Как связаны отечественная авиация, её яркие представители и Красногвардейский район
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
В районе гордятся первым русским генералом авиации Михаилом Владимировичем Шидловским, Героями Советского Союза Вячеславом Витальевичем Маркиным и Фёдором Михайловичем Чубуковым. Входит в этот звёздный список и лётчик-полярник Михаил Васильевич Водопьянов, участвовавший в спасении со льдины экипажа ледокола «Челюскин». С авиацией связаны и другие страницы истории Красногвардейского района.
Место расстрела неизвестно
Директор Красногвардейского краеведческого музея Галина Ямпольская буквально потрясена трагической судьбой родоначальника дальней стратегической авиации, первого авиационного генерала России, основателя отечественного авто-и самолётостроения Михаила Шидловского.
«К сожалению, о месте его расстрела и захоронения ничего не известно. Поместье Шидловских, как и некрополь, было уничтожено после прихода к власти большевиков. Имя Шидловского долгое время замалчивалось, несмотря на его огромные заслуги перед Отечеством», – рассказывает Галина Алексеевна.
Есть данные, что его расстреляли вместе с 18-летним сыном. Обвинение было сформулировано так: «Шидловский Михаил Владимирович, 63 года, белый генерал-майор, ярый монархист, участник организации и попытки сына перейти к белым».
Будущий гардемарин, морской офицер, совершивший кругосветное плавание, авто-и авиастроитель родился в родовом имении в слободке Новохуторной (Благодатной) Успенской волости Бирюченского уезда Воронежской губернии 20 июля 1856 года в большой дворянской семье.
В восемнадцать лет поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. На флотской службе он сходил в кругосветное плавание. Покончив с военной карьерой, уходит в промышленники, в бизнес, и дела его идут прекрасно.
«Шидловский был одним из основных акционеров Русско-Балтийского вагонного завода. Его избрали председателем правления акционерного общества. Осознавая свою ответственность за дело, Михаил Владимирович активно взялся за повышение рентабельности производства. Завод находился в Риге – огромное и успешное производство, на котором работало около четырёх тысяч человек», – рассказывает Галина Алексеевна.
В 1908-м вдобавок к основной продукции под руководством Шидловского начинается выпуск первых отечественных автомобилей «Руссо-Балт». Вскоре они станут известны всему миру. Кстати, это первая машина, которая добралась до вершины вулкана Везувий в Италии.
«Муромцы» докажут
Вскоре на заводе открывается ещё одно перспективное производство – русские самолёты.
«Счастливое стечение обстоятельств сделало возможным постройку воздушного корабля. Дело в том, что в это время во главе Русско-Балтийского вагонного завода, на котором строились малые аэропланы моей системы, находился человек выдающегося ума и решимости – Михаил Владимирович Шидловский», – писал молодой талантливый авиаконструктор Игорь Сикорский.
Воздушный корабль, о котором говорит Игорь Иванович, назовут «Илья Муромец». Газеты всех стран мира будут трубить о нём как о «новом слове в самолётостроении», «крупном успехе русских», «новом русском грозном оружии».
Чтобы продемонстрировать надёжность и безопасность «Муромца», Шидловский сам отправляется в полёт, прихватив с собой семью.
Когда в 1914 году началась Первая мировая война, русские военные заказывают заводу десять боевых «Муромцев», но вскоре отказываются от них. По их мнению, самолёт оказался низкого качества. На самом же деле причина в том, что в армии не хватает подготовленных грамотных лётчиков, которые умели бы летать, и специалистов, которые могли бы обслуживать самолёт. Учить одних или переучивать других, которые летают на худших аэропланах, чем «Муромец», времени нет, решили военные.
«Между тем «Муромцем» активно интересуются иностранные государства. Многие пытаются найти контакт с руководством завода, но получают патриотичный отказ от сотрудничества. А в Германии на основе журнальных статей и фотографий «Ильи Муромца» запускается строительство аэроплана такого типа», – продолжает Ямпольская.
Война идёт, аэроплан, который мог бы успешно применяться как бомбардировщик и самолёт-разведчик, не востребован.
Шидловский пишет письмо военному министру России Владимиру Сухомлинову.
«Единственные русские автомобили и русские воздухоплавательные машины – это мои детища, – читаем в письме. – Я много лет веду упорную борьбу за право существования их в России среди заполнивших Родину фабрикантов иностранной промышленности, и если бы моё участие в работе, направленной к торжеству над врагом этого нового русского оружия, было признано полезным, то я готов предоставить свои силы и свой опыт в распоряжение Вашего ведомства».
Так же Шидловский предлагает решить проблему с кадрами лётного состава для «Муромца» – создать школу лётчиков. «Муромцы» докажут свою способность наносить врагу такой ущерб, какого не может нанести ни один из летательных аппаратов нашего времени», – утверждал он.
Обращение к министру, как говорится, сработало. Указом императора Николая II была сформирована эскадра из десяти боевых и двух учебных воздушных кораблей типа «Илья Муромец».
Автора письма назначили начальником эскадры с присвоением звания генерал-майора. Так Михаил Владимирович стал командиром первого в России и мире соединения многомоторных самолётов и первым генералом в тяжёлой авиации. Едет в действующую армию, в местечко Яблонна в Польше, где располагались отряды «Муромцев». И они под руководством Шидловского успешно проявили себя в боевых действиях против Германии.
Вертикальный манёвр
Землякам Шидловского – военным лётчикам Вячеславу Маркину и Фёдору Чубукову не довелось летать на «Илье Муромце», потому что самолёты этого типа использовались до 1923 года. В это время один будущий Герой Советского Союза ещё не появился на белый свет, а второй сосал мамкину грудь. Пройдёт два десятка лет, и они поднимут в воздух самые современные по тому времени воздушные аппараты.
Их судьбы очень похожи. Оба родились в Бирюче, впервые увидели самолёты и совершили первые полёты в аэроклубах. Военную профессию осваивали в лётных училищах. Один и второй стали воздушными асами, выросли в полку от лейтенантов до командиров эскадрилий. Оба заслужил Золотую Звезду Героя Советского Союза.
Однажды безусым юношей сев в кабину Ил-2, Маркин больше не расстанется с этой машиной, пройдёт на ней всю Великую Отечественную. Фронтовая газета «На страже Родины» рассказывала о нём: «Командир звена, лейтенант Вячеслав Маркин снискал себе славу бесстрашного лётчика-штурмовика. За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками, тов. Маркин награждён орденами Красного Знамени и Отечественной войны первой степени».
Особенный героизм он проявил во время операции «Багратион» по освобождению Белоруссии. Всего на его счету 125 боевых вылетов, около ста – в качестве ведущего группы.
В 2005-м на открытии Аллеи Героев Красногвардейского района Вячеслав Витальевич увидит здесь свой «золотой» бюст и сфотографируется рядом. Это произойдёт за пять лет до его кончины в Москве. В память о земляке в Бирюче его именем названа одна из улиц.
Чубукову довелось летать на разных типах боевых самолётов. Он поднимал их в небо над Ленинградом, на Волховском и Прибалтийском фронтах.
Газета «Правда» писала об очередном бое нашего земляка: «На высоте 3500 метров лётчики встретили четыре вражеских самолёта «Фокке-Вульф-190». Наши гвардейцы Чубуков и его ведомые навязали противнику вертикальный манёвр. После многих обоюдных атак Чубукову удалось зайти в хвост одному «фоккеру». Короткая очередь, и тот полетел к земле».
Фёдор Михайлович совершил почти 300 боевых вылетов и провёл более ста воздушных боёв. Лично сбил 35 вражеских самолётов.
После войны продолжал службу в ВВС. Окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава и Военно-воздушную академию, преподавал в Рижском институте инженеров гражданской авиации. Скончался в 1988 году.
На Аллее Героев в Бирюче есть его бюст, одна из городских улиц названа его именем.
Заразили бодростью
«Если мой прилёт дал будённовцам какую‑то зарядку, то и они меня заразили бодростью», – написал в районную газету «Будённовец» после своего визита первого сентября 1935 года легенда советской авиации, один из первых Героев Советского Союза, лётчик-полярник Михаил Водопьянов (Бирюч тогда назывался Будённовском).
Сагитировал Михаила Васильевича побывать здесь уроженец этих мест – первый председатель Центрального комитета профсоюзов авиаработников Павел Дурницын.
Появление кумира миллионов в небольшом провинциальном посёлке было сродни сенсации и вылилось в грандиозный праздник. Два дня знаменитость катали по сёлам и колхозам района, на встречи с крестьянами и рабочими. Каждый хотел прикоснуться к мировой знаменитости, пожать руку, а потом рассказывать, как это было.
В 1985 году к 50-летию прилёта Водопьянова и Дурницына на здании Красногвардейского межрайонного аэропорта установили мемориальную доску. А в 2016-м на въезде в Бирюч, на месте бывшего аэродрома, поставили красивую стелу в честь их прилёта.
Телеграмма Сталину
И ещё одна история связывает бирючанцев с авиацией. В годы Великой Отечественной войны тыл чем мог помогал фронту. Бирючанцы отдавали последние копейки на строительство боевых самолётов для Красной армии. Вот какую телеграмму они направили в Москву.
«Москва, Кремль. Верховному Главнокомандующему Маршалу Советского Союза товарищу Сталину. Трудящиеся Будённовского района Воронежской области горячо благодарят Вас, дорогой Иосиф Виссарионович, и нашу доблестную Красную армию, которая под вашим чутким руководством в январе 1943 года освободила нас от немецко-фашистского рабства.
Воодушевлённые героическими подвигами доблестной Красной армии, изгоняющей с нашей священной земли фашистских извергов, стремясь оказать больше помощи Красной армии в окончательном разгроме врага, трудящиеся района внесли из личных своих сбережений на постройку боевых самолётов 750 000 руб.
Поступление средств продолжается. Просим Вас, товарищ Сталин, построить на наши средства эскадрилью самолётов «Будённовский колхозник».
Секретарь Будённовского РК ВКП (б) Д. Ныренков, председатель райсовета депутатов трудящихся И. Боганский».
Вторая телеграмма – от комсомольцев – была опубликована в районной газете «Будённовец» 2 апреля 1944 года. Вот её текст:
«Комсомольская организация Будённовской МТС, воодушевлённая победами наступающей героической Красной армии, широко развернула сбор средств на строительство эскадрильи «Будённовский колхозник».
На общем собрании все комсомольцы, как один, заявили о желании внести на постройку самолётов месячный оклад и некоторые из них тут же вносили наличными.
На собрании было внесено 2500 рублей».
Фото Павла Колядина и из архива Красногвардейского музея