Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 августа 2020,  17:40
 3773

В Белгороде открыли выставку работ Зураба Церетели

В Белгороде открыли выставку работ Зураба ЦеретелиФото: Владимир Юрченко
  • Новость
  • Новость

Экспозицию «Форма и цвет» привезли в музей народной культуры из Российской академии художеств. В неё вошли 16 объёмных эмалей и две скульптуры народного художника СССР.

Президента Российской академии художеств Зураба Церетели знают в основном как скульптора. И скульптурные его работы часто становятся предметом неутихающих споров. В белгородском музее народной культуры с 5 августа посетителей знакомят с другой стороной его творчества – произведениями, выполненными в технике объёмной эмали.

До того как приехать в Белгород, выставочный проект Российской академии художеств побывал в Ростове-на-Дону, Вологде, Самаре, Ярославле и других городах России. В белгородском музее народной культуры выставляют 16 объёмных эмалей и две скульптуры из серии «Горожане».

Традиционно эмальерное искусство делят на ювелирное и монументальное. Считается, что Зураб Церетели вдохнул вторую жизнь в поразившее его в молодости и забытое тогда искусство эмали – автор решил использовать объёмную эмаль для декоративно-монументального оформления интерьеров и общественных зданий.

 

Объёмная эмаль техника сложная и прихотливая.

«Сначала делают слепок будущей работы, потом он отливается в гипсовой форме и уже на гипсовую форму накладывают медный лист и делают чеканку по выполненному рельефу. Затем на этот лист наносят специальные краски, которые запекают под определённой температурой. Краски начинают плавиться, перемешиваться между собой, и появляются вот такие интересные цветовые и тоновые переходы. Иногда за счёт того, что краску накладывают в несколько слоёв, появляется дополнительный 3D-эффект», – объясняет технику объёмной эмали куратор выставки, художник Белгородского государственного музея народной культуры Софья Ярошенко.

Кроме этого, объёмные эмали тяжелы и в буквальном смысле этого слова. Вес самых крупных из представленных на выставке – около 20 кг. Однако, монтаж новой экспозиции занял всего несколько часов. Руководили процессом специалисты из Москвы.

На камерной по сути выставке представлены работы, объединённые одной темой, – жизнь как она есть. При этом искусствоведы отмечают: этим произведениям Церетели присущ и магический реализм.

«Церетели творит свою художественную реальность. Сюжеты есть, и их нет. Композиция, как правило, сложная, многоплановая, в ней повествование почти полностью преодолено и превратилось в событие пластическое, – пишет искусствовед Татьяна Кочемасова. – Трансформируя традицию, опираясь на национальные корни, Церетели стремится к синтезу реальности и мифа, его тесному сплетению в художественные «ткани».

 

«Сами эти работы в принципе выполнены в одном ключе – по воспоминаниям автора о его молодости. То есть это типичные бытовые сценки, которые можно увидеть на улицах старого Тбилиси и не только», – уточнила Софья Ярошенко. 

Вот отлитые из бронзы «Скрипач», который почему‑то приехал в Белгород без скрипки, и «Художница» – творческие «Горожане». С чуть гротескных портретов смотрят на зрителя знакомые и близкие Церетели люди. Например, экзотичный «Тайтай» или «Владимир-Вольдемар с Линой и Миной». В бытовых картинах – «Праздник», «С дедушкой с базара» – прорисовывается типично грузинский колорит.

А ещё интересно, что одна из любимых у Церетели тем – цветочные натюрморты. Говорят (и это заметно по их количеству на эмалях!), что вне конкуренции у него подсолнухи.

Выставка задержится в Белгороде до 5 сентября. Побывать на ней можно и онлайн. 7 августа в 15:00 сотрудники музея народной культуры проведут дистанционную экскурсию по экспозиции.

Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×