Дядя Лёша. Как житель Разумного помогает многодетным и онкобольным
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
«С миру по нитке – голому рубаха» – не пословица, а принцип, которому следует Алексей Щегловитов. Он объявляет сборы на лечение для онкобольных, развозит продукты и вещи семьям в тяжёлой жизненной ситуации, которые ему привозят неравнодушные подписчики. Но люди не всегда ценят и принимают помощь.
Каждый день кто‑то пишет
В день Алексею приходит больше десяти сообщений от тех, кто хочет помочь, и тех, кому нужна помощь.
«Каждый день мне кто‑то пишет. Времени ответить всем нет, поэтому выбираю только тех, кто срочно нуждается. Еду к людям домой, смотрю, в каких условиях они живут. Документы на лечение, на детей проверил. Сам увидел, что в холодильнике пусто. Только тогда объявляю сбор».
Мужчина пишет пост о семье на своей странице во «ВКонтакте». Среди двух тысяч друзей из Белгородской области и других городов России находятся те, кто жертвует деньги, привозит продукты и вещи.
«У Людмилы онкология. Ей нужно было ехать на операцию в Обнинск, а судебные приставы из‑за кредитов арестовали пенсию. Мы объявили сбор и за один день собрали деньги на дорогу. Но они снова нужны», – рассказывает Алексей.
Татьяне из Томаровки пришлось уволиться с работы, чтобы ухаживать за больным мужем. Он работал на предприятии, и его придавило железным станком. Мужчина получил перелом таза и разрыв кишечника. Теперь ему ежедневно нужно менять мешки для стомы. Один такой стоит 150 рублей. Получить их бесплатно семья сможет, когда мужу дадут группу по инвалидности.
«Компенсацию им не выплатили. Сейчас Татьяна судится с предприятием. А у неё двое детей. Она всё в доме продала. Недавно мне отдали мази и три коробки с мешками. Их там по 20 штук. Сейчас они ищут клинику, где Юрия прооперируют».
Олесю из Старого Оскола муж выгнал ночью на улицу с годовалым ребёнком и девятилетней дочерью. Женщина вернулась домой к матери и подала на алименты. Лишних денег нет: пока семья живёт на пенсию бабушки и детские пособия. Часть из них приходится откладывать на покупку отопительного котла и ремонт дома. Благодаря помощи людей семья сможет сэкономить: у маленького Виталика появился велосипед и ролики на вырост, у Вики – новый портфель, а у мамы – зимняя обувь.
«Написала семья с шестью детьми из Прохоровского района. Они купили маленький домик за маткапитал. Там глушь, работы нет. Собрали для них целую машину. Утром собираюсь выезжать, и приходит сообщение: «Спасибо, нам ничего не надо». Мама меня везде заблокировала. А потом звонит с чужого номера. Говорит, кто‑то на неё нажаловался в соцзащиту. Служба приехала, проверила, вопросов к ней нет. Спросили, откуда меня знает, а она испугалась. Но они стараются. На летние выплаты линолеум купили, стройматериалы. Хотя соцзащита первая должна посмотреть, в каких условиях люди живут».
Друг семьи
Полгода назад Алексею позвонили из храма, куда он регулярно заходил. Его попросили навестить семью из Разумного. У матери четверых детей вырезали раковую опухоль. Татьяне назначили курс химиотерапии, но денег на лечение не хватало:
«Нам нужно было ездить на обследования в Москву. Какие‑то сбережения были. Всё‑таки мы достраивали дом. Но потом деньги закончились, и мы начали занимать. Двоякое мнение было: вроде бы тебе надо лечиться, чтобы жить, а вроде бы хочется прожить, как есть, и не проходить химию. Думала, муж уйдёт. А на нём весь дом держался. И тут мне звонят из церкви. Сказали, приедет мужчина, поможет».
После знакомства с семьёй Алексей рассказал о Татьяне в интернет-сообществах посёлка. Люди отозвались с осторожностью. Но мужчина звал всех желающих поехать и лично познакомиться с семьёй. Постепенно под его постами начали оставлять комментарии о том, что человек действительно помогает.
«Алексей приехал с женщиной. И пакеты, пакеты несут. В доме всё было заставлено. Он стал помогать с условием, что нам будут привозить продукты, а деньги, что мы на них тратили, оставим на лекарства. Я ждала подвоха. Мы с мужем боялись, думали, просто так не помогают. Но Лёша стал часто приезжать. Встаёшь утром и знаешь, что сейчас придёт сообщение: «Как дела? Как анализы?» – рассказывает Татьяна.
Люди скинулись и на юбилей подарили Татьяне велосипед. Среди неравнодушных нашлись парикмахеры и даже логопед, которая бесплатно исправляет нарушения речи у сына женщины.
«Мне тогда было сложнее не физически, а морально. Боялась, что дети одни останутся. Муж сказал: «Я без тебя не смогу жить». Наверное, эта поддержка нужна была. На странице пост оставит обо мне, а люди в комментариях пишут: «Таня, у вас всё будет хорошо!» Кто‑то пирог привезёт, кто‑то лекарства. Положительные эмоции постепенно накапливались, и я сама стала думать: «Да, у меня всё будет хорошо, назло всем врагам».
Татьяна прошла курс химиотерапии. Теперь дядя Лёша помогает бесплатно сдать последние анализы. Он для Кудрявцевых стал другом семьи.
От сердца к сердцу
В постах Алексей всегда указывает, к кому, куда и когда он поедет. Оставляет номер телефона и адрес, чтобы люди привозили вещи. А поначалу сам ездил и забирал их.
«Едешь далеко, а тебе выносят одну пачку гречки и закрутки со вздутыми крышками, грязные вещи. Просят: «Вы же меня обязательно отметьте в посте». Или вообще не открывают. Люди не понимают, что это бензин. До Прохоровки туда и обратно две тысячи надо. У меня уже денег на бензин нет. Подписчики заправляют».
А есть те, кто всю машину заставит банками и каждую подпишет.
«У меня есть очень богатый знакомый. Он сюда иногда приезжает и закупается на огромную сумму, говорит, отвези людям. Не просит отчётности, не хочет, чтобы его афишировали. Человек не гнилой, не жадный. Он не обещает, а просто делает. К таким людям отношусь с уважением. Девчонка написала как‑то. Ей 23 года. Ребёнок стоит с пакетом лекарств, а у неё самой онкология. Я в слёзы».
О привезённых вещах Алексей пишет в своей группе «Отдам даром». Детскую кроватку или коляску может забрать каждый.
«Только прошу приезжать с детьми, чтобы потом не перепродавали».
Велосипедами и самокатами заставлен весь двор. А мешки и коробки с одеждой не всегда помещаются во флигеле, который Алексей снимает с женой. Мужчине приходится успевать отвечать на сообщения, сортировать одежду, навещать семьи и зарабатывать деньги.
«Я дома почти не бываю. Шучу, что супруга скоро из дома выгонит. Есть времена, когда хочется на день-два заблокировать свою страницу, до такой степени устаёшь. Но мне будут писать в мессенджеры, звонить. Думаю, нужно просто давать себе отдохнуть. Я один, и времени не хватает. Поэтому хочу создать фонд помощи «От сердца к сердцу».
Алексей собирается найти и арендовать помещение в Разумном, чтобы люди привозили туда всё, чем хотят поделиться. Признаётся, содержать его сам не сможет, и надеется на поддержку других. Не обойтись и без помощи добровольцев, которые будут сортировать вещи.
«Хочу, чтобы человек приехал, взял, что нужно, и уехал довольный. Он будет знать, что продукты на неделю есть, и сможет накормить детей. Знакомый обещал отдать машину. Если она будет, сможем ездить по Белгородской области».
Тут я кому‑то нужен
Если одни поддерживают инициативу Алексея, другие придерживаются мнения «сами нарожали, сами виноваты».
«Некоторые мне пишут: «Зачем оно тебе надо? Плюнь на них». Мне звонили с неизвестного номера, угрожали и оскорбляли. Нельзя быть таким. На севере, откуда я родом, люди добрые. А здесь все разговоры в компаниях за деньги. Многие в 90-х наворовали и сгнили с ними. А я как был простым деревенским мужиком, так им и остался».
Он вырос в деревне посреди тайги, близ Каргополя – старинного города в Архангельской области. В семье было пятеро детей. Алексей, самый старший, с малых лет заботился о брате и сёстрах.
«Мама приходила с работы без задних ног. Мне нужно было набрать воды в колонке, натопить печку, всех накормить. Я отучился в колледже на повара-кондитера, чтобы научиться готовить. Одноклассники бегают на улице, а я с третьего класса пасу овец. За это мне ежедневно давали пакет еды и деньги. В магазинах тогда ничего не было, всё по талонам. Нас спасало одно: мама работала в столовой».
В школе многодетных кормили бесплатно. А местная администрация помогала им дровами и даже выделила пятикомнатную квартиру.
«Каждый раз, когда еду в семью, вспоминаю себя. Раньше я решал проблемы дочери и жены. Теперь у дочери своя жизнь, звонит редко. Я за это на неё ругаюсь. Жена на работе. А тут я кому‑то нужен. Буду знать, что людям в какой‑то ситуации помог: лекарство вовремя привёз, ребёнка накормил».
Алексей готов помочь каждому, но не каждый готов принять эту помощь.
«Есть семьи, которые стремятся жить лучше. У меня знакомая после работы в домах полы моет. Есть семьи, где родители пьют. Я детей накормлю, а взрослым скажу, чтоб больше их такими не видел. Они исправляются. А есть те, кому легче просить у других. Недавно мама с четырьмя детьми попросила тортик больному сыну на день рождения. Сказала, у неё муж с прибабахом, и она прячется от него на чьей‑то квартире. Я к ним в комнату зашёл: два диванчика стоят, жрать нечего, памперсов нет. Объявил сбор. Мне столько людей позвонили, сказали, что она их обманула, денег назанимала и несколько лет уже прикрывается ребёнком с онкологией. Сколько у меня злости было!»
Торт и продукты Алексей всё же привёз.
«Она детей на улицу выволокла. Стоит орёт на них. В лоб бы как дал. Я потом пост написал, чтобы органы опеки взяли их на контроль».
Но мужчина продолжает следить за этой семьёй.
«Я знаю: кто хочет, тот стремится. Мы с женой приехали сюда восемь лет назад и купили квартиру за четыре миллиона. Оформили её на брата жены, а он нас выгнал. С бизнесом я пролетел. Мне нужно было кормить дочь, платить за съёмное жильё. И я работал там, где можно было заработать: делал пеноблоки, арендовал мойку, был таксистом. Сейчас ремонтирую машины. Мне хватает, и я могу какую‑то часть заработка потратить для других. Хотя я обыкновенный человек, с долгами и кредитами. В своё время от меня отвернулись родственники, я сильно болею, перенёс инфаркт. Но у меня появился шанс прожить жизнь, и я использую этот остаток».