По традиции и по правилам. Почему для священника радость, когда человек приходит в церковь
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Может ли девушка прийти в храм с косметикой на лице? Нужно ли освящать в храме дорогие сердцу серьги и кулон? Как поступить с засохшей освящённой веткой вербы? На вопросы читателей «Белгородской правды» отвечает настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в селе Мелихово Корочанского района отец Григорий (Дегтярёв).
Обратитесь к священнику
— Отец Григорий, как быть, если потерялся нательный крест? Можно ли купить новый и освятить его?
— Я часто сталкиваюсь с этим вопросом. В селе летом к бабушкам приезжают внуки, играют, теряют крестики. Но дети проще к этому относятся. Больше расстраиваются взрослые, когда теряют кресты. Что нужно сделать? Во‑первых, попросить у Бога за свою халатность прощения: «Господи, прости меня!». Во‑вторых, взять любой другой крестик – купить в церковной лавке, в ювелирном магазине, принести в храм, освятить его и надеть. Если совесть мучает, я посоветовал бы прийти на исповедь, а затем причаститься святых Христовых тайн.
— Можно ли освящать ювелирные украшения?
— Можно освящать любую вещь, есть чин на освящение всякой вещи. Освящение вещи – это доверие Богу прежде всего. И чтобы потом не было всяких расстройств из‑за потери, поломки: значит, Господь так дал.
— Что делать с порвавшимися чётками?
— Надо понимать, что такое чётки. Это вещь, предназначенная для постоянной молитвы. Не каждому человеку благословляются чётки. Чётки благословляются православному христианину духовником для того, чтобы он перебирал их и молился по ним.
Как и любая вещь, чётки могут перетереться и порваться. В лучшем случае можно их отремонтировать. В худшем, когда чётки рассыпались, приемлем такой вариант утилизации: где‑то на земле развести костёр и сжечь их, остатки, если есть, закопать в непопираемом месте (яма или сухой колодец, закрытые от хождения поверх них, то есть место, по которому не ходят. – О.П.). И не надо расстраиваться. Чётки христианину даны для молитвы, для того, чтобы они постоянно работали.
— Как поступить с оставшимися от родственников старыми иконами, церковными книгами?
— Каждый храм сталкивается буквально каждую неделю с ситуацией, когда молодые люди приходят и говорят: «Батюшка, не знаем, что делать с иконами. Они старые, мы не видим на них образа». Лучше принести иконы в храм. Собственно, если уже не видно образа, их сжигают. В каждом храме есть специально отведённое место – непопираемое, где такие святыни сжигают.
Также поступают с церковными книгами, когда их привозят сильно потрёпанными. Мне привезли такую книгу, стал её рассматривать и заметил, что надо страницы достать и ровненько положить. Так мы восстановили книгу.
Выбрасывать иконы, церковные книги нельзя. Поэтому, если сомневаетесь, как с ними поступить, обратитесь в близлежащий храм к священнику, чтобы он принял решение.
Относитесь с благоговением
— Что делать с засохшей освящённой веткой вербы?
— Многие приходят с таким вопросом. Есть такая традиция: ветку прошлого года нужно окунуть в проточную реку и отпустить.
— Какое время можно хранить освящённую на Крещение воду?
— Крещенская вода – это большая святыня, которую приносят домой, и в каждом доме такая вода должна быть. Крещенскую воду не пьют просто так, а натощак. Я советую как можно меньше её пить, чтобы благоговение к ней всегда оставалось. Крещенской водой мажут больные места, кропят свои жилища. К ней нужно относиться бережно. Хранить святую воду нужно ни в коем случае не на полу.
Сколько она будет стоять у вас? Святая вода может стоять и десять лет, но лучше каждый день по чуть-чуть принимать эту святыню всей семьёй. И каждый год набирать крещенскую воду заново. Скажу из собственной практики, чему стараюсь учить и своих прихожан: я набираю десять литров на год для семьи.
— Как поступить с засохшей просфорой?
— Приходишь в гости к людям и видишь склад просфоры. Эту, говорят, привезли из Киево-Печерской лавры, эту – из Дивеева, эту передали из Троице-Сергиевой лавры, а эту внук привёз из Александро-Невской лавры… И они лежат годами.
Что такое просфора? Это святой хлеб, который необходимо принимать также натощак со святой водой каждый день. Не надо собирать просфору. Если засохла, нужно размочить в святой воде. А бывает страшнее, когда просфора заплесневела. Тогда нужно с ней, как и с вербой поступить: опустить в проточную реку. И сделать это в месте малолюдном, а не на пляже.
Выйти никто не попросит
— Можно ли девушке или женщине прийти в храм с косметикой на лице?
— Есть традиция приходить женщинам в храм ненакрашенными. Храм – это место, куда мы идём к Богу и где мы остаёмся наедине с Богом. Мы идём туда не привлекать внимание одеждой или внешним видом. Поэтому нужно стараться быть как можно меньше накрашенной. Сейчас, в XXI веке, я это слово хочу подчеркнуть: стараться.
На иконах, к которым прикладываются женщины с помадой на губах, остаются следы, на кресте, который лобызают, – пятна. И, понимая это, приходящая в храм женщина, если она желает приложиться к святыне, должна стереть помаду с губ. Но если женщина придёт на службу накрашенной, выйти из храма её никто не попросит. Сейчас радость, во всяком случае для священника, когда человек приходит в церковь.
— Наверное, один из распространённых вопросов: можно ли женщине прийти на службу в брюках или джинсах?
— Я тоже отвечу из своей прак-тики. Есть традиция, а есть правило. Женщина должна быть в храме с покрытой головой и в юбке ниже колена. Но идёт, особенно в городе, девушка с работы мимо храма, и душа у неё хочет зайти туда. А девушка не в юбке. И что же теперь: не заходить в храм? Или там её попросят выйти?
Я вот такого правила придерживаюсь: не надо понуждать. Женщина раз придёт на службу в брюках, во второй раз придёт, в третий… А на четвёртый сама поймёт, что все вокруг в юбках. Не нужно указывать на это. Если человек начинает ходить в церковь, он сам ко всему придёт.
— Нужно ли хранить открытки, буклеты со словами Священного Писания, с изображением Иисуса Христа?
— Если сейчас у кого‑то такие вещи остались, лучше предать их огню где‑нибудь у себя на даче, выкопать ямку в непопираемом месте и сложить туда пепел.