия, по его собственному признанию, хобби сродни рыбалке, которое не связано ни с его образованием, ни с работой.
«Я люблю наблюдать за небом. Да, оно статично, галактики никуда не деваются, но бывают различные астрономические явления: появляются кометы, случаются затмения, планеты сближаются или покрывают друг друга. Поэтому мне не надоедает и во время наблюдений по ночам не хочется спать. Мне нравится находить разные галактики по звёздным картам. Потому что, наводя телескоп вручную, ты изучаешь не только созвездия, но и расположение различных небесных объектов. А ещё в этом заключён спортивный момент: есть такие либо редкие, либо труднодоступные явления, что надо ещё извернуться, чтобы их увидеть».
Пляшем от Большой Медведицы
Экскурсия по созвездиям начинается со знакомых всем с детства медведиц-ковшей: больших и малых. Потом – Кассиопея, Цефей, Персей. Луч лазерной указки в руке Антона улетает ввысь и обрисовывает границы созвездий.
«Вся небесная сфера в 20-х годах прошлого века на Международной астрономической конференции была поделена на 88 созвездий. Их границы параллельны линиям север-юг или запад-восток. Но мы будем запоминать созвездия как рисунки звёзд», – поясняет гид.
И мы запоминаем: вот «факел» Волопаса, «бантик» Стрельца, «колокол» Змееносца, а там «гигантская улыбка» Козерога и веер из трёх звёздочек – частично зашедшее за горизонт созвездие Скорпиона – полностью его можно увидеть в южных широтах Краснодара и Крыма.
«Наша Галактика – спиральная, состоит из 100 миллиардов звёзд и имеет диаметр 100 тысяч световых лет. Мы находимся примерно на половине расстояния от её центра до внешних слоёв. Галактика представляет собой плоский диск с выпуклой частью посередине. Когда мы смотрим на Млечный Путь, то бросаем взгляд в плоскости этого диска», – продолжает урок астрономии Антон.
Звёздные дома и бродячие планеты
После экскурсии по созвездиям телескопы наводятся на рассеянное и шаровое звёздные скопления и туманность Андромеды – ближайшую галактику, отдалённую от Земли на 2,5 млн световых лет. Она лежит к нам почти ребром. Все по очереди заглядывают в окуляр телескопа, силясь рассмотреть не только яркое ядро, но и два спутника Андромеды.
«Попробуйте задействовать боковое зрение: не смотрите прямо на объект, который хотите разглядеть – и он станет ярче. Такова особенность нашего зрения», – советует Боровской.
Есть! Вот они, спутники: туманная звёздочка выше центра и маленькое пятнышко внизу, почти у обреза зрения. А вот у галактики Водоворот не получается увидеть ни намёка на спиральную структуру. Она видна лишь на астрофото (когда один и тот же объект снимают с большими выдержками, а потом полученные кадры соединяют и получают изображение). Человеческий глаз, увы, так не умеет.
Наступает черёд планет: телескопы по очереди нацеливаются на Юпитер, Сатурн и Марс.
«Советую вам каждую планету смотреть хотя бы полминуты. Потому что атмосфера всё время в волнении и нужно схватить «окно», когда она успокоится, – тогда будут просматриваться отдельные элементы», – говорит Антон.
У Юпитера, например, это тень от одного из трёх спутников планеты, который проходит перед ней. А ещё они с Сатурном сейчас сближаются, поэтому видны на небе рядом. В декабре произойдёт их соединение, когда они будут видны пару дней в одном поле зрения на большом увеличении – такое бывает раз в 60 лет!
…Постепенно люди разъезжаются. Ждать Марс и Луну с Венерой, которые Антон пообещал в третьем часу ночи, остаются единицы. Мы с фотографом тоже основательно продрогли – оказывается, глубокой ночью в июле можно вполне серьёзно мечтать о пуховике. Прощаемся. Бросаю напоследок взгляд в небо – там как раз падает звезда. Точнее, метеор. Гаснет мгновенно, поэтому загадать желание не успеваю. Да и незачем: сегодня сбылось даже больше того, о чём можно только мечтать.