Покупать неинтересно. Почему Валентин Ковалёв из волоконовской Шидловки занялся сваркой
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Я застала Валентина Николаевича за работой. Во дворе на земле он разложил детали будущей шестиметровой арки с плетущимися цветами и колосками. Она украсит Аллею Трудовой Славы в Шидловке. Слева, у стены дома, аккуратно сложено железо, которое скоро преобразится в цветы, причудливые завитки. Справа – мастерская сварщика, там царит творческий беспорядок, но любая деталь или железяка обязательно однажды пригодится.
Предки ковали
Мало кто знает, что изделия Валентина Николаевича радуют земляков в разных уголках Волоконовского района. На въезде в Шидловское сельское поселение установили композицию в виде сердца с дубом и колосками внутри, железная липа с гнездом и птичкой украшает родник по дороге в Пятницкое, а в новом сквере за зданием районной администрации в Волоконовке жители отдыхают на удобной скамье в форме сердца – всё работы шидловского мастера.
«Делаю это для души», – признаётся Ковалёв.
Мастер стоит посреди двора в плотной холщовой робе и кепке набок, чтобы козырёк не мешал при сварке. Седые виски выдают возраст. Валентину Николаевичу 55 лет, но, когда улыбается и рассказывает о своём деле, кажется, молодеет. Он работает водителем в шидловской добровольной пожарной команде.
«Фамилия‑то у меня Ковалёв, наверное, мои предки когда‑то были связаны с железом, ковали, – предполагает Валентин Николаевич. – Отец говорил, что были в роду и плотники, и кузнецы. Да и он тоже всё сам делал, я за ним везде ходил и перенял это».
Сваркой занялся ещё в 11 лет, но тогда просто баловался. Одной из первых работ мастера был примитивный верстак, который он сварил вместо разрушившегося деревянного. В 15–17 лет уже серьёзно взялся за дело, столик, тумбочку приварил. А художественной ковкой занялся около семи лет назад.
«Дело шло к свадьбе среднего сына, – вспоминает мастер. – А штакетник упал, надо было менять, вот и сварил новый. Ворота украсил лозой и виноградными гроздьями. Долго думал, как их сделать. Набрал на пруду у дома синей глины, сделал форму, выложил в неё подшипники и приварил, глину снял, гроздь щёткой зачистил. Сейчас вижу, что рисунок сделан грубо и безобразно, скоро всё переделаю».
Двух одинаковых нет
Дом Ковалёвых легко узнать, мимо точно не пройдёшь. За двором деревянные качели с навесом, перед ними оригинальные клумбы: бабочка с крыльями из поликарбоната и железный зонт. А охраняет всё собака по имени Бублик.
«Это детские забавы, – машет рукой на клумбы мастер. – Жена попросила сделать бабочку в подарок на 8 Марта. Купили цветной поликарбонат, сначала форму нарисовал на земле, одну сторону сварил, потом вторую симметрично сделал. На всё ушло около двух недель. Теперь жена заказала павлина, чтобы хвост в виде клумбы сделать. Рядом с качелями роза плетущаяся растёт, ей сварю изгородь красивую».
Валентин Николаевич никогда не спешит в работе, сам признаётся, что медлительный в этом деле.
«Чтобы красиво было, надо делать всё аккуратно, поэтому и долго, – объясняет он. – У меня прадед всё делал основательно, если столб забивал, то дубовый, чтобы на века. Я поэтому металлом занялся. Этот материал будет долго стоять, внукам и правнукам моим ещё послужит».
Работает мастер каждый день по два-три часа, а то и больше. В основном варит ручной дуговой с электродами, но умеет газовой и углекислотной сваркой.
«Я многого не знаю, но читал литературу, справочники, изучал свойства металла. Это материал долговечный, а если к нему относиться с душой, то прослужит долго, – считает Ковалёв. – Он для меня как пластилин, из которого можно что‑то слепить. Ещё нет ничего, а я уже знаю, из чего и как сделать. Двух одинаковых изделий не получается, каждое уникальное».
Чтобы осталась память
Кажется, нет ничего, чего бы Валентин Николаевич не сделал своими руками. Любая техника и инструменты ему поддаются. В его руках зацветают железные цветы и вырастают деревья.
«Всё, что зарабатываю за заказы, вкладываю в инструменты, чтобы они ещё детям послужили. Хочу, чтобы после меня память осталась, – делится сварщик. – У меня лежат рубанок, стамеска ещё моего деда, не нужны сейчас, но храню как память. Они в хорошем рабочем состоянии, я показываю их детям, рассказываю о деде, что он воевал, в Берлине был. Так через инструменты передаю историю, а они своим детям расскажут обо мне, те увидят, чем я занимался».
В основном Ковалёв занимается железом, дереву мало уделяет внимания, но хочет это изменить.
«Раньше мебель делал, стулья, кухню. Есть мечта сделать точёную резную деревянную кровать, но пока времени на это не хватает, хотя с сыном делаем токарный станок по дереву», – рассказывает мастер.
Для семьи и для дома он создаёт разные приспособления. Так, у стены летней кухни припаркована тяпка на колёсах.
«Удобно свёклу, картошку пропалывать с её помощью, – уточняет автор изделия. – Дети называют её бедой. Выйдешь на огород, глянешь, что всё заросло: «Ой, беда». Угол и глубина регулируются. Есть ещё приспособление для окучивания картошки».
Люди часто обращаются к мастеру по житейским проблемам, просят что‑то приварить в тракторе, машине. А в ответ несут Ковалёву металлолом, подшипники, разные железяки. Вот из таких деталей сварщик мастерит технику для младшего сына.
«Сын пока работает в Белгороде, а мне поручил подготовить прицепной инвентарь к трактору: культиватор, сеялку, дискатор, в прошлом году плуг сделали и аппарат для посадки кукурузы и свёклы. Я много времени в колхозе проводил, видел всю их технику и запомнил, – объясняет Валентин Николаевич. – Погрузчик сделали на трактор, цилиндры со старой техники брали, шланги, трубку, лист железа купили и слепили. Сначала стойку не так смастерили, сейчас переделали – и заработало. Методом проб и ошибок работаем. Покупать неинтересно, если можно сделать самому, я делаю».