По закону военного времени. В Алексеевке перезахоронили сына полка
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Мальчик лет 10–12 погиб на окраине города зимой 1943-го. По рассказам очевидцев, уже после того, как Алексеевку освободили от немцев, он подорвался на мине. Почти через 80 лет после смерти его похоронили рядом с теми, кто усыновил его по законам военного времени.
Спасибо сюжету
Ровно столько же в Алексеевке живёт легенда о сыне полка, подтвердить или опровергнуть которую невозможно. О мальчишке из рассказов местных жителей было известно, что его, сироту, подобрали в 1943 году под Воронежем бойцы одной из советских частей.
В 2012 году сюжет о могиле сына полка сняли корреспонденты телерадиокомпании «Мир Белогорья». Тогда наши коллеги отыскали мужчину, который стал первым ухаживать за могилой неизвестного мальчишки. Местному жителю Анатолию Овчаренко зимой 43-го было шесть лет. Он видел, как погиб сын полка и как солдаты его похоронили.
«Пришли с оружием, зарыли, установили гробничку, памятник. Всё, как положено. Просалютовали три раза и поехали дальше, – рассказывал Анатолий Дмитриевич восемь лет назад телевизионщикам».
Этот самый памятник (вроде бы крест, вспоминали старожилы) был деревянным. И имя мальчика на нём было, но стёрлось от времени. С годами крест сгнил, и о том, что под его остатками могила, напоминал лишь холмик земли. Новый памятник, хоть и небольшой, сделал сам Анатолий Овчаренко. Он и ухаживал за захоронением безымянного сына полка.
А ещё помогали местные школьники. Подкрашивали ко Дню Победы памятник с красной звездой на вершине и надписью «Здесь похоронен сын полка. Погиб – 1943 г.», оградку, сажали цветы. О могиле сына полка на окраине Алексеевки из телесюжета узнал горожанин Артём Шеломиенко.
Верная версия
К сожалению, Анатолия Овчаренко в живых он уже не застал. Расспросил жителей улицы, на которой стояла могила, искал информацию в доступных электронных архивах. Потом обратился за поддержкой в администрацию Алексеевского городского округа, к митрополиту Белгородскому и Старооскольскому Иоанну.
Захоронение сына полка открыли в середине мая поисковики из Губкина. Руководитель поискового патриотического клуба «За Родину!» Александр Юдин вспоминает: руководствовались живущей в Алексеевке легендой, что похоронен мальчишка примерно такого возраста. И она оправдала себя. Но, к сожалению для поисковиков, ничего, что помогло бы установить его имя и фамилию, в могиле найти не удалось.
«Трудно предположить, какого возраста, но однозначно ребёнок, – рассказал Юдин. – В могиле нашли фрагменты обмундирования – кусочек портупеи через плечо. Обуви не было, металлических пуговиц с советской символикой тоже. Были только пластмассовые пуговички от нательного белья».
По его словам, совпала и версия гибели безымянного сына полка. Он действительно подорвался на мине. В этом поисковиков убедили травмы, которые мальчишка, вероятно, получил ещё при жизни – переломы обеих ног.
Открыв могилу, члены поискового клуба удивились: сына полка похоронили в гробу. Александр Юдин признался: губкинские поисковики с таким способом захоронения в войну встретились впервые.
«Нас это сильно удивило. То есть было у солдат время, желание сколотить гроб и выстлать его сеном», – поделился Александр Юдин.
Сына полка перезахоронили 22 июня, в День памяти и скорби, с воинскими почестями на мемориальном комплексе «Солдату-освободителю». В братской могиле в центре города лежат те, кто освобождал Алексеевку – солдаты и офицеры 52-й мотострелковой и 88-й танковой бригад.
Пока могила мальчишки никак не обозначена, но планируется, что на ней установят отдельную плиту с надписью «Здесь похоронен сын полка». Как рассказал Артём Шеломиенко, есть идея поставить на месте перезахоронения памятник. За образец хотят взять скульптуру «Сын полка» заслуженного художника РФ Анатолия Шишкова. Её, к слову, открыли в канун Дня города в Белгороде возле храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
«Ещё хочется поблагодарить те несколько семей, которые ухаживали за могилой и сохранили её. Имён их я не знаю, но напишите им спасибо», – попросил Шеломиенко.
Мы написали.