Зачем мучиться? Садоводческие заповеди, которыми живёт Валентина Дудкина
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Мы приехали в гости к Валентине Дудкиной в губкинский хутор Попов Верх со свежим выпуском «Белгородских известий», а она за щедрым деревенским обедом рассказала нам о себе и своём саде.
Валентина Николаевна родом из села Чепухино, что ныне Ватутино, почти 50 лет живёт на Губкинской земле и каждый год неизменно пополняет свою садоводческую коллекцию на пару десятков новых сортов разных цветов и хвойных. Сама опытный агроном с образованием от Корочанского сельскохозяйственного техникума. Она не возится с подкормкой, потому что «такой объём не подкормить» и честно говорит о своих цветах: «Я люблю их».
Работа
Арсенал садоводческих инструментов в её хозяйстве скромный – только самое необходимое: лопата, вилы, тяпка, мотоблок и ручная пололка с плужком, усовершенствованная зятем, для междурядной обработки.
С работой Валентина Николаевна на «ты»:
«Как можно жить без работы? Я вообще не понимаю, – тут же отвечает на свой недоумённый вопрос Дудкина. – Я сразу с ума сойду».
Её помощники – дочка с зятем и внучка с мужем – в основном хозяйничают на огороде, а с дорогими сердцу цветами – сама.
«За семьёй надо глаз да глаз в саду, чтобы не навредили цветам?»
«Да нет, я не такая привередливая…»
Здесь неожиданно появляется реплика из зала – зять Саша, сооружающий у нас под боком летний душ, не может умолчать:
«Да-да… – с ухмылкой говорит он. – То не там скосят, то ещё что‑нибудь…»
Но Валентина Николаевна защищает помощников:
«Они у меня молодцы, не безобразничают».
Дружба
В хуторе с годами всё меньше людей – работать негде, молодёжь разъезжается, круг друзей редеет.
«Разовых друзей, которые дружат только из‑за выгоды, я уже отшила, – строго говорит Дудкина. – Сейчас у меня одни цветоводы, а с ними – такая красота! Они увлечённые – только про цветы и говорим. А болезни – что о них говорить? Она мне не поможет, и я ей не помогу».
А подруги-садоводы и подсобят при случае.
«Вот недавно у меня шалфей пропал, я у подружки взяла, чтобы был, – говорит Валентина Николаевна. – Так и бывает. Иногда отщипываешь где‑то – увидишь у человека, попросишь – разрешают».
Да и сама такая же.
«Вам есть куда посадить? Хотите? – спросила нас Дудкина, остановившись у клематиса. – Могу дать. Им просто столбик поставите. Они душистые! И пчёлы их любят. У меня их много, я могу вам накопать».
Сад и огород
У Валентины Николаевны как первоцветы выглянут из‑под снега, так сад в цвету до осени. Лишь малая часть того, что мы успели рассмотреть от высоченных дельфиниумов до пруда с лягушками и кувшинками во время экскурсии по участку: хосты, актинидии, японская керрия, гребенщик, розы, петуньи…
«Каждый раз ждёшь и смотришь: что же новое зацвело? Относишься к цветам как к хорошим друзьям, привыкаешь, – делится Валентина Николаевна. – Прихожу в сад и в грустном настроении, и в весёлом. Разговариваю с каждым, говорю: «Хороший ты мой, вот какой ты красивый сегодня». Я думаю, если любить и даже не трогать, то и растёт оно само по себе».
Из хвойных в хозяйстве – туи, пихты, можжевельники разных сортов, ели, в горшочках сидят кедры. 200 сортов ириса, 144 сорта пиона, около 100 сортов лилейника, 30 сортов декоративных злаков. И «полный набор», как выразилась Дудкина, на огороде: картошка, капуста, лук, чеснок, арбузы, кабачки, кукуруза, помидоры, огурцы. К ним прибавим яблони, груши и вишни.
«Рука лёгкая или нет – это всё неправильно, – считает она. – Иногда, бывает, посадишь в одном месте, а тут какое‑то биополе неправильное, пока не пересадишь – так и чахнет. Значит, ему не подходит место. Я уже много раз проверяла. Посадила – вроде всё нормально, а пересадила – начал так бузовать, что ему ничего и не надо».
Ёлка и сирень
«Моим цветам хорошо – они меня не обижают, и я их тоже, – с любовью говорит Валентина Николаевна. – Я их с самого детства люблю».
Ёлка, выращенная в саду Валентины Николаевны и пересаженная в горшок, отдыхает в летнем теньке у дома.
«Зачем губить растение? – удивляется Дудкина. – Только обязательно её выносить, а на Новый год можно украсить в доме».
У неё нет любимчиков, ко всем отношение одинаковое, даже если хочется на них чихать.
«Сирень я всегда сажаю далеко. Сильно пахнет, а у меня аллергия, – признаётся Дудкина. – Но за что же её обижать, если она такая красивая».
А с проблемными у неё разговор короткий:
«Если южное растение живёт у нас плохо – зачем нам мучиться? Его лучше убрать. А сажать то, что хорошо живёт в нашей природе».
Не хотелось нам уходить из‑за стола с борщом из домашней курочки, молодой картошки и капусты с огорода, мятным чаем, земляникой и душевными разговорами. За летним обедом под навесом зреющего винограда рядом с щедрой хозяйкой маленького бесконечно цветущего мирка слышишь кудахтанье курочек, ощущаешь мягкую поступь кошки – чувствуешь гармонию этого дома и доброго человека.